Запрет на экспорт нефти не удешевит бензин – эксперты предлагают нерыночные методы


Запрет на экспорт нефти не удешевит бензин – эксперты предлагают нерыночные методы

Правительство России ограничило экспорт нефтепродуктов, чтобы сбить рост цен на бензин на внутреннем рынке страны. Это решение обвалило АИ-92 на бирже более чем на 10 процентов, однако на дне он пробыл недолго – спустя несколько дней рынок продолжил расти. О том, почему временный запрет на экспорт нефтепродуктов не привел к удешевлению бензина на российских заправках, какие меры эксперты отрасли считают необходимыми для изменения ситуации и чем все это обернется для рядового автомобилиста  в материале «Вечерней Казани».

Экономист, профессор КФУ Игорь Кох связывает повышение цен на топливо с ослаблением рубля. По его словам, после девальвации национальной валюты на 20% в последние несколько месяцев цены на бензин компаниям-экспортерам нефтепродуктов стали выгоднее на 20%, а дальше все сводится к простой экономической выгоде: зачем продавать бензин в России, когда за рубежом это гораздо выгоднее? 

– Естественно, каждый производитель стремится продавать на премиальных рынках, а не на более дешевых, – подчеркивает Кох. 

По этой причине создается дефицит топлива, а вслед за этим растут цены. Эксперт также утверждает, что ограничение на экспорт нефтепродуктов и последующее падение цены бензина на бирже не могло привести к идентичному падению цены бензина на российских заправках. 

ПОЧЕМУ ЦЕНЫ НА ЗАПРАВКАХ НЕ ПАДАЮТ ВСЛЕД ЗА БИРЖЕЙ?

– Во-первых, биржевая цена составляет не 100% цены на заправке, так как она не учитывает затраты на транспортировку, затраты на хранение и затраты собственно заправочной сети. Поэтому снижение цены на бирже на 10% не приведет к автоматическому 10-процентному понижению цен на автозаправках, – объясняет Кох. 

Запрет на экспорт нефти не удешевит бензин – эксперты предлагают нерыночные методы

Вторым важным нюансом эксперт назвал долю рынка: большинство заправок в России принадлежат нефтяным холдингам: Татнефти, «Лукойлу», Газпрому, Роснефти и так далее. Для них цены биржи не важны, поскольку топливо поступает на заправки от родственных компаний, занимающихся всем циклом производства. А падение цен на бирже, по словам Коха, это шанс для маленьких компаний купить топливо по сниженной цене, но не факт, что она будет ниже, чем корпоративные закупки больших компаний. 

– Еще один нюанс: изменения не произойдут одномоментно, потому что временной лаг между поставками на биржу и появлением этого топлива на заправках тоже существует. Пока бензин не распродадут по старым ценам, изменения стоимости на заправках ждать, наверное, не стоит, – говорит экономист. 

Снижение цены может произойти и по другим причинам – крупные нефтедобывающие компании с огромными запасами произведенного топлива, продать которое планировалось за границей, теперь вынуждены продавать его в России. Формула простая: много продукта, значит много конкуренции, а значит и цены в борьбе за клиента должны быть ниже. Но не все так просто. 

– Я не знаю экономику их всех процессов, но вполне возможно, производителям будет проще сократить частично производство для того, чтобы не толкаться локтями на бирже и не сбивать друг другу цены. Поэтому вот это падение может носить локальный характер – после него цены либо остановятся, а может быть даже и отыграют наверх. Все зависит от того, как будут вести себя участники рынка, – заключил профессор КФУ.

ХВАТИЛО ЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР? 

Государственных мер, по словам президента Ассоциации предприятий нефтеобеспечения РТ Ирека Сулейманова, пока не хватает. Рынок упал за день, за два, на следующий день опять рос. Однако эксперт положительно оценивает запрет экспорта нефтепродуктов, поскольку это должно позитивно отразиться на внутреннем рынке страны: чем больше товаров на внутреннем рынке, тем дешевле будут эти продукты.

Запрет на экспорт нефти не удешевит бензин – эксперты предлагают нерыночные методы

Сулейманов подчеркивает, что важно найти золотую середину в государственном регулировании цен на бензин, чтобы нефтегазодобывающая отрасль платила достаточные налоги, но и бизнес мог развиваться – причем весь, разные секторы отрасли: и розничный, и оптовый, и чтобы переработчики прибыль получали.

Среди возможных мер регулирования Сулейманов называет квоты на поставку нефтепродуктов за границу, изменение акцизов на нефтепродукты или запрет экспорта до получения нужных результатов. 

ПЯТЬ НЕРЫНОЧНЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ ОБУЗДАНИЯ ЦЕН

Руководитель Информагентства «Девон» Анвар Маликов с долей сарказма называет пять основных способов сдерживания цен на моторное топливо. При этом отмечает, что это нерыночные методы.  

– Наша экономика пока еще не достигла рыночной стадