На международном форуме Kazan Digital Week — 2023 Минтранс республики подписал соглашение о сотрудничестве с двумя компаниями, разрабатывающими канатные дороги. В рамках круглого стола последнего дня форума эксперты отрасли обсудили возможные риски и выгоду от реализации проекта, а также представили конкретные локации, на которых канатная дорога может быть построена. О том, как за последние четыре года менялся проект, выгоден ли он Татарстану и почему канатная дорога — это решение транспортного коллапса, — в материале «Вечерней Казани».
«ТАТАРСТАН НИКОГДА НЕ ОТЛИЧАЛСЯ ТЕМ, ЧТО ОН ДОЛГО РАССУЖДАЕТ»
— Это последний круглый стол в рамках обсуждения проблемы канатных дорог. Четыре года нельзя обсуждать, надо делать. Татарстан никогда не отличался тем, что он долго размышляет, — он быстро работает. Поэтому давайте эту точку поставим сегодня, — начал встречу вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко.
Дело в том, что последние четыре года разговор о строительстве канатной дороги не прекращался: собирались экспертные группы, составляли математические модели. Но до реализации так и не доходило: то проблемы с оформлением земли под строительство, то инвесторы выходили из проекта, то западные технологии вдруг стали недоступны.
В рамках этих перипетий обсуждалось несколько локаций для стройки: от «Корстона» до «Казань Арены» или от Храма всех религий до Верхнего Услона. А на прошлогоднем форуме Kazan Digital Week эксперты презентовали строительство канатки из центра города до Верхнего Услона через Волгу, и также из центра до микрорайона «Салават Купере».
На нынешнем форуме эксперты показали больше проектов канаток: от набережной Казанки до Верхнего или «Нового Услона»; от Зеленодольска до «Салават Купере» к станциям метро «Яшьлек» или «Северный вокзал»; затем от «Корстона» к мосту «Миллениум» и «Ак Барс Арене» и так далее.
КАК ИМЕННО КАНАТНЫЕ ДОРОГИ СПАСУТ КАЗАНЬ ОТ ПРОБОК?
Канатные дороги — это вид подвесного автоматического транспорта, в нашем случае приравниваемого к общественному. По проекту, ходить он должен с пяти утра до часу ночи, а проезд, как уверяют эксперты, будет стоить не больше 100 — 150 рублей. Кабинки «транспортных» канатных дорог от горнолыжных отличаются: они закрыты и могут иметь разные условия — от «антивандальных» сидений и отделки до салона премиум-класса.
— Опционально можно подключить все что угодно: можно и кресла сделать, и установить кондиционеры в лифте в зимний период эксплуатации, и видеокамеры. Есть опция создания VIP-кабин: на «Газпроме» у нас был такой объект, я имею в виду Красную Поляну, там горнолыжный комплекс «Газпром» — у нас был запрос на создание VIP-кабин, и одна из них была исполнена в качестве сауны, — рассказал управляющий ГК «СКАДО» Илья Арзютов.
Его компания находится в Самаре и последние 40 лет занимается разработкой исключительно канатных дорог, причем 25 лет из них сотрудничала с передовыми европейскими предприятиями отрасли. Специалисты «СКАДО» в рамках этого сотрудничества проходили обучение в Европе. И на счету этой фирмы порядка 425 выполненных проектов по всему миру.
О важности внедрения канатных дорог в городскую транспортную инфраструктуру говорят уже четыре года — необходимость ее возведения подтверждал и глава Татарстана Рустам Минниханов. По этой причине в пригородах Казани действует вето на строительство жилья. Ограничение станет действовать до тех пор, пока вопрос пробок на въезде в город не будет решен.
По словам доцента КФУ Лилии Фахрутдиновой, за последние семь лет численность населения пригорода Казани увеличилась на 17% — причина в активной застройке примыкающих к городу районов. Другие эксперты также отмечали растущую автомобилизацию Казани — это, как они утверждают, вынужденная мера, поскольку столица Татарстана переживает кризис в сфере общественного транспорта.
