В одном из казанских домов по улице Олонецкая автономная крышная котельная является причиной постоянных затоплений квартиры, находящейся под ней. Жильцы считают, что проблема в плохом обслуживании котельной, при этом переходить на центральное отопление собственники не спешат. Сейчас люди готовят коллективное обращение к раису республики Рустаму Минниханову с требованием обязать руководителя УК привести автономную котельную в нормальное состояние — она уже три года работает с истекшим сроком службы. При этом эксперты в сфере ЖКХ считают, что будущего у крышных котельных в наших условиях нет.
Дом по адресу Олонецкая, 4а был построен 20 лет назад, здесь предусмотрена автономная котельная на крыше. Своя котельная жильцов устраивает, так как значительно снижает оплату за отопление и не грозит постоянным отключением горячей воды. Однако для одной квартиры автономное отопление стало настоящей головной болью. С самого начала между котельной и потолком квартиры, над которой она установлена, не было гидроизоляции. В результате в жилище периодически льется вода. С 2017 года потопы стали происходить каждые четыре месяца, последний случился в сентябре 2023 года. Помимо этого с началом отопительного сезона все жильцы дома столкнулись с перепадами температур.
— Первое затопление случилось через месяц, как мы заехали в новый дом, в 2000 году — тогда затопило все до восьмого этажа. Вызывали МЧС, они, видимо, произвели какой-то ремонт, потому что на год-два все утряслось. В 2002-2003 году случилась новая авария и весь дом до 2005 года сидел без горячей воды, все покупали бойлеры. Только через какие-то связи тогда поставили новое оборудование, которое стало греть горячую воду. В 2009 году опять протечка, после нее меняли все котлы. А потом всё — котельную пустили на самотек и с 2017 года она течет три раза в год. Это деньги, нервы, невозможность нормально жить. Как потоп — вызываем мастера, приезжает, устраняет, но это всё ровно до следующего раза. Один раз управляющая компания компенсировали нам сгоревший холодильник, но это опять до нового потопа, — негодует житель дома Сергей Андреев.
Пока Сергей своими силами пытается исправить ситуацию: поставил небольшую емкость под пробоиной в трубе, сделал вывод воды в канализацию, но это не сильно помогает: вода хлещет через край, затопляя технический этаж. В этом году к потопу добавилась проблема с перепадом температур, на что жильцы неоднократно жаловались на сайте «Открытая Казань».
Также написаны жалобы в управляющую компанию ООО УК «Сервис-гарант», в администрацию Советского района Казани и жилищную инспекцию. Последняя ответила, что срок службы крышной котельной истек в 2020 году, таким образом оборудование три года работает с износом в 100%.
НАМ ПРЕДЛАГАЛИ ПЕРЕЙТИ НА ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ, А НЕ РЕМОНТ
В целом других жильцов котельная устраивает, а причину протеканий они видят в плохом обслуживании. Однако абсолютно все жители дома ощутили на себе перепады температур. В 2018 году управляющая компания «Сервис-гарант» совместно с собственниками квартир провела собрание, где поднимался вопрос о состоянии котельной, тогда же было предложено перейти на центральное отопление. Для этого УК была готова проложить необходимые трубы. В тот год жильцы решили, что такой вариант их не устраивает и предложили управляющей компании найти деньги для нормального ремонта котельной из тех платежей, которые они платят ежемесячно.
— Котельная нормальная, если бы ее обслуживали как нужно. Следить надо, мы же оплачиваем содержание дома. Может, причина в том, что на наши дома у управляющей компании всего три мастера, которых мы в глаза не видим, да и старших по дому нет? Нам предлагали переключить нас к центральному отоплению. Зачем? Нам это не нужно, — говорит еще один житель дома Фанис. — Обслуживание котельной специфическое. Надо не просто подлатывать, а капитально делать. Говорят, нет денег, но куда они уходят? Думаю, нам нужно свое ТСЖ, а то непонятно, куда идут деньги. В прошлом году был случай: нам всем подняли квартплату, огромные суммы получились. Жильцы писали жалобу, оказалось, это ошибка у них и будет перерасчет. В этом году, когда подключили тепло, начались перепады температуры. Мы писали много заявок на сайт «Открытая Казань» про нарушения температурного режима — скорее всего, опять насосы котельной вышли из строя. Их надо менять. Думаю, просто нет нормального хозяина в этой УК. Почему нельзя качественно забетонировать технический этаж, поставить гидроизоляцию, чтобы не протекало к ним в квартиру, сделать водоотвод, сток? У нас ведь не один дом на весь город с автономной котельной, таких много по Казани, пусть делятся опытом. А пока УК обложили нас адвокатами и отписками.
