В Москве подорожал проезд в такси. А как в других городах


Один из крупнейших агрегаторов в России «Яндекс. Такси» поднял тарифы на проезд по Москве. Как заявили представители сервиса, повышение цен необходимо, чтобы окупить расходы партнеров на ремонт и обслуживание транспорта.

В Москве подорожал проезд в такси. А как в других городах

Ежедневно московским такси стабильно пользуются более 1,6 миллиона пассажиров. / Сергей Куксин

Первыми об изменении стоимости узнали таксисты: в приложении для водителей сообщалось, что с 15 октября подача такси подорожала со 139 до 179 рублей. В эту сумму будет входить только 2 километра пути по Москве, а не 3, как раньше. За пределами столицы повышена километровая тарификация, теперь 1 км обойдется пассажиру в 21 рубль, а не в 19. Официальный представитель «Яндекс. Такси» Ксения Вирченко отметила, что тарифы повысились впервые за два года. Средний чек, по прогнозам сервиса, увеличится на 2-3 процента, зато более выгодная цена позволит привлечь больше водителей. Впрочем, многие эксперты считают такой расклад чересчур оптимистичным. Практика показывает, что тарифы «Яндекса», которые регулирует программа в зависимости от спроса и других факторов, зачастую вообще непредсказуемы, и их калькуляция клиенту не предоставляется. Например, во время последнего ливня 6 октября (то есть до повышения тарифов) стоимость проезда из Северо-Восточного округа в центр города с первыми каплями дождя выросла с 750 до 2500 рублей в самом экономном тарифе. И это при том, что этот округ находится от Кремля в 5-7 километрах. Рост цен был неизбежен на фоне вступления в силу федерального закона о такси, говорит независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Базовый пункт нового закона — создание специализированных реестров, благодаря которым за руль такси не попадут серийные нарушители, считает заммэра Москвы Максим Ликсутов. Предусмотрено три глобальных базы данных: по перевозчикам, автомобилям и агрегаторам. Разрешение на перевозки не смогут получить судимые водители и фигуранты уголовных дел, повторно лишенные прав, имеющие медицинские противопоказания. Система забракует даже тех, у кого есть больше трех неоплаченных штрафов.

Первыми об изменении стоимости узнали таксисты: в приложении для водителей сообщалось, что с 15 октября подача такси подорожала со 139 до 179 рублей

В особенности на ценовую политику повлияли новые требования к ОСАГО на такси: одно это обстоятельство грозит повысить средний чек на 10-20 процентов. К тому же, отметил гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев, не все водители соответствуют новым требованиям, поэтому наблюдается дефицит. Примерно в 1,5 раза вырастут расходы на страхование, лизинг и прочие «сопутствующие» расходы, что не могло не отразиться на цене, в особенности при поездках на короткое расстояние. Подорожала сама подача такси, так что теперь о поездках «до метро», столь популярных у москвичей в последние годы, скорее всего, придется забыть. В то же время сами таксисты, с которыми удалось побеседовать, просят их не винить. Ведь большинство извозчиков арендуют машины у таксопарков. А цены на эту услугу за последние три года выросли почти вдвое: если в 2020 году взять машину в прокат под такси стоило от 1500 рублей в день для экономкласса, то теперь цен ниже 2500 рублей не найти.

Эксперты полагают, что в этих условиях москвичи обратят больше внимания на каршеринг и общественный транспорт (хотя и там тарифы растут). Но это будет видно на расстоянии: пока городской сервис «Продвижение» показывает, что количество заказов такси по сравнению с сентябрем не падает. Ежедневно московским такси стабильно пользуются более 1,6 миллиона пассажиров.

А как у вас?

В Казани официального ответа от «Яндекс.Такси» на вопрос, повысились ли (или будут повышены) цены на проезд корреспондент «РГ» не дождался. Однако не составило труда заглянуть в историю заказов мобильного приложения и сравнить, во сколько обходились поездки в мае и сентябре-октябре 20223 года. Поскольку частенько приходится возить утром детей в школу, а потом забирать их, взял для наглядности этот маршрут. Если раньше отвезти детей в школу, находящуюся в 7,5 километрах (примерно 20 минут езды) от дома можно было за 150-200 рублей, то теперь приходится платить от 350 до 500 рублей. То есть, на моем личном опыте стоимость выросла более, чем на 50 процентов. Конечно, надо учитывать, что образование цен в «Яндекс. Такси» динамическое и зависит в том числе от спроса в данным момент и количества машин, находящихся поблизости, но тенденция все же на лицо.

