«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить»


Заседание ТНХИ-Х: мечты КФУ о госденьгах на малотоннажную химию, центр пилотирования технологий и дронопорты

«Мы через каждые 3–4 года верхний слой меняем. Знаете, какие это деньги?! А интенсивность движения будет только увеличиваться», — рассуждал накануне президент РТ Рустам Минниханов на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг». На совещании представители КФУ рассказали, как улучшить качество асфальтобетона, и предупредили, что без госденег развивать малотоннажную химию не получится. Менделеевский инжиниринговый центр предложил создать в республике центр пилотирования технологий, а резидент Иннополиса рассказал о дронопортах для нефтяников. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить»

Улучшение асфальтобетонного покрытия — это один из «самых нужных» вопросов повестки, обозначил президент Татарстана Рустам Минниханов Фото: rais.tatarstan.ru

«Через каждые 3–4 года верхний слой меняем. Знаете, какие это деньги?!»

Последнее в этом году заседание совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х) началось с темы, которая, кажется, никогда не перестанет быть актуальной — качество дорог. Улучшение асфальтобетонного покрытия — это один из «самых нужных» вопросов повестки, обозначил президент Татарстана Рустам Минниханов и пригласил к трибуне заведующего кафедрой технологии нефти, газа и углеродных материалов Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, профессора Алима Кемалова.

Объяснять вопрос не нужно, большой грузооборот и интенсивность дорожного движения приводят к необратимым процессам старения асфальтобетона, отметил ученый. Спикер вспомнил, как Минниханов несколько лет назад посещал лаборатории института и сказал, что «одной маленькой добавкой не решить сложную проблему качества». «Тогда [вы] подчеркнули, что надо думать дальше, каким-то образом подходить комплексно к этой задаче — усилению качества самого вяжущего материала, подумать и о минеральной части асфальтобетона», — напомнил профессор. Оказалось, с тех пор ученый постоянно думал над словами руководителя республики. И вот пришел наконец с докладом.

Как пояснил Кемалов, придумано множество добавок, которые дают «какой-то приплод в качестве». Но дело в том, что они не могут полностью решить проблему колейности и долговечности дорожного покрытия. Тут нужен комплексный подход. Ученые из КФУ пришли к выводу, что существенно улучшить качество дорожного покрытия можно через создание полимерно-битумных вяжущих с улучшенными адгезионными (сцепляющими) свойствами и «модернизацию» минеральной части асфальтобетона.

В чем особенности решения от КФУ? Окисленный битум и гудрон, которые зачастую используют в строительстве дорог, при высоких температурах склонны к интенсивному старению. А массового производства неокисленного битума в Татарстане, да и в России в целом нет. Выходом может стать разработка полимерно-битумных вяжущих компонентов на основе неокисленного остаточного нефтяного сырья. В «связке» с ними можно было бы применять адгезионную присадку «Биадор», которая совместима с разными минеральными материалами и битумами.

«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить»

Ученые из КФУ пришли к выводу, что существенно улучшить качество дорожного покрытия можно через создание полимерно-битумных вяжущих с улучшенными адгезионными (сцепляющими) свойствами и «модернизацию» минеральной части асфальтобетона Фото: «БИЗНЕС Online»

За два года в Татарстане уже использовали 2,7 тыс. т неокисленного битума, заметил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. Материал применяли, в частности, на дорожном покрытии в сторону аэропорта Казани. Эффективность такого асфальтобетона чиновник оценить затруднился, но при этом заверил, что «старение идет в меньшей степени, чем у окисленного битума».

«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить… — порассуждал вслух Минниханов. — Все это миллиардные деньги. Мы через каждые 3–4 года верхний слой меняем. Знаете, какие это деньги?! А интенсивность движения будет только увеличиваться. Нужно расширить экспериментальные площадки».

«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить»

Ратмир Дашкин: «Если идти по классическому пути — разрабатывать пилотную установку для конкретного продукта, всегда уходит 2–3 года на создание оборудования, все работы и так далее» Фото: rais.tatarstan.ru

КФУ нацелился на новые федеральные деньги

С идеей создать центр пилотирования технологий на совещание пришел гендиректор Менделеевского инжинирингового центра (создан на базе Российского химико-технологического университета (РХТУ) им. Менделеева) Ратмир Дашкин. Но сначала гость не упустил возможности рассказать, чем центр может помочь татарстанским химическим компаниям. Если кратко, МИЦ занимается организацией малотоннажных производств под ключ. В частности, помогает бизнесу реализовывать проекты в области химической технологии, обеспечивает создание новых материалов и технологий, сопровождает производства малотоннажной химии и решает задачи импортозамещения.

Что касается центра пилотирования технологий, то на этой площадке «можно было реализовывать новые технологии или обкатывать существующие с целью оптимизации», пояснил Дашкин. Объект поможет татарстанским компаниям оптимизировать процессы и выходить на новые технологии в кратчайшие сроки, расписывал спикер. «Потому что, если идти по классическому пути — разрабатывать пилотную установку для конкретного продукта, всегда уходит 2–3 года на создание оборудования, все работы и так далее. Модульное исполнение позволяет это сделать в более короткий срок — до одного года», — отметил он.

«Действительно, необходимо создать такой центр, — поддержал гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин. — Мы обсуждали вопросы и по жирным кислотам, и по производству той же самой уксусной кислоты. Я считаю, что эта тема интересна для СИБУРа, „Аммония“ и „Нэфиса“».