И типичное разрешение транспортных проблем от чиновников уже не подходит — мало строить новые полосы дорог, мало покупать троллейбусы и автобусы, потому что рентабельность таких методов и рядом не стоит с возведением канатных дорог. Для примера: покупка одного автобуса обходится городу в 25 миллионов рублей — и это не считая трат на строительство дорог. Помимо этого, для обслуживания традиционного транспорта необходимы кадры, нехватка которых грызет сферу перевозок Татарстана уже много лет подряд.
— Двадцать четыре миллиарда рублей ежегодно тратится в Казани из-за простоя в пробках, — заявил директор НПО «Гулливер», автор и инициатор региональной сети роботизированных городских канатных дорог в РТ Дамир Алтынбаев.
Эксперт также сказал, что одна канатная дорога обойдется в 10 миллиардов рублей. И все предложенные проекты канатки давно прошли апробацию.
КАНАТНАЯ ДОРОГА — ЭТО БЕЗОПАСНО?
Во-первых, как уверяет Илья Арзютов, перед строительством канатки заказчик должен иметь разрешение от властей города и от жителей прилегающих заселенных территорий. Кроме того, перед получением разрешения на строительство проект проходит экспертизу в госорганах.
При строительстве должны учитываться погодные условия: на маршруте не должно быть ветра более 20 метров в секунду — при нем существует риск столкновения встречных кабинок канатной дороги при раскачивании. А минимальная температура, при которой работает канатка, — минус 30 градусов.
— В европейской комиссии говорят, что страховой случай на авто приходится один раз на 1,2 миллиона случаев. Страховой случай канатной дороги — один раз на 17 миллионов. Более чем в 10 раз канатная дорога безопаснее авто, — делится Алтынбаев.
А вот управляющий ГК «СКАДО» говорит, что страховых случаев в РФ не было, но был один в Грузии — и тот из-за ошибки оператора, обошлось без летальных исходов.
— Безусловно, страховка предусматривается в механическом плане — очень много страховочных систем: при отказе одной системы сразу же активизируется вторая страховочная система. Поэтому наши канатные дороги и данный вид транспорта можно считать максимально безопасным в обслуживании и эксплуатации в дальнейшем, — утверждает Арзютов.
ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ КАНАТНЫХ ДОРОГ?
По мнению заместителя генерального директора по стратегическим коммуникациям ГК «Урбантех» Эльдара Тузмухаметова, развитие канатных дорог не выгодно некоторым перевозчикам, поскольку из-за разгрузки транспортного потока потеряется часть их выручки.
Но в большинстве случаев, как утверждает эксперт, это ошибочное мнение, поскольку канатные дороги только консолидируют трафик: с канатки пассажир пересаживается на метро и общая выручка за перевозку растет.
Также Тузмухаметов рассказал, что его компания занимается строительством канатных дорог в Нижнем Новгороде. Там он выявил важную деталь: строительство станций канатки автоматически становится драйвером развития района. Представитель «Урбантеха» рассказал, что в зоне строительства объекта уже начали появляться коттеджные поселки и асфальтовая дорога.
В Татарстане есть похожая тенденция: после утверждения проекта канатки через Волгу власти Татарстана учредили проект создания города «Новый Услон».
— Цель проекта: создание города с жильем, офисными помещениями, обеспечением всей социальной, инженерной инфраструктурой для размещения жителей и гостей города, — поделился генеральный директор УК «Город Электронной Торговли» Айнур Минникеев.
Он также рассказал, что подобный проект создает сразу 16 тысяч рабочих мест.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
О дальнейшей судьбе канаток в Казани рассказал Эльдар Тузмухаметов. Он говорит, что совместно с партнерами, которые подписали договор о сотрудничестве с компанией «Урбантех», будет искать дополнительных инвесторов и работать над реализацией только одного предложенного экспертной группой проекта, перед этим тщательно просчитав экономическую выгоду стройки.
Фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Алексей Лебедев / РИА «Новости»