Руководитель дизайн-студии о «подставах» от застройщиков, вранье коллег и современных трендах
«В дизайне самое главное — функционал, эргономичность, отсутствие шаблонности. Наш подход — сделать для наших заказчиков интерьер «под себя». Нельзя смотреть на то, как делает сосед, потому что только вам жить в этом интерьере», — считает руководитель студии дизайна ArtebDesign Кристина Артебякина. За 8 лет своей практики она успела реализовать сотни проектов как жилой, так и коммерческой недвижимости. К сегодняшнему дню Артебякина пришла к реализации дизайн-проектов под ключ — у руководителя студии свои отделочники в команде. Почему нельзя в страхе «отпрыгивать» от российской мебели, как создать дизайн-студию без связей, сколько может стоить премиум-ремонт и почему рабочие в наше время стоят так дорого — в материале «БИЗНЕС Online».
Кристина Артебякина: «Наша студия специализируется не только на качественной визуализации, но и проработанных, понятных для строителей чертежах» Фото предоставлено Кристиной Артебякиной
«Раньше было мнение, что дизайнеры — сословие низшее, а вот архитекторы — люди по-настоящему профессиональные и знающие свое дело»
— Кристина Романовна, вы уже восемь лет занимаетесь дизайном интерьеров. Давайте вспомним, как вы пришли в эту сферу?
— Я к этому шла с самого детства. Я хорошо рисовала, родители заметили мои способности и отправили учиться в художественную школу. Далее появилось большое желание стать дизайнером, но к тому моменту в моем городе — я из Донецка — не было такого направления обучения в университетах.
К окончанию школы приняла решение поступить на архитектора. Кроме того, на подготовительных курсах по специальности архитектора нам объясняли, что дизайнеры — сословие низшее, а вот архитекторы — люди по-настоящему профессиональные и знающие свое дело.
— Как приняли решение отказаться от архитектуры и развиваться в дизайне?
— Дело было на третьем курсе архитектурно-строительного университета. В вузе нам преподносили профессию очень красиво: «Вы будете создавать образы целых городов, равняться на мировых звезд, стоять на одном уровне с Заха Хадид!» А на производственной практике мне напрочь отбили желание работать по специальности. Я столкнулась с нелицеприятной реальностью — часто архитекторы, особенно в начале своего пути, просто обшивают сайдингом дома и проектируют фасады для кондиционеров. В общем, рутина!
На этом этапе я вспомнила детскую мечту — стать дизайнером, но магистра архитектуры все-таки получила.
— Пожалели, что потратили время?
— Конечно, нет! Это очень пригодилось мне в работе дизайнером. Наша студия специализируется не только на качественной визуализации, но и проработанных, понятных для строителей чертежах. Я больше скажу: для многих заказчиков важно, чтобы их интерьером занимался дипломированный архитектор.
— Вы из Донецкой области. Почему решили переехать в Казань? И как проходили ваши первые шаги по миру дизайна интерьеров?
— У меня муж — татарин, поэтому мы и переехали сюда. Первое время в новом городе я работала в маркетинге и параллельно размышляла о том, как мне начать развиваться в направлении дизайна. Было страшно в незнакомом городе искать работу по специальности — связей не было никаких.
Все программы, необходимые для старта, я освоила за пару месяцев (здесь помогло архитектурное образование). Собрала себе портфолио и устроилась в дизайн-студию. Там всего после нескольких недель работы мне сказали: «Мы ожидали от тебя большего». И, конечно, это по мне сильно ударило, но опускать руки на полпути даже мысли не возникло.
Я придерживаюсь принципов честности и открытости в работе, то есть не позволяю себе лукавить и вводить заказчика в заблуждение по стоимости реализации проекта.
Кристина Артебякина Руководитель студии дизайна ArtebDesign
— Что стало следующим этапом?
— Попробовала себя в другой организации и задержалась там на целый год. Опыт колоссальный — начинающим дизайнерам, думаю, просто необходимо работать в команде, чтобы была возможность перенимать опыт других специалистов.
— Но, наверное, сталкивались и с трудностями? Что стало главной причиной того, что вы решили оставить коллектив и начать развиваться самостоятельно?
— Сложность заключалась в том, что политика студии, где я работала, не предполагала авторского надзора. Выезжала на объекты только по своей инициативе. Мне не хватало взаимодействия с заказчиком. Есть и другая проблема — столкнулась, так скажем, с неправильной клиентоориентированностью.
«Свободное плавание» и первые клиенты: «Казалось, что никто не сделает лучше меня»
— Как начиналось ваше «свободное плавание», самостоятельное развитие за рамками студий дизайна?
— Еще в период работы на студию я начала вести Instagram*, поэтому уже имелась аудитория, которая с интересом следила за моими проектами. Все шло очень постепенно: сначала реализовывала небольшие квартиры, потом — дома, следом — коммерческие помещения. Вслед за моим профессиональным развитием поднимался и чек. 400 рублей за «квадрат» в начале самостоятельного пути сейчас вырос ровно в десять раз — до 4 тыс. рублей.
— Сразу набрали команду?
— Вопрос делегирования для меня был очень сложный. Мне казалось, что никто не сделает лучше меня. Шла к собственной команде постепенно и каждого ее члена искала тщательно. Я очень требовательный к себе человек, поэтому и к сотрудникам у меня высокий спрос. Сейчас построила работу так, что каждый сотрудник занимается своим делом: есть коллажист, дизайнер, чертежник, визуализатор. Я контролирую все процессы, участвую в подготовке проектов на каждом этапе.
— А как находите клиентов?
— В моем случае отлично работает сарафанное радио. Студию рекомендуют друзьям, знакомым, родственникам. Многие заказчики обращаются по два-три раза — кто-то переезжает, покупает новый офис или дополнительную «недвижку». Клиентам с нами выгодно работать, потому что ко всем объектам подходим комплексно и ориентируемся не на количество, а на качество.
Каждый процесс проходит под моим контролем, я лично все проверяю и контролирую. Я очень дотошна в деталях и педантична. Пока результат меня не порадует, заказчик проект просто-напросто не увидит. Умеем работать на оценку «хорошо и отлично», «нормально» — это не про нас!
Кроме того, нас рекомендуют не только сами клиенты, но и строительные бригады, потому что проектные чертежи делаем грамотно и понятно — без всяких красивых зарисовок, которые часто нереально воплотить.
«Сейчас построила работу так, что каждый сотрудник занимается своим делом: есть коллажист, дизайнер, чертежник, визуализатор. Я контролирую все процессы, участвую в подготовке проектов на каждом этапе» Фото: Сергей Елагин
Зачем нужен дизайнер: «Представьте — решили утеплить балкон, вскрываем стену и видим «подставу» от застройщика»
— Какова география работы вашей студии?
— Больше специализируемся на Татарстане, потому что мне важно вести авторский надзор и физически быть на объекте. Авторский надзор — любимая часть моей работы. Отдельное удовольствие — видеть, как на глазах преображается пространство, а голые стены и строительная пыль превращаются в настоящее искусство.
Работаем и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Брянске, и в Сочи. Там ведем проекты дистанционно, научились даже авторский надзор осуществлять без выезда, подбирая все материалы в Казани. Но многим заказчиками важно мое личное присутствие, поэтому вылетаем на точечные надзоры.
— Больше работаете с жильем или «коммерцией»?
— Сейчас специализируюсь на жилых помещениях, потому что общественные пространства и офисы — это про работу на скорость. Человек платит дорогую аренду, поэтому торопится и с дизайн-проектом, и с реализацией. Мне кажется, это совсем другое направление, которым должны заниматься студии с большим штатом сотрудников.
У нас так не работает: дизайн-проект готовится от трех месяцев, а реализация — от шести месяцев. При этом мы отвечаем за качество результата.
Авторский надзор — гарантия качественного ремонта и связь между дизайнером, подрядчиком и заказчиком.
Кристина Артебякина Руководитель студии дизайна ArtebDesign
— А в чем заключается авторский надзор?
— Я становлюсь представителем своего клиента, что экономит его время и деньги. По мере работы слежу за тем, чтобы соблюдались сроки, соответствующее качество материалов и бюджет проекта.
Особенно важная часть стройки — логистика поставки материалов. Руководитель проекта не допустит такой ситуации, когда, допустим, из Италии приехал керамогранит, а его негде хранить.
Кроме того, присутствие автора проекта на объекте дает возможность в моменте решать проблемные вопросы, менять план действий. Представьте — решили утеплить балкон, вскрываем стену и видим «подставу» от застройщика в виде обилия лишней пены. Часто бывает и такое, что материалы не стыкуются между собой, а это можно заметить только в процессе строительства и сразу поменять техзадание для отделочников.
— Получается, что даже в новостройках есть трудности с реализацией проектов?
— Больше скажу: это происходит достаточно часто. Например, мы регулярно сталкиваемся с некачественной стяжкой и штукатуркой, которые приходится делать заново. Возникали ситуации и с плохо запаянными трубами в стяжке. Вдумайтесь — если бы мы не заметили этот нюанс, заказчики вполне могли в будущем затопить своих соседей. Оно, может быть, и по вине застройщика, но попробуй докажи! Нервы, время, деньги.
Скажу так: некосячных объектов не бывает. Всякие проблемные мелочи выползают всегда, вопрос только в том, как профессионально совместно с бригадой выйти из таких ситуаций.
— Наверное, в таких условиях лучше «держать» собственную бригаду?
— Мы так и поступили. Со своей бригадой получается лучше контролировать процессы на стройке, предоставлять клиенту услугу комплексно.
Причина простая — ранее сталкивались с тем, что проект подготовлен, но нанятый подрядчик реализовать его не может. В дизайнерском интерьере крайне важны детали, из которых и складывается образ помещения. Для некоторых отделочников это все мелочи, на которые можно без труда закрыть глаза.
В команде работают узкие специалисты — сантехники, электрики, плиточники, маляры и так далее.
— Чувствуете недостаток рабочих рук в наше время?
— Конечно, дефицит рабочих кадров — проблема, уже известная всем. Очень мало представителей рабочих профессий, действительно знающих свое дело и несущих ответственность за свою работу. Чаще встречаются люди, которые просто разводят руками и говорят: «Лопнул керамогранит? И что?»
При этом профессионалы прекрасно понимают свою ценность и выставляют ценник существенно выше рынка.
«Мы не идем по пути шаблонных проектов. Каждая деталь в интерьере продумана и грамотно выверена» Фото: Сергей Елагин
«Стоимость реализации может и превосходить стоимость самой квартиры»
— Сколько в наше время может стоить реализация дизайн-проекта?
— Пора привыкнуть к тому, что стоимость реализации может и превосходить стоимость самой квартиры. Невозможно в условиях текущих цен купить жилье за 20 млн рублей, а на качественный ремонт потратить 5 миллионов. Уточню, что мы говорим про материалы премиум-сегмента и профессиональную бригаду строителей.
Это очень важная тема, потому что многие коллеги врут и не договаривают реальную стоимость реализации проекта по всем пожеланиям заказчика. Так они стараются набрать как можно больше клиентов.
— Часто приходится сталкиваться с непониманием цены реализации?
— Да, это отдельная проблема для рынка. Человек готов платить за дизайн-проект 400 тыс. рублей, но не готов отдавать деньги за качественную реализацию.
