Целую серию предложений в Совет Федерации привез министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко. В ходе парламентских слушаний он выступил за некоторое ослабление курса рубля, привлечение к работе пенсионеров и отвязку цен на металл от Лондонской бирже. Впрочем, это вехи – стратегия же опирается на кластеры.
Одной из главных стала новость о развитии авиационной отрасли Татарстана. Министр Олег Коробченко сообщил, что президент республики поставил задачу к 2027-му в год сдавать по 20 самолетов Ту-214. Чтобы добиться показателей, год от года расклад должен быть таким:
- В 2023 году стать три самолета.
- В 2024 года – семь самолетов.
- В 2025 году – десяток «тушек».
- В 2026 году – уже 15 самолетов.
- В период с 2027 по 2030 год – по 20 самолетов.
Действительно, Татарстан заполучил проект-гигант по производству гражданских самолетов. Но в подобном разрезе цифры не приводились. Результата министр планирует добиться, воплощая кластерный принцип. Авиация станет одним из главных кластеров, наряду с нефтедобычей, химией и автотехникой, где будут на равных работать бизнес, власть и наука. Пока в республике созданы 23 отраслевые рабочие группы, а также сформирован реестр проектов и подбиты критические вопросы предприятий:
«Первостепенные задачи – это развитие средне- и малотоннажной химии, станкостроения, аддитивных технологий, авиастроения».
Татарстан подтягивает к реализации проектов регионы, однако без глобального развития станкостроения добиться чего-то не получится. Пока республика и, в целом, Россия «питаются» за счет китайских производителей, и от этой зависимости следует избавляться.
Почему Китаю удается быть конкурентоспособным? Например, потому что цены на сырье отвязаны от мировых. Металлом там торгуют без привязки к Лондонской бирже, отметил Коробченко, призвав последовать этому примеру:
«Наши партнеры из Китая на внутреннем китайском рынке покупают металлы на 20-30% дешевле, чем у нас, — пояснил министр, добавив. — Поэтому конкурировать с комплектующими, которые поставляются оттуда на первом этапе – на сырьевом, уже не выгодно».
Также со ссылкой на директоров предприятий министр отметил, что рубль хотелось бы несколько ослабить, отпустив курс. Так, чтобы доллар торговали по 75-80 рублей. В этом случае удалось бы больше продавать на экспорт.
Высказался Коробченко и об изначально убыточной схеме производства штучной продукции, которая вроде бы и нужна, но обходится слишком дорого. Отказаться от такого производства нельзя из-за действия санкций – нам нужны эти штучные товары. Решить вопрос смогут программы субсидирования выпуска, которые покрывали бы до 70 процентов затрат. В свое время такие субсидии на рынок молочного животноводства запустило Министерство сельского хозяйства России, напомнил Коробченко. В результате производство выросло в разы: «Почему мы не можем сделать то же самое в промышленности?»
Наконец, критичным Олег Коробченко считает вопрос дефицита кадров на предприятиях, причем не только в Татарстане. В ряде регионов заводы машиностроительной отрасли просто стоят, в том числе, из-за кадровых проблем. Коробченко предложил разработать федеральные программы по строительству арендного жилья и временной трудовой миграции из регионов с высоким уровнем безработицы. Еще одна ниша, на которую следует обратить внимание, это пенсионеры – министр считает их «золотым запасом» целого ряда отраслей. Однако на работу пожилые люди возвращаются редко, поскольку понимают, что теряют часть пенсии. А значит, важно вернуть, наконец, индексацию пенсии работающим пенсионерам.
Предложенные инициативы переписал председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Разве что касаемо курса валют он отметил, что вряд ли сможет чем-то помочь прямо сейчас. В остальном все решаемо, пусть и с оговорками.