Татарстанские беспилотники меняют будущее


Татарстанские беспилотники меняют будущее

За последние пять лет КАМАЗ представил несколько проектов беспилотных автомобилей для самых разных отраслей – от магистральных тягачей до гражданского транспорта. А 25 сентября в рамках Международной выставки «Иннопром. Казахстан» производитель из Набережных Челнов показал беспилотный карьерный самосвал «Юпитер 30» – пока он проходит испытания на закрытом полигоне, но уже со следующего года его обещают тестировать в реальных условиях. Тем временем шесть беспилотных грузовиков КАМАЗа уже с этого лета выполняют реальные коммерческие рейсы, в 2024 году их количество увеличится до 28 машин. И замечательно во всех этих проектах то, что они действительно входят в нашу жизнь, как бы говоря, что будущее ближе, чем мы думаем. Чтобы понять, каким именно оно будет, какие беспилотные проекты сформируют это будущее и есть ли реальная угроза исчезновения «живой» рабочей силы, мы поговорили с экспертами в сфере цифрового транспорта.

КАМАЗ – РОССИЙСКИЙ ФЛАГМАН БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА

Как заявил пресс-секретарь ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, развитие беспилотников в компании началось с 2015 года – и сегодня уже несколько проектов находятся на финальной стадии. Очевидным примером здесь будут магистральные тягачи, выполняющие коммерческие рейсы по М-11. Однако это не все, чем может похвастаться челнинский производитель: на стадии испытаний в реальных условиях сейчас находится проект «Караван», или «Вереница», – машины проходят тесты на Севере под контролем Газпромнефти, поскольку это их совместный проект с КАМАЗом. 

– Смысл этой «Вереницы» в том, что первым едет грузовик с водителем, а следующие за ним в колонне беспилотники повторяют движения за первым автомобилем — это очень перспективно на Севере, – делится Афанасьев. 

Пресс-секретарь КАМАЗа отметил, что это ближайший к полной реализации проект. «Вереница» подразумевает колонну из трех грузовиков – причем первый из них тоже может быть автономным, но технологию с повторением траектории за реальным водителем, как признают разработчики, проще реализовать.

Отдельной категорией беспилотных проектов КАМАЗа является транспорт для закрытых территорий, где нет дорог: это могут быть карьеры, какие-то строительные объекты или шахты. С точки зрения закона здесь куда меньше требований (не нужно согласовывать в особом порядке выход беспилотника на дорогу общего пользования), а значит, и конечная реализация проекта проходит быстрее.

Одним из таких проектов является беспилотный карьерный самосвал «Юпитер-30» — он имеет два поворотных моста, обладает грузоподъемностью в 27 тонн и гибридной силовой установкой. Как заявляют производители, самосвал предназначен для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Впервые проект презентовали летом прошлого года — на той же выставке «Иннопром. Казахстан».

Татарстанские беспилотники меняют будущее

Но флагманом КАМАЗа в сфере беспилотных автомобилей справедливо является проект магистральных тягачей. Главная сложность в реализации этого проекта состояла именно в регуляторике — по закону автомобилям без водителя нельзя выезжать на дороги общего пользования, но благодаря закону об «экспериментальных правовых режимах» (ЭПР) с января 2021 года для развития инновационных проектов можно временно приостановить «мешающие» правовые акты. Все регуляторные риски берет на себя государство.

Татарстанские беспилотники меняют будущее

И конечный результат, выполнение реальных коммерческих рейсов, — это достижение не только КАМАЗа, но и Минтранса, «Автодора», АНО «Цифровая экономика», которое поспособствовало развитию регуляторных песочниц в стране, а также ассоциации «Цифровая и транспортная логистика» — представители последней как раз разработали «каркас логистического коридора» беспилотных грузовиков по трассе М-11.

Как говорит главный эксперт ассоциации Андрей Ионин, представители бизнеса решили, что проект беспилотника будет выгоден на больших расстояниях, но остановились все же на М-11, потому что это одна из самых современных и оборудованных трасс в России, кроме того, там нет резких поворотов, а покрытие действительно можно считать безопасным. Проект стал пилотным — его опыт планируют масштабировать на всю страну.

К 2030 году премьер-министр России Михаил Мишустин поручил сделать 19,5 тысячи дорог в стране беспилотными — при этом федеральные трассы в России занимают 70 тысяч километров, а общая протяженность автомобильных дорог составляет порядка миллиона километров.

На сегодня беспилотные грузовики КАМАЗа ходят в общем потоке, причем с высокой скоростью — более 100 километров в час. Это необходимо для рентабельности доставки. Также Ионин рассказал о возможном создании неких «хабов» для беспилотников: чтобы дорогостоящие грузовики не тратили по несколько часов на загрузку, было бы выгоднее, если бы обычные грузовики привозили эти грузы к назначенному времени на стоянку где-то у магистрали (там же может быть организована заправка), в этом месте беспилотник забирает груз и снова едет в рейс. По словам Ионина, он должен работать 24/7, чтобы отбить «экономику». 

КАК БЕСПИЛОТНИКИ УЖЕ СЕЙЧАС МЕНЯЮТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ В ТАТАРСТАНЕ?

Не секрет, что Иннополис является зоной апробации многих технологических решений перед тем, как они уйдут «в народ»: уже несколько лет в городе функционируют роботы, доставляющие еду, так называемые роверы от «Яндекса». Сегодня в Иннополисе их 17 штук, и как только они вошли в обиход местных, курьеров-людей в городе осталось только два человека. Об этом на прошлой неделе в рамках круглого стола форума Kazan Digital Week рассказал мэр Иннополиса Руслан Шагалеев. Он также говорил, что с 2018 года в Иннополисе курсирует беспилотное такси, — это пример того, как в обозримом будущем будет выглядеть рынок такси в большинстве городов мира.

Татарстанские беспилотники меняют будущее

С ним не согласен Андрей Ионин — главный эксперт ассоциации «Цифровая и транспортная логистика»: он уверяет, что на горизонте 10 — 15 лет рынок глобально не поменяется. И вот почему: во-первых, в сфере грузовых перевозок нельзя сводить функции водителя только к вождению — он чинит автомобиль, защищает его и груз.

— Представьте, на дороге Чита — Хабаровск едет беспилотный автомобиль. Для того, чтобы его остановить, достаточно положить бревно на дороге — и груз ваш. А если бы там ехал человек, то это другая история, — делится Ионин.

То же, по его словам, и с такси: «Яндекс» вводит беспилотники на отдельных территориях или в определенные районах города, потому что так проще урегулировать внештатную ситуацию. В Америке, например, после того как беспилотники ввели во всем городе (Сан-Франциско, например), количество внештатных ситуаций стало регулировать сложнее: кто-то уснул в салоне и нужно вызвать 911, где-то автомобиль запутался в предупреждающих ленточках и так далее. Кроме того, водитель такси помогает погрузить багаж и сесть в машину маломобильным гражданам, он охраняет и ремонтирует авто — все эти функции нельзя отмести и разом сэкономить на зарплате водителя, купив беспилотник.

— На горизонте 10 — 15 лет безработица не грозит дальнобойщикам, потому что там и так недостаток водителей, так как работа очень сложная. Поэтому в этой сфере большого влияния беспилотников на безработицу нет. В такси — да, но это будет постепенно, никакого взрывообразного изменения рынка не будет, потому очень долгие годы модель использования беспилотного такси будет внутри какого-либо района, — заключил Ионин.

Фото: РИА «Новости»

          «Вести КАМАЗа»

          пресс-служба раиса Татарстана 

Источник