Как происходит расчет? Например, клиент говорит, что не хочет постоянно оттирать отпечатки пальцев на смесителях. Значит, закладываем не хромированную, а сатиновую сантехнику, что добавляет к этой позиции 10–15%. Есть запрос на фабричную мебель — плюсуем еще несколько процентов к сумме.
Точная цифра часто пугает заказчиков. И я слышу от них, что в другой студии обещали реализовать проект со всеми пожеланиями за 5–7 млн рублей. Приходится отказывать, потому что уложиться в такой бюджет с запросами на качественные материалы и исполнение просто невозможно.
— А что, если клиент приходит и просит уложиться в минимальный бюджет — например, предлагает закупиться материалами в «Леруа Мерлен»?
— Я думаю, людям с таким запросом просто не нужен дизайнер. Мы работаем в другом сегменте, где каждый проект готовится под конкретного человека — и в результате становится неповторимым. По-другому говоря, нишу, которую мы заняли, можно назвать «не как у всех».
Нужно понимать, что задумки дизайнера и качественные материалы стоят денег.
Мы не идем по пути шаблонных проектов. Каждая деталь в интерьере продумана и грамотно выверена. В наших проектах ни один из элементов не появляется просто так. Например, даже по первому взгляду декоративная линия может служить визуальному увеличению потолков. Максимальная требовательность к каждой детали, наверное, и отличает работу нашей студии на рынке услуг дизайна и ремонта.
«Многие отмечают, что уже узнают наши работы и понимают, кому они принадлежат. Это говорит о той самой индивидуальности, которая и выделяет нашу студию» Фото предоставлено Кристиной Артебякиной
«Если одежду, которая уже начала надоедать, можно убрать на верхнюю полку, то с вашим домом поступить так точно не получится»
— Как можно охарактеризовать стиль, в котором вы работаете?
— Мы работаем под заказчика, но есть определенные правила, которых придерживаемся. Даже когда работала одна, никогда не брала работы с запросом на переизбыток золотых элементов в интерьере.
Многие отмечают, что уже узнают наши работы и понимают, кому они принадлежат. Это говорит о той самой индивидуальности, которая и выделяет нашу студию.
— А ведь есть мнение, что татары любят все украшать золотом… Часто приходят с таким запросом?
— Честно признаться, в Татарстане и правда такое любят. Последнее время подобные запросы совсем не поступают. Я намеренно их отсеивала и тем самым, предположу, вышла в ту нишу, в которой мне комфортно работать.
Не скажу, что мы полностью отказываемся от золотого декорирования пространства. Иногда латунь, например, прекрасно подходит для того, чтобы сделать общий вид помещения теплее.
— Какая отделка сейчас в тренде?
— Сейчас ценятся натуральные материалы — дерево, камень. Часто обращают внимание на функционал интерьера, потому что у людей нет времени даже убираться в квартире. Все необходимо продумывать — не должно быть такого, чтобы на полках стояло огромное количество статуэток, которые без конца придется вытирать.
Ориентироваться на сиюминутные тренды нежелательно, потому что через время они обязательно перебираются в массмаркет. И если одежду, которая уже начала надоедать, можно убрать на верхнюю полку и забыть до удачного случая, то с вашим домом поступить так точно не получится.
Кристина Артебякина Руководитель студии дизайна ArtebDesign
Часто от момента получения заказа до полной реализации может и год пройти. Мы стараемся делать так, чтобы подготовленный нами проект оставался актуальным и в моменте, когда клиент начинает в нем жить, и через несколько лет после этого.
— Вы упомянули функциональность интерьера. В чем еще она проявляется?
— Например, удобная и функциональная кухня, где все продумано до мелочей — как хозяин будет доставать и убирать посуду, готовить в этом пространстве.
Это относится и, например, к освещению. Раньше дизайнеры расставляли его бездумно — просто по одной линии или кругу. Сейчас появилась мода на сценарии света, когда, кроме основного массива источников света на потолке, подсвечивают отдельные зоны или приглушают его в некоторых местах. Нам было всегда интересно это направление, мы вдохновлялись разными иностранными источниками и изучали светосценарии для усовершенствования своих проектов. Но до сих пор встречаются заказчики, уверенные в том, что чем больше света в квартире, тем лучше.
Повторюсь: все требует детальной проработки. «За столом заказчики готовят, едят, а может, еще и играют в настольные игры?», «Где заказчик читает книги — на диване, кровати или кресле?». Такие вопросы помогают составить портрет членов семьи и создать комфортное пространство именно для них.
«На этапе обсуждения проекта клиенты отправляют референсы понравившихся им интерьеров. Всегда стараемся донести, что есть современные тенденции, которые могут только улучшить конечный результат» Фото предоставлено Кристиной Артебякиной
Дизайнер-психолог: «Люди же обращаются к дизайнеру, потому что этот специалист разбирается в интерьерах лучше, чем они»
— Вы говорите, что при подготовке проекта необходимо составить портрет семьи. Получается, что дизайнер должен быть хорошим психологом?
— Несомненно! В этом и проявляется ориентация на человека, подготовка проекта «не как у всех». Мы же не готовим квартиры под сдачу, где необходимо выдерживать некий шаблон, так или иначе подходящий каждому.
Расскажу недавнюю ситуацию: мы с заказчицей обсудили в офисе техническое задание, а следом приступили к разработке проекта. Уже после получение первой визуализации заказчица сообщила, что ей наша концепция совсем не подошла. Мы встретились, пообедали вместе, поговорили, как говорится, по душам. Я обычно спрашиваю про образ жизни, характер членов семьи, чтобы лучше понимать, в каком интерьере им было бы комфортно находиться. Например, в этой истории оказалось, что выбранная нами концепция дерзкой детской комнаты для девочки-подростка пошла вразрез с реальным темпераментом ребенка.
Следующие подготовленные нами визуализации были приняты с первого раза.
— Но, наверное, свое профессиональное видение пространства все равно приходится время от времени «продавливать»?
— На этапе обсуждения проекта клиенты отправляют референсы понравившихся им интерьеров. Всегда стараемся донести, что есть современные тенденции, которые могут только улучшить конечный результат. Люди же обращаются к дизайнеру, потому что этот специалист разбирается в интерьерах, материалах, образах лучше, чем они.
Мы не «продавливаем», как вы выразились, свое видение клиентам, потому что именно им жить в тех квартирах и домах, которые получаются после нашей работы. Можем только советовать, что именно подойдет для них — от общего образа проекта до конкретных материалов и мебели.
— Бывали случаи, когда отказывались от проекта?
— В этом году впервые за мою практику расстались с клиентом, потому что он требовал переделывать пространство квартиры полностью — вплоть до несущих стен. Есть правила, от которых мы не можем отступить ни влево, ни вправо: расширить пространство кухни за счет туалета нельзя. Сделать ванную посреди комнаты нельзя. Это же строительные нормативы, безопасность. Если каждый будет делать все, что он хочет, мы просто будем пополам складывать дома один за другим.
«Мы намеренно отказываемся от параллельного импорта, потому что в этом случае у заказчика не будет возможности правильно обслуживать такое оборудование» Фото предоставлено Кристиной Артебякиной
«Потребитель не привык к тому, что российский производитель далеко не всегда плохо»: в Казани открылся салон мебели российского производства Cascate porte
— Сейчас есть проблемы с поставками материалов и мебели?
— Материалы без проблем везут — например, керамогранит заказываем из Италии. Впечатление такое, что по прошествии определенного времени производители осознали, что теряют неплохую экономическую жилку, отказывая России в поставках, поэтому вернули все на круги своя.
Остаются небольшие сложности по выбору сантехники, техники и электроники. Мы намеренно отказываемся от параллельного импорта, потому что в этом случае у заказчика не будет возможности правильно обслуживать такое оборудование.