ПРОБЛЕМА ОДНОЙ КВАРТИРЫ
Управляющая компания ООО УК «Сервис-гарант» обслуживает дом с 2011 года, до этого домом управляло ЖЭУ-30. Директором УК является Евгений Насыров, в разное время он был руководителем или участником еще пяти компаний, занимающихся строительством, обслуживанием помещений, оказанием услуг по уборке. Интересно, что у управляющей организации достаточно много судебных тяжб с разными компаниями. По поводу котельной в ООО УК «Сервис-Гарант» ответили, что ее модернизация стоит 15-17 миллионов рублей и таких денег в управляющей компании нет.
— Котельная должна эксплуатироваться 20 лет, сейчас уже 2023 год, то есть она изжила себя и сейчас нам главное поддерживать ее в рабочем состоянии, чтобы жители не остались без тепла, — объясняет представитель УК Михаил Шошев. — В 2018 году было собрание, собственники нам сказали, что их все устраивает, решайте свои проблемы с котельной сами, а сейчас оказалось, что проблема-то общая. Мы говорили жителям, что котельная в аварийном состоянии, нужно принимать решение, менять ее или что-то делать. Если менять — сумму дополнительно собирать надо. Тогда решение так и не приняли, все развернулись и ушли. И мы остались с этой проблемой одни. В ближайшее время будем электронное собрание устраивать на сайте ГИС «ЖКХ». Закинем всю документацию на проект котельной, стоимость и пусть собственники принимают решение, за чей счет все это делать.
Включить ремонт котельной в работы по капитальному ремонту не получается — нет такой статьи расходов, да и отсутствует такая практика в Казани. С текущего ремонта денег тоже нет. По словам представителей УК, в доме недавно были сделаны подъезды, каждый год идет промывка, опрессовка системы отопления и ремонт внутри котельной, где очень дорогое оборудование (венгерские котлы), которые сейчас даже не выпускают. В УК считают, что жилищная инспекция в данном случае вряд ли поможет, только дополнительно спишет деньги, а так как своих денег у управляющих организации нет, то средства заберут с расчетного счета этого дома и собственники же сами не дополучат каких-то услуг.
На наш запрос в Казанской жилищной инспекции не ответили, как и в государственной жилищной инспекции. Ранее ведомство сообщало, что пока на инженерных коммуникациях течи нет, аварийные ситуации устраняются в кратчайшие сроки, и что УК тратит на ремонт значительные суммы.
ПЕРСПЕКТИВ У КРЫШНЫХ КОТЕЛЬНЫХ В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕТ
Автономные котельные ставят, как правило, когда при строительстве дома получить тепловой ресурс бывает проблематичным. При этом нередко дом сдают раньше, чем крышную котельную. Эксперт в сфере ЖКХ, много лет возглавлявший региональный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ Михаил Застела считает, что будущих у автономных котельных в нашей стране нет. А кажущаяся выгода от собственной котельной видна только до тех пор, пока закрывают глаза на некачественное обслуживание.
— Эта история мне неудивительна. У меня самого на доме была крышная котельная, венгерская. Будучи председателем ТСЖ я много сил приложил, чтобы перейти на централизованное отопление. Там целый ряд проблем. Одна из основных — что в котельной много потребителей электроэнергии: насосы подкачивающие, циркуляция и так далее. В результате активно развивается электрохимическая коррозия, соответственно, очень быстро на расстоянии от нуля до метров десяти трубы начинают приходить в негодность и начинает течь — обычная физика. В свое время я добился, чтобы застройщик сделал под котельной типа бассейна с гидроизоляцией, чтобы вода не попадала в квартиры. В некоторых случаях за котельной можно ухаживать, но появляется сильный износ. Я убежден, что жителям вместе с УК надо добиваться подключения к центральному водоснабжению и как можно раньше. Иначе, если не сейчас, так через пару лет жители могут оказаться в сложной ситуации. Процесс присоединения не быстрый, минимум два года, должны быть деньги, материалы, это целая система, — предупреждает Застела.
Эксперт считает, если котельная уже работает в состоянии 100% износа, то все может закончиться плохо. Проблемы будут только нарастать.
— Если обслуживать котельную правильно, это будет дороже, чем централизованное отопление. Раз жилищная инспекция этим заинтересовалась — уже хорошо. Уверен, если смотреть котельную придет грамотный человек, он потребует немедленно отключить взрывогазоопасное оборудование. У управляющей компании грамотного человека для обслуживания нет. У нас не Венгрия, где все рассчитано на другое качество воды и иные характеристики. Тут много чего набегает. Я убежден, в нашем климате будущего у таких котельных нет. Да, бывает их ставят на земле, но и там нужна подкачка, воду подавать надо. В централизованном отоплении отработана система безопасности, — считает Застела.
Обслуживание данной котельной занимается ООО «Газтеплосервис», директором которой является Юрий Груздев. Телефон компании не отвечает, а мастер, который обслуживает оборудование, комментировать что-либо отказался.
Фото: Гузель Касимова / «Вечерняя Казань»
Владимир Смирнов / ТАСС