Цирк в Казани показал иммерсивный спектакль, погружающий в закулисье


В столице Татарстана местный цирк устроил променад-спектакль, который увлекает публику в глубины закулисной жизни. Корреспондент «РГ» оценил юмор иммерсивного шоу и выяснил, почему на этот раз обошлись без дрессированных животных и почему сюда лучше приходить без детей.

Цирк в Казани показал иммерсивный спектакль, погружающий в закулисье

В одной из бытовок вместо потолка организаторы сделали настоящий аквариум, в котором плавает русалка в ярком костюме. / Олег Платонов

Берегите голову

Давайте начнем с понятия «иммерсивный театр». Это уникальное явление в мире искусства. В отличие от классического театра, где зрители и актеры разделены рампой и занавесом, здесь аудитория становится частью спектакля. Зрители не просто смотрят на происходящее, они погружаются в среду, перемещаясь в пространствах. Это создает ощущение реального участия в событиях.

Много шума произвела иммерсивная «Анна Каренина» в стенах бывшего казанского центрального ЗАГСа. И вот теперь подобное представление появилось и в казанском цирке. В ходе «Трогательного спектакля» зрители побывают в местах, которые в обычной жизни от публики скрыты. Это уже как минимум необычно.

Но плюс ко всему в каждой локации происходит какое-то непривычное цирковое действо, наполненное юмором и самоиронией, иногда на грани фола. Все это в отличных декорациях, с добротными костюмами. Чувствуется, что в спектакль вложены немалые деньги. По сути, это революционный для учреждения проект, аналогов которому за всю его историю не было.

Представление начинается сразу возле входа. Публику сопровождает живой оркестр. В том числе и возле гардероба, где устраивают небольшое шоу. В постановке задействованы артисты местной цирковой школы и даже сами музыканты, которые обычно сидят в своей «яме» или «кабине» на манеже и никуда не выходят.

Прогулка проходит по узким коридорам, удивляющим различными таинственными звуками, рисунками, надписями и световыми эффектами. Они тоже являются частью представления. Путешествуя по этим катакомбам, нужно обязательно беречь голову. Засмотревшись, можно треснуться о бетонное перекрытие или трубу.

— Главная задача — чтобы зритель в результате нашего спектакля почувствовал цирк внутри себя. Потому что каждый человек имеет там свой маленький цирк, — говорит один из режиссеров постановки Андрей Шарнин. — Тут главное раскрыться, и тогда цирк начинается не только на манеже, но и вокруг нас…

Спектакль длится час 20 минут, но в какой-то момент ты теряешь счет времени. Глубокого смысла тут ждать не стоит, поскольку за рамки циркового искусства повествование далеко не ушло. Можно просто наслаждаться необычностью происходящего. К примеру, в одной из бытовок вместо потолка устроен настоящий аквариум, в котором плавает русалка в ярком костюме. В подсобке публика увидела слесаря, мечтающего попасть в оркестр. И он сыграл Моцарта на водопроводных трубах. Тут же у зрителей появилась возможность подыграть ему и пошуметь от души, выплеснув свои эмоции.

Артист — как бабочка

В какой-то момент гости попадают в пустой зрительный зал на репетицию. Они становятся свидетелями истории безответной любви между трубачом и воздушной гимнасткой.

— Жизнь циркового артиста напоминает жизнь бабочки, — говорит ведущий. — Вначале это никому не приметная личинка. Потом довольно-таки мерзкая гусеница, затем неприметная куколка и, лишь пройдя длинный и сложный процесс, артист становится бабочкой, которая блистает очень короткое время и исчезает навсегда.

Публике предлагают попробовать себя в цирковом искусстве. Гости делятся на три группы и попадают к жонглеру, акробату и эквилибристу. Корреспондент «РГ» попал к последнему, и задачей его было пройти по канату. Естественно, на безопасной высоте.