— Говорят, растет качество продукции российских производителей — правда?
— Да, это заметно. В этом нет ничего необычного — просто попали в такие условия. Но могу сказать, что пока потребитель не привык к тому, что российский производитель далеко не всегда что-то плохое. Существуют фабрики, которые разрабатывают дизайнерские линейки мебели, например стулья или кресла. Здесь можно говорить про эксклюзивность предложения, что очень важно в нашем сегменте.
В дизайне самое главное — функционал, эргономичность, отсутствие шаблонности. Наш подход — сделать для наших заказчиков интерьер «под себя». Последнее имеет особенную ценность. Нельзя смотреть на то, как делает сосед, потому что только вам жить в этом интерьере.
Кристина Артебякина Руководитель студии дизайна ArtebDesign
— Мы разговариваем в салоне мебели Cascate porte — вы работаете с этим производителем?
— Да, и довольно плотно. Это российская компания, производящая качественную мебель. Во всем важны нюансы — например, диван может быть с виду очень красивый, но, когда подходишь ближе или садишься на него, бросаются в глаза обидные мелочи — металл ножек сварен абы как, материал обшивки выбран неудачно, а места сгибов сшиты кустарно. А к Cascate porte у нас есть доверие, проверенное опытом сотрудничества.
— Людям действительно важны тактильные ощущения при выборе мебели или сейчас всем проще заказать?
— Конечно, это очень важно! При выборе мебели всегда обращаю внимание заказчика, предлагаю походить по напольному покрытию босиком, залезть в ванну и потрогать сантехнику, запрыгнуть на диван или поднять дверь.
В Татарстане есть проблемы с экспозицией, хотя людям повсеместно очень важно осязать выбранные материалы и мебель. В салоне Cascate porte это возможно.
«Невозможно рассуждать о качестве премиальных материалов, если сам не можешь их попробовать»
— Что вас вдохновляет на новые проекты?
— Меня вдохновляют люди и их истории. Я приехала с сумкой челнока в Казань — ничего здесь не было. Когда я знакомилась с заказчиками, их успехи подстегивали меня на результат.
Я придерживаюсь мнения, что невозможно рассуждать о качестве премиальных материалов, если сам не можешь их попробовать. Как ты можешь говорить, что для смесителя 100 тысяч рублей — нормальная цена, если сам такое себе не позволяешь? По-другому говоря, мне для своей работы необходимо расти самой и растить вкусы заказчиков.
— И традиционный вопрос: каковы три секрета успешного бизнеса?
— Первое — если ты хочешь, чтобы к тебе относились с уважением, по заслугам оценивали твою работу, соблюдай те же правила в общении с клиентом.
Второе — важно делегировать обязанности. В одиночку построить успешный бизнес невозможно.
И последнее — не забывать, что, помимо работы, остается семья. Мои муж, ребенок, родители — это тыл, ради которого я способна достигать все новых и новых высот.
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации.
Визитная карточка компании
Студия дизайна ArtebDesign
Направление работы: подготовка и реализация дизайн-проектов интерьеров жилой недвижимости под ключ
Число сотрудников — 15 человек с привлеченными специалистами
Год основания: 2017 год
Визитная карточка руководителя
Артебякина Кристина Романовна — индивидуальный предприниматель, руководитель и основатель студии дизайна ArtebDesign
Родилась в Донецке 9 июня 1993 года
Образование:
Донбасская Национальная академия строительства и архитектуры, бакалавр по направлению «архитектура» — 2014 год
Донской государственный технический университет, магистр по направлению «архитектура» — 2016 год
Карьера:
2015–2016 годы — маркетолог
2016–2017 годы — дизайнер в казанской студии дизайна интерьеров
С 2017 года — руководитель и основатель студии дизайна ArtebDesign
Семейное положение: замужем, воспитывает дочь Асель