Туристический форум «Ориентиры будущего» проводится раз в два года, и традиционно на площадке форума обсуждаются грядущие тренды в сфере туризма. В этом году формат мероприятия организаторы окрестили «форумом в кроссовках» — так они подчеркивают, что проект «Ориентиры будущего» нацелен на комфортное и эффективное взаимодействие между представителями отрасли. А их в этот понедельник собралось немало. О том, как сегодня эксперты из сферы туризма выстраивают коммуникацию с потенциальными клиентами, какие тренды будут актуальны в отрасли в течение следующих пяти лет, а также какие проблемы российский туризм переживает сегодня — в материале «Вечерней Казани».
По словам председателя Госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, в рамках «Ориентиров будущего» эксперты занимаются в какой-то степени визионерством: представляют, что будет актуально в индустрии через пять лет. Спикер также отметил, что сегодня мы живем в эпоху четвертой промышленной революции, когда искусственный интеллект меняет привычки и восприятие, а также способы коммуникации человека.
СВАДЬБА БЛОГЕРОВ И СОЦСЕТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИЗМА
Форум начался с пленарного заседания на тему «Новые реалии в коммуникациях: как достучаться до своего туриста». Первой на сцене зала пятизвездочного отеля Kazan Palace by Tasigo выступила руководительница проекта VK «Места» Ирина Саютина. Она рассказала, что для продвижения уникальных российских туристических проектов ее команда делает акцент на коллаборациях с блогерами.
— Нам хочется, чтобы об уникальных местах нашей страны узнавали люди. Очень часто жители каких-то регионов не знают, что у них вообще есть в ста километрах от места, где они живут. Наша основная задача, в том числе в рамках этого проекта, вдохновить наших пользователей путешествовать. При этом каждый вид туризма должен быть экологичным, — подчеркивает Саютина.
VK «Места» занимаются съемкой контента о различных туристических местах нашей родины, а продвижение конечного продукта во многом построено на сотрудничестве с блогерами. В качестве удачного примера своей работы эксперт привела свадьбу блогеров, которые сотрудничали с проектом VK «Места» — этот инфоповод раскрутили все развлекательные паблики, заодно упоминая и саму поездку. Охват среди молодежи, как говорит Саютина, оказался колоссальным.
Что касается релевантности такой рекламы (ведь не все туры доступны молодежи), то эксперт считает так: регион может предоставить туры разного уровня — флагманский туристический продукт может привлечь внимание и к продукту «попроще». Саютина приводит статистику:
— За восемь месяцев в Татарстане на 76% увеличился трафик туристов в возрасте до 24 лет, — рассказала эксперт, сравнивая новые показатели со всем прошлым годом.
А на вопрос Иванова о том, как региональным властям выстраивать коммуникацию с туристами, Саютина ответила, что прежде всего необходимо развивать креативные индустрии — кино, соцсети, различные медиа, которые могут нативно рассказать пользователю о необычных местах нашей страны, чтобы тот вдохновился поездкой. В качестве аргумента эксперт привела фильм «Сердце Пармы», по мотивам которого сегодня действуют туры.
Но не только контент сегодня определяет успешность сферы туризма — цифровые технологии тоже играют в этом значимую роль. Например, с помощью онлайн-сервиса YouTravel.me пользователь может забронировать более 10 тысяч туров 50 разных типов.
Коммерческий директор платформы Валерий Бритаус отмечает, что авторские туры — это необычное, экзотическое путешествие небольшой группой, на котором присутствует сам автор тура (он же тревел-эксперт). С помощью площадки Бритауса пользователь может выбрать любое понравившееся путешествие среди более чем 125 тысяч вариантов.
Формулировка «тревел-эксперт» смутила публику — с вопросом к спикеру обратился юрист из зала. Он обратил внимание, что на платформе Бритауса ни слова не сказано о безопасности путешествия, а понятия «тревел-эксперт» не существует в российском законодательстве — есть только туроператор, и потому YouTravel.me способствует распространению незаконной предпринимательской деятельности.
Но Бритаус не растерялся: по его словам, экспертом платформы не так-то легко стать. Для этого необходимо иметь опыт коммерческих путешествий в качестве организатора и иметь положительные отзывы. При этом большинство тревел-экспертов платформы являются туроператорами.
В качестве совета Иванову по развитию коммуникации между туристами и представителями бизнеса Бритаус привел простую формулу: «нужно объяснять туристам не куда можно поехать, а зачем».
БИГ ДАТА КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
Об одном интересном кейсе поведала издатель медиа МТС Travel Лидия Страхова. Платформа продвигала в Татарстане путеводитель по республике и Казани в частности. Чтобы привлечь к этому туристов, приезжающих к нам в регион, МТС использовал технологии Big Data. Каждому человеку (пользующемуся оператором МТС) при пересечении границы Татарстана приходило СМС со ссылкой на путеводитель. Посетителям Казани также приходила ссылка на путеводитель по столице Татарстана и даже отдельно — по Кремлю (тем, кто проходил мимо него).
Результаты этого эксперимента приятно удивили: люди не просто заходили на платформу, а проводили на ней достаточно много времени. Более того, оказалось, что у 2% туристов, посещавших Татарстан, маршрут не был продуман — они бронировали жилье переходя по ссылкам, размещенным в путеводителе. Опыт показал, что подобные сервисы у туристов пользуются спросом и приносят практическую пользу — а значит, интересны рекламодателям.
УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ — ЭКОЛОГИЧНЫЙ ТУРИЗМ
В выступлении Ирины Саютиной была затронута также и тема экологии. В одном из презентационных роликов в качестве привлечения для туристов использовали детенышей нерп и тюленей. Один из участников форума возмутился: ведь прикосновения к этим редким животным могут убить их — часто мать отказывается от детенышей из-за чужого запаха, а без нее в дикой природе они погибают.
— Я говорила о том, что все виды туризма должны быть экологичными, и у нас есть отдельный пункт, который даже выделен красным — это наблюдение за дикими животными, — пояснила Ирина Саютина.
Она также рассказала, что, например, в экспедициях RussiaDiscovery среди партнеров VK «Места» присутствует ученый, который рассказывает, что это за животные, почему их нельзя трогать, почему, например, кит — не рыба, и как он спит полушариями.
Саютина подчеркивает, что сообщество выступает за экологичные путешествия. Например, VK «Места» не сотрудничают с туроператорами, которые устраивают прогулки на квадроциклах по территории, которая специально для этого не огорожена — в той же тундре очень ранимый ландшафт и это ее убивает.
Подробнее тема экологии поднималась в выступлении эксперта в области устойчивого туризма, представителя экоцентра «Заповедники» Александра Железняка — он на примере Териберки и Байкала рассказал, что во многих туристических объектах сегодня пиар развивается быстрее инфраструктуры и для туристического объекта это может означать смерть.
— Любой туризм на природных территориях должен учитывать интересы самой природы, интересы местных сообществ, потому что, если вы будете их игнорировать, они будут гадить вам. Нужно учитывать интересы местного бизнеса, экологов и так далее — как только случается перекос в одну из сторон, территория перестает существовать, — подчеркивает Железняк.
Территория Териберки, по мнению эксперта, может быть «убита» после того, как даже тысяча людей будет парковаться вдоль дорог — грязь и отсутствие туалетов быстро сделают ее непривлекательной для туризма.
— А как должно быть? А должно быть так: должна быть организована точка входа, должна быть санитарная зона, должны быть пикниковые зоны — и тогда территория может принять 10 тысяч человек и больше. Это и есть устойчивый туризм, — подчеркивает спикер.
То же, по мнению Железняка, происходит и на Байкале — пиар идет впереди инфраструктуры.
— На острове Огой поток — 100 туристов в час, я лично стоял и считал. В день проходит более 1000 человек. Простите, но там нет ни одного туалета — и вся Иркутская область уже стонет от того, что пиар идет впереди инфраструктуры, — заявляет эксперт.
Железняк также высказался о новых трендах в туризме — по его мнению, в ближайшие несколько лет стоит работать над развитием туристических троп, поскольку это делает туристический объект доступным для разных туристов — тех, кто любит ходить в горы, или тех, кто приплывает к месту на яхте. Он также рассказал, что сегодня в России разрабатывается новый федеральный закон о туристических тропах.
В конце своего выступления Железняк подчеркнул, что устойчивый туризм — это не прихоть отдельного человека, а реальный способ развития экономики региона через туризм.
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»