На модернизацию ЖКХ власти дадут только 2 трлн, остальное поищут у бизнеса и граждан
«На один бюджетный рубль один внебюджетный», — такую схему финансирования реновации коммунальных сетей озвучил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на минувшем Петербургском международном экономическом форуме. С началом специальной военной операции на Украине доля расходов на инфраструктуру в ВВП страны сократилась. Но в планах до 2030 года — потратить на эти цели 70 трлн рублей, из которых 40% — на транспорт, скромные 6,5% — на модернизацию ЖКХ. Банкиры пока видят хороший денежный поток в новых логистических коридорах, чего не скажешь о замене дырявых городских сетей и стройке новых. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Хуснуллин: «На один бюджетный рубль один внебюджетный» Фото: Сергей Елагин
«Половина денег внебюджетные»: как профинансируют реновацию сетей в России и Татарстане?
Расходы на программу модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года составят 4,5 трлн рублей, из которых половину привлекут из внебюджетных источников. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме в минувшую пятницу заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
«Никогда не делали таких масштабных программ, из которых половина денег внебюджетные. Должны создать условия, когда на один бюджетный рубль один внебюджетный. Это и возможность, и надежность для дальнейшего развития», — сказал вице-премьер РФ на сессии, посвященной развитию инфраструктуры.
Уточнять «внебюджетные источники» Хуснуллин не стал. Но к таковым относятся деньги банков, государственных компаний, пенсионных фондов — и, конечно, тарифы для бизнеса и жителей.
«Государство никогда не справится с этой задачей, если в тарифе не будет инвестсоставляющей», — говорил глава РТ Рустам Минниханов в начале года на коллегии минстроя РТ. Напомним, инвестиционную составляющую из тарифа убрали 10 лет назад, а теперь на обновление коммунальной инфраструктуры надо 200–300 млрд рублей.
Республика уже готовит комплексный план модернизации ЖКХ. В Москве и регионах пытаются найти баланс между ремонтом старых и строительством новых сетей, которые нужны для ввода новостроек, — к 2030 году в России намерены ежегодно возводить по 120 млн кв. м жилья. В порядок надо приводить и старые сети с источниками.
«Чтобы не сели с новым строительством, сети должны быть соответствующими», — признался в конце февраля министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин на выступлении в Совете Федерации. «Не станем вкладывать, не доведем до 4 процентов снижение износа сетей — тогда проблемы будут нарастать», — говорил он сенаторам о планах в 10 раз, с 40% до 4%, снизить долю ржавых труб по России.
Главным будет жилье, т. к. на его долю приходится свыше половины всей недвижимости в стране Фото: Олег Спиридонов
Жилью отдадут главную роль в новом нацпроекте
Программа модернизации ЖКХ станет частью нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
«Я горячий сторонник этого проекта, потому что зачем нам деньги на счетах? Нужно вкладывать в инфраструктуру», — заявил Хуснуллин.
Национальный проект объединит развитие:
- жилой;
- транспортной;
- коммунальной;
- социальной инфраструктуры.
Главным будет жилье, т. к. на его долю приходится свыше половины всей недвижимости в стране. И вообще, по мнению вице-премьера, сегодня многое зависит от того, где, как и в каких условиях живут и работают люди.
— В жилье сегодня главный инвестор — население, — сказал Хуснуллин, назвав сумму в 7,8 трлн рублей. — Если вкладываем такие деньги населения, то должны подтягивать дороги, строить общественный транспорт.
Марат Хуснуллин вице-премьер правительства России
«Мы должны по коммуналке дать надежную инфраструктуру. Инфраструктура делится на два блока — восстановление и строительство новой. Деньги под это нужно максимально запускать в оборот», — сказал Хуснуллин.
Капитальные вложения дают синергетический эффект, страна начинает быстрее развиваться.
«Строительство дает большой синергетический эффект — на одно рабочее место приходится до 9 в смежных отраслях, — напомнил Хуснуллин и привел в пример Китай, который определил строительство жилья приоритетом экономики. — У них 28 процентов ВВП страны дает стройка со смежными отраслями. Что придумывать? Жизнь показала, что, куда бы ни построили инфраструктуру, там начинается бурное развитие. Надо вкладывать в инфраструктуру, изыскивать все возможные деньги».
Капиталоемкость инфраструктурных проектов до 2030 года составляет 70 трлн рублей Фото: Олег Спиридонов
Банкирам пока интереснее транспорт, а не замена дырявых труб
Бюджетных денег будет недостаточно не только для коммунальной, но и для другой инфраструктуры. Капиталоемкость инфраструктурных проектов до 2030 года составляет 70 трлн рублей. Из них 42%, или 30 трлн рублей, пойдут на транспорт, заявил первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин. И если удастся воплотить даже половину из задуманного, это увеличит ВВП страны на ощутимый 1%.
«Есть ли такие деньги у государства? Марат Шакирзянович, как вы считаете?» — обратился Ведяхин к Хуснуллину. Тот в ответ сказал, что «надо изыскивать».
Доля расходов на инфраструктурные проекты сокращается, продолжал Ведяхин. Например в 2019-м на это тратили 1,9% ВВП страны, в 2023-м — уже 1,7%. По регионам Сбер сегодня видит снижение на 22% в сравнении с прошлым годом. «ГЧП является разумным выходом из этой ситуации, — считает Ведяхин. — Частная сторона приносит компетенции, кредитные институты — деньги, а государство закрывает риски и дает проект».
«Бюджетные средства должны быть стартером», — заявил следом Хуснуллин и согласился с важностью привлечения внебюджетных средств.
Формат государственно-частного партнерства подойдет не для всех проектов. «Если там нет хорошего денежного потока — около 40–50 процентов от вложений государства либо от внебюджета, то лучше делать за счет госбюджета и не переплачивать банкам проценты. Это лишено смысла по экономическим соображениям», — говорит Ведяхин.
Хороший денежный поток есть в транспортной сфере. Это связано с изменением логистических маршрутов Запад –
Восток, развитием восточного транспортного полигона, маршрута Север – Юг. «Будем просить государство о гораздо больших подходах по ГЧП», — сказал Ведяхин, говоря о транспорте.
«Экономика, экспортный потенциал мощный, а при развороте на Восток возникли пробки, — согласился с привлекательностью транспортной сферы глава Альфа-Банка Владимир Верхошинский. — В прошлой жизни развивали европейскую часть логистики, и сейчас нужны инфраструктурные вложения именно в развитие транспортной магистрали на Восток».
А как же вложения в программу модернизации ЖКХ? Банкиры о таких планах на ПМЭФ не говорили. Но в правительстве настроены оптимистично. «Стоит задача в каждом проекте найти соотношение доли бюджета и внебюджета», — заявил в завершение дискуссии Хуснуллин.