Тему малотоннажной химии продолжил заведующий кафедрой Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Михаил Варфоломеев. Сегодня, по его словам, важная задача для нефтегазовой отрасли — наращивание производства в рамках специализированной малотоннажной химии. Годовой объем потребления такой продукции составляет сотни тысяч тонн, с каждым годом эта цифра растет, т. к. «ухудшается структура запасов, а объем добычи переносится в регионы с осложненными климатическими условиями». При этом доля импорта в малотоннажной химии — 80%, а по некоторым направлениям отечественных аналогов и вовсе нет.

«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить»

Рафинат Яруллин: «Мы обсуждали вопросы и по жирным кислотам, и по производству той же самой уксусной кислоты. Я считаю, что эта тема интересна для СИБУРа, «Аммония» и «Нэфиса» Фото: rais.tatarstan.ru

КФУ активно разрабатывает рецептуры малотоннажной химии. «Здесь мы начинаем от лабораторных исследований [и доходим] до пилотного производства продукции, сопровождая промысловые испытания на месторождениях», — рассказал Варфоломеев. Ученые, например, освоили опытное производство катализаторов для нефтедобычи и реагентов для обработки скважин. В качестве «интересных продуктов» гость из КФУ также выделил наработки в области ингибиторов (веществ, подавляющих или задерживающих течение физиологических и физико-химических процессов) гидратообразования для борьбы с осложнениями при закачке газа на месторождениях в зоне вечной мерзлоты.

Без государственной поддержки работа в области малотоннажной химии невозможна, обозначил ученый. Он предложил рассмотреть вариант использования инструмента комплексных научно-технических программ (КНТП) в области малотоннажной химии. Другими словами, подключить федеральное финансирование. Сейчас в России реализуется три комплексные научно-технические программы, одна из них — по направлению «Нефтехимический кластер». Бо́льшую часть финансирования — 4,1 млрд рублей — составляют внебюджетные средства. Объем бюджетных средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит 980 млн рублей. В реализацию проекта в рамках КНТП можно вовлечь татарстанские вузы, нефтедобывающие компании, производителей химии, рассуждал докладчик. «В результате мы можем получить целый пул продуктов, запустить производство на территории республики и создать ряд компаний, которые, с одной стороны, обеспечат рабочие места, а с другой — стабильный доход в бюджет Татарстана», — расхваливал Варфоломеев.

Теперь осталось подобрать подходящую площадку. Как рассказал проректор по направлениям нефтегазовых технологий, природопользования и наук о Земле КФУ Данис Нургалиев, под проект необходимо 2 тыс. «квадратов». В беседе с президентом озвучили сразу несколько вариантов — площади «Таткабеля», технополиса «Химград», лаишевской площадки «Иннополиса» или Миннибаевского газоперерабатывающего завода в Альметьевске.

«Проблема колейности… Конечно, на бетонные дороги надо переходить»

Еще одна «интересная разработка», которую планируют реализовать в следующем году, — беспилотник-ловец. Проще говоря, дрон будет ловить другой дрон в воздухе с помощью сетки Фото: «БИЗНЕС Online»

Дронопорты для «нефтегаза»

Облачные решения для промышленных компаний Татарстана на заседании продавал руководитель департамента по внедрению цифровых решений ПАО «МегаФон» Михаил Исаев. Его выступление состоялось по поручению президента, которое тот дал после встречи с гендиректором компании Хачатуром Помбухчаном в октябре этого года. Исаев рассказал о сервисах SaaS (платформа для бизнеса, «МойОфис»), решениях для безопасности (защита от DDoS-атак, криптозащита), дистанционных офисах и хранилищах данных.

Последним свои разработки представил гендиректор компании «Русдронопорт», которая является резидентом ОЭЗ «Иннополис», Николай Ряшин. Теперь речь зашла о беспилотниках. Он рассказал, что во всем мире БПЛА очень активно используются в нефтегазовой отрасли для мониторинга существующей инфраструктуры, при ее строительстве или возникновении ЧС. Компания выпускает станции базирования дронов, которые позволяют мониторить ситуацию без участия человека.

«В нужный день и нужное время из дронопорта вылетает беспилотник, проводит свою миссию, возвращается, садится. Внутри его обслуживает робот. Все это происходит без участия человека, 24 на 7, днем и ночью, без выходных», — поделился Ряшин. Таким образом, один человек может одновременно диспетчеризировать от 5 до 8 комплексов, которые могут располагаться в сотнях километров друг от друга.

Еще одна «интересная разработка», которую планируют реализовать в следующем году, — беспилотник-ловец. Проще говоря, дрон будет ловить другой дрон в воздухе с помощью сетки. «Это нужно для защиты критических объектов инфраструктуры, там, где не работают средства радиоэлектронной борьбы <…>. Если есть предприятия, где невозможно размещать очень дорогостоящий РЭБ, стоимость которого сотни миллионов рублей, либо у многих предприятий нет возможности использовать ПВО, потому что это дорого или невозможно просто технически», — пояснил он.

  • Асфальтовые: практика показала, что альтернативы нет
  • Цементобетонные: асфальтовые технологии показали свою тупиковость
  • В городах – асфальтовые, трассы – цементобетонные
  • Переход на цементобетон – это сомнительная трата огромных денег
  • Весь мир строит цементобетонные трассы, а асфальт выгоден только для ежегодного освоения денег

Ответить
Источник