Интеллектуальная Казань: эксперты оценили риски развития ИИ


Интеллектуальная Казань: эксперты оценили риски развития ИИ

Гонка с развитием искусственного интеллекта между странами скоро сможет сравниться с гонкой вооружений. Нейросеть ежедневно дает рекомендации, пишет тексты, рисует муралы, диагностирует патологии, а совсем скоро начнет проверять домашние задания, помогать благоустраивать город, при этом 20 процентов казанцев не могут ответить на вопрос, что такое искусственный интеллект. Стоит ли опасаться стремительного роста технологии, зависит от того, в чьих руках она находится и на что направлена.

Темы искусственного интеллекта и биометрии прочно занимают лидирующие позиции ведущих форумов и конференций в Казани и по всей России последние пару лет. Такая активность связана с подписанным президентом РФ Владимиром Путиным в 2019 году указом о развитии искусственного интеллекта в стране. Документ утвердил стратегию развития технологии до 2030 года, а она дала зеленый свет всевозможным исследованиям, нормативному регулированию, образовательным проектам и популяризации технологии.

Недавно специалисты Иннополиса совместно с Московским клиническим научным центром им. Логинова разработали образец первой в России системы на основе искусственного интеллекта (ИИ), распознающей рак желудка; мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что ИИ внедряется в муниципальное управление, а в республике запустили площадку публичных обсуждений проектов в сфере искусственного интеллекта.

Интеллектуальная Казань: эксперты оценили риски развития ИИ

Помимо государственного лоббирования, сама технология ИИ развивается с огромной скоростью: использовать нейросеть для автоматизации бизнес-процессов стремятся компании абсолютно разных направлений, ведь она повышает скорость и качество производства продукции или услуг. При этом недавний опрос центра «Альфастрахование» показал, что 20% казанцев не могут ответить на вопрос, что такое искусственный интеллект. 

«ЯЩИК ПАНДОРЫ»

Определение искусственного интеллекта среди научного сообществ остается дискуссионным. В официальной терминологии — это технология, которая позволяет имитировать когнитивные способности человека. Однако полнее будет сказать, что это технология, которая имитирует когнитивные способности человека без написания для этого всех алгоритмов и правил. 

— Как пример, недавно в Иннополисе машина проехала без инструктора. Она едет не потому, что ей описали как ехать (все правила описать невозможно), а благодаря технологии, которой показали множество примеров как правильно, как надо, и она запомнила все условия как действовать, — объясняет уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в Татарстане Булат Замалиев. — Другими словами, особенность нейросети в том, что ей показывают правильные действия в разных ситуациях, а она потом в других ситуациях, которые не попали в обучение, сама видит определенные правила, зависимости, закономерности и выдает решение. Может и ошибаться, конечно, поэтому, чем больше примеров «как надо», тем лучше, она обрабатывает большие объемы данных. Причем почему искусственный интеллект посчитал так или иначе, сложно сказать, специалисты не всегда могут этого объяснить. Есть даже отрасль в индустрии, называется «объяснимый искусственный интеллект» (Explainable AI, XAI) — это направление исследований искусственного интеллекта, которое стремится объяснить механизмы, лежащие за алгоритмами машинного обучения.

В конце октября в Татарстане заработала площадка публичных обсуждений проектов в сфере искусственного интеллекта под руководством уполномоченного по технологиям искусственного интеллекта в Татарстане Булата Замалиева. Абсолютно каждый житель республики может внести предложения по использованию ИИ в жизни. Пока инициатив на площадке немного. Среди них: «магазин без продавца», чат-боты министерств, сервис распознавания и синтез татарской речи для закадрового перевода видео в режиме реального времени. 

— Площадка экспериментальная, так мы хотим небольшими шагами прийти к платформе, где любой гражданин сможет предложить свою инициативу и она будет рассмотрена максимально объективно, информативно. Идей, проектов у компаний и отдельных людей обычно возникает очень много. У нас уже есть первая партия инициатив на сайте и они связаны не только с IT-технологиями, но с благоустройством города. Оценивать проекты будут представители аппарата уполномоченного по развитию ИИ, сами пользователи и искусственный интеллект, — объясняет спикер.