Стоит заметить, что в Татарстане с 1 сентября вступили в силу новые республиканские правила работы такси. Согласно им, автомобили должны быть только белого или желтого цвета, а самое главное все перевозчики, как юридические, так и физические лица должны получить бесплатные электронные разрешения в Миндортрансе РТ. Агрегаторам категорически запрещается передавать заказы на перевозку пассажиров водителям, не имеющим лицензию.

Эксперты полагают, что эти нововведения должны были повлиять на стоимость такси. Если в том, же «Яндекс.Такси» сократиться число водителей, подпадающих под новые требования, то, разумеется, вырастет и спрос.

В целом же, по данным Росстата, стоимость поездок на такси в Татарстане по итогам августа выросла на 10,5 процентов, составив 29,67 рубля за 1 километр.

В Ростовской области цены на такси выросли в среднем на 10 процентов, правда, сильно меняются в зависимости от дня недели, времени суток и погоды.

— Месяц назад от своего дома до железнодорожного вокзала я ехала утром за 250 рублей, на днях оператор предложил оформить заказ в это же время уже за 390 рублей. Я, конечно, отказалась. По этому маршруту каждые две-три минуты ходит общественный транспорт, а ехать на нем всего 15-20 минут, — рассказала жительница Ростова Ангелина Севостьянова.

Как пояснили в региональном министерстве транспорта, оно не может регулировать цены на такси.

— Действительно, непонятно, почему поездка по одному и тому же маршруту может стоит по-разному в разные дни и часы, а в дождь всегда дороже в два-три раза. Было бы регулирование, такое не происходило бы, но мы не регулируем, нет необходимости, так как в этой сфере итак высокая конкуренция, — пояснили в министерстве.

Как предполагают в ведомстве, цены на поездки могли повыситься в связи с ростом стоимости на сами автомобили. Как известно, машины отечественного производства выросли в цене примерно вдвое, что уж говорить об импортных. Значит, увеличился амортизационный фонд, в котором учитываются траты на запчасти, расходные материалы, то есть, содержание и ремонт автомобиля.

Сами же ростовские таксисты не считают, что тарифы высоки, наоборот, жалуются, что они низкие, а доля агрегаторов слишком большая.

— Я езжу по вызовам «комфорт», «комфорт-плюс», специально арендовал для этого новый автомобиль. Плачу за аренду две с половиной тысячи в сутки и 1300 трачу в день на бензин, вместе получается 3800 ежедневно. Не всегда даже эту сумму удается окупить, не то что на жизнь заработать, — рассказывает таксист Денис Карелов.

По его словам, фирма забирает 20 процентов от выручки, что, по его мнению, много. Есть и такая проблема.

— Часто приходится ехать за 100 или 150 рублей, а отказаться нельзя. Почему бы не ввести фиксированную минимальную сумму за поездку по городу. Например, от 250 рублей, — говорит Карелов.

В Калининградской области цены на такси с сентября поднялись на 40 процентов. Повышение затронуло и крупных сетевых агрегаторов. В октябре стоимость поездки вновь подросла в среднем на три-четыре процента. По Калининграду в вечернее время она может доходить до 500 рублей, что в условиях довольно компактного областного центра дороговато. Такое повышение связывают с изменениями в законодательстве, дорожающим на глазах топливом и полисами ОСАГО, которые для таксистов в разы дороже.

— По данным статистики, около 80 процентов перевозчиков региона работают на непостоянной основе в качестве самозанятых. Отсюда вопрос, захотят ли они приобретать дорогостоящие полисы, учитывая, что работа в такси не является их основным видом деятельности, — прокомментировала ситуацию бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова. — Здесь должны хорошо поработать страховые компании. В противном случае все поблажки, которые законодатель сегодня предоставляет самозанятым, окажутся бессмысленными. Водители просто упираются в слишком большие затраты, что негативно отражается на цене для пассажиров.

Российская газета — Федеральный выпуск: №234(9179)
Источник