В спектакле много юмора. Обыгрываются стереотипы, связанные с цирком. Очень смешно зрителям показан антракт. Продавец попкорна не успевает толком реализовать свой дорогой товар, а потом публику заводят в кинотеатр «Свежий воздух конюшни», где зрительные места расположены прямо в стойлах. Надо отметить, что во всех помещениях чисто и не пахнет никакими животными.

В «Трогательном спектакле» есть все. В том числе сентиментальные моменты. Взять, к примеру, номер с тенями, который показали в бывшей курилке. Сейчас в здании уже никто не курит из-за пожарной безопасности.

У каждого гостя есть возможность выйти в этот вечер на манеж. Причем у некоторых — именно в качестве цирковых артистов. Зрителей наряжают в яркие костюмы, и они рядом с профессионалами показывают акробатические трюки, фокусы и даже пытаются стать воздушными гимнастами.

Сплошная клоунада

Новое иммерсивное шоу придумали два клоуна — Мик и Мак. Андрей Шарнин и Борис Никишкин, работавшие более 20 лет в смешном тандеме, теперь еще и режиссеры.

Сначала они опробовали свою оригинальную идею на москвичах: в цирке на проспекте Вернадского поставили иммерсивный спектакль «INTRAЦирк». На тот момент в истории мирового цирка подобный формат аналогов не имел. Спектакль с успехом шел полгода. Причем зрители не только гуляли по разным помещениям цирка, но и спускались в самое чрево здания. Дело в том, что манеж на Вернадского имеет двойное дно и трансформируется в зависимости от задачи. И немногочисленная публика имела возможность познакомиться с этой уникальной технологией.

Цирк в Казани показал иммерсивный спектакль, погружающий в закулисье

Главная задача — чтобы зритель в результате спектакля почувствовал цирк внутри себя. Фото: Олег Платонов

— Московский опыт и сподвиг нас на то, чтобы представить аналогичный проект в Казани, — признается Андрей Шарнин. — Директор цирка Эльмира Булатова предложила нам сделать нечто подобное, и мы решили попробовать.

Авторы проекта надеются, что «Трогательный спектакль» в Казани будет идти долго и к нему будет интерес. В отличие от манежа, где помещается две тысячи зрителей, тут группы по 40-45 человек. И то, учитывая скромную площадь, группу приходится делить на две. Маленькие подсобки цирка просто не могут принять больше людей. Прежде чем создать шоу, режиссеры облазили все уголки цирка, чтобы понять, на что гостю будет особенно интересно посмотреть.

Животные не предусмотрены

Подготовка шоу заняла практически год. Сами идеи рождались довольно быстро, но, поскольку цирк — это государственное учреждение, пришлось какое-то время ждать необходимого финансирования, чтобы сделать все качественно. Нужно было декорировать помещения, поставить звук и свет. На самом деле не каждый цирк пустит зрителей в свои сокровенные недра.

Подсознательно, наверное, всякий, кто пришел сюда, ждал встречи с животными. Но в «Трогательном спектакле» ожидания остаются напрасными. Животные так и не появляются.

— Специфика цирковых животных в том, что они переезжают из города в город, — признается Андрей Шарнин. — А наш спектакль статичен, мы не можем ездить по гастролям. Хотя само шоу будет постоянно меняться.

Уже сейчас на некоторые представления в феврале билеты закончились. Андрей Шарнин ждет в гости взрослую публику. Возрастные ограничения — 12+.

— Наверное, это все-таки не детский спектакль. Конечно, само слово «цирк» у многих ассоциируется с детством. И с чем-то несерьезным. А нам хотелось, наоборот, чтобы взрослая публика приходила. Посмотрите кинохронику 50-летней давности! На вечерние представления в зрительном зале никаких детей! Вот и нам хотелось бы, чтобы приходили не мама с ребенком или бабушка с внуком, а взрослые сами по себе. Потому что цирк интересен всегда, он вне возраста.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №33(9275)
Источник