ИСПОЛЬЗУЕМ ИИ ЕЖЕДНЕВНО

Мы применяем ИИ-технологии ежедневно, именно нейросети отвечают за индивидуальные рекомендации фильмов, новостей, публикаций, музыкальных треков в соцсетях, контекстную рекламу для конкретного пользователя, поиск самого удобного маршрута или выгодной цены товара в магазинах города. Многие знакомы с ChatGPT (Чат ДжиПиТи) — это нейросеть, заработавшая в 2022 году. Она отвечает на разные вопросы, помогает людям найти информацию. 

— Возможности применения ИИ разнообразны. Для отрасли здравоохранения команда Института искусственного интеллекта Университета Иннополис разрабатывает линейку продуктов AI Radiology по анализу КТ, МРТ и рентгеновских изображений. Основная цель разработки этих ИИ-сервисов — предотвратить развитие заболеваний за счёт их ранней диагностики, а также создать удобный инструмент для врачей-диагностов, — объясняет  директор Института искусственного интеллекта Университета Иннополис Рамиль Кулеев. — Наши коллеги разрабатывают геоинформационные сервисы для мониторинга сельскохозяйственных и лесных территорий: ИИ может находить незаконные вырубки леса, разливы нефти и другое. Ещё одно перспективное направление разработки ИИ — поиск новых материалов. Научные сотрудники Университета Иннополис разрабатывают платформу для ускорения проведения исследований и оптимизации рецептур. Платформа предназначена для работы с моделями машинного обучения, которые помогают R&D-лабораториям и частным исследователям сократить цикл освоения новых продуктов за счёт уменьшения числа экспериментов на 30 — 40% и сокращения потребления сырья на 10 — 20%. Насчет страхов, что искусственный интеллект станет угрозой человечеству и нейросети лишат людей работы, а чат-боты заполнят Интернет фейками, думаю, они преувеличены. 

Интеллектуальная Казань: эксперты оценили риски развития ИИ

Интересно, что согласно тому же опросу каждый пятый казанец считает, что ИИ все же может лишить их работы, а 29% опрошенных уверены, что искусственный интеллект не сможет выполнить их обязанности, среди таких — кадровики, врачи и медсестры.

Справка:

В Иннополисе совместно с 10 индустриальными партнерами с 2021 года ведутся разработки по шести основным направлениям — ИИ в промышленности, медицине, новых материалах, логистике, транспорте и государственном секторе. Всего команда Университета Иннополис реализовала 75 индустриальных проектов с применением технологий искусственного интеллекта, в том числе для поддержки принятия решений в бизнесе.

ДОВЕРИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ ИЛИ РОБОТУ?

Порой не только пользователи, но и сами разработчики не могут точно определить, каким образом нейросеть пришла к тем или иным выводам, обрабатывая исходные данные. Уровень искусственного интеллекта зависит от качества исполнения, объема данных, и в связи с этим вопрос доверия принятия решений по ключевым вопросам нейросетью зависит в большей степени от развития технологии.  

— Простые задачи — однозначно доверить можно. В более сложных случаях, например, для диагностики редкого заболевания пациента, оперативного принятия решения об артиллерийском ударе по обнаруженной цели, обычно системы ИИ проводят глубокую (но при этом очень быструю) аналитику текущего состояния или обстановки и предлагают человеку одно или несколько обоснованных решений. А человек изучает предложение ИИ и принимает окончательное решение, — делится мнением профессор кафедры интеллектуальной робототехники ИТИС КФУ, руководитель Лаборатории Интеллектуальных Робототехнических Систем Евгений Магид. — Таким образом, каждый из участников симбиоза выполняет свою задачу: ИИ за секунды делает то, на что у человека (даже при наличии такого же объема знаний, как у ИИ) уйдут часы или дни, а человек несёт ответственность за итоговое решение. Кому я доверю свою жизнь при проведении хирургической операции: роботу с ИИ, которого, возможно, программировали «криворукие» недоучки-программисты, или человеку-хирургу, у которого может дрогнуть рука в самый неподходящий момент? Сегодня, учитывая еще молодые технологии ИИ и что большинство вузов (в России и за рубежом) занимаются откровенной профанацией образования в области робототехники и ИИ и не дают качественного образования, я скорее доверю свою жизнь хорошему хирургу. Но будущее — как раз за роботом-хирургом с ИИ.

По мнению эксперта, одно из немногих мест в России, где готовят высококлассных специалистов в области робототехники и ИИ, которые в будущем смогут создать таких роботов — это Институт информационных технологий и интеллектуальных систем (ИТИС) Казанского федерального университета. Выпускники магистратуры «Интеллектуальная робототехника» ИТИСа уже работают в нескольких ведущих российских робототехнических компаниях и, в числе прочих задач, интегрируют технологии ИИ в системы управления роботов. 

Интеллектуальная Казань: эксперты оценили риски развития ИИ

— Так как ИИ является основой для многих современных технологий уже сегодня и имеет огромные перспективы в будущем — интеграция ИИ в систему образования неизбежна. Например, продвинутые студенты уже вовсю пользуются ChatGPT, чтобы не писать бесконечные эссе, и зачастую ИИ справляется намного лучше начинающего студента, — продолжает Евгений Магид. —  Конечно, в точных науках, где в эссе и отчетах требуются цифры и эксперименты, ИИ может выступить только помощником человека-исследователя, чтобы красиво оформить какие-то конкретные результаты. Студенты технических направлений в обязательном порядке должны изучать хотя бы основы ИИ наравне с математикой и физикой. Я думаю, что постепенно ИИ будет интегрирован всеми ведущими вузами в систему автоматической проверки домашних заданий, в интеллектуальную систему выстраивания индивидуальных образовательных траекторий для студентов, в систему рецензирования студенческих курсовых и дипломных работ и многие другие трудоемкие задачи, которые сегодня чрезмерно перегружают преподавателей и руководителей образовательных направлений.

Отметим, что перспективы внедрения в школы подобной технологии, особенно в младшие и средние классы, не выглядят такими радужными, как в системе высшего образования. Так, гендиректор компании «Нейросети Ашманова» Станислав Ашманов ранее говорил, что инициатива внедрения искусственного интеллекта в школах может привести к тому, что дети в будущем не смогут самостоятельно решать задачи и писать грамотные тексты. 

ОПАСНО, ПОЛЕЗНО ИЛИ ВСЕ ВМЕСТЕ?

Споры об опасности развития искусственного интеллекта растут пропорционально развитию технологии. Вопрос для многих остается открытым и сейчас. Стоит ли опасаться развития искусственного интеллекта — вопрос неоднозначный. 

— Разработкой систем ИИ и его обучением занимаются люди, устанавливают цели для ИИ и оценивают качество работы ИИ на соответствие ожидаемым результатам тоже люди. Поэтому страшен не ИИ как технология, а страшно, когда эта мощная технология попадает не в те руки. Поэтому Стивен Хокинг и многие ведущие ученые еще 8 лет назад выступили против разработки ИИ в военной области, в том числе против создания боевых роботов с ИИ. В этом году опасения научного сообщества, видимо, в том числе и на фоне обострения международных конфликтов, выросли, и было опубликовано открытое письмо Илона Маска и специалистов по ИИ с призывом к временной остановке дальнейших разработок, — говорит Евгений Магид. — При этом, лично я согласен с мнением Билла Гейтса, что, несмотря на потенциальные риски от использования ИИ, ни одна страна не захочет в одностороннем порядке добровольно остановить свои исследования в этой области и отстать от вероятного будущего противника. Международная система поддержания мира и порядка рассыпалась практически сразу после развала СССР; в последнее время все международные организации — ООН, МОК, МАГАТЭ, МУС и другие — показали свою полную некомпетентность, продемонстрировав откровенную несправедливость и двойные стандарты.

По мнению спикера, следует опасаться не ИИ как такового, а ситуации, когда нейросеть будет избирательно направлена против стран, не согласных с мнением охранителей «международного порядка, основанного на правилах», и станет еще одним инструментом давления.

— Если мы не хотим быть порабощенными западными технологиями с ИИ, включая военные, нам необходимо развивать собственные. И опасаться, что мы отстанем в развитии ИИ — мне кажется, что современная гонка вооружений постепенно перемещается в область ИИ и робототехники, — подытожил Евгений.

Возможно, при нынешнем уровне развития искусственного интеллекта человечеству пока не грозит восстание машин, зато более реальны угрозы: плохо обученного ИИ в жизненно важных сферах, попытки использовать его для контроля жизни человека и уход в виртуальный мир.  

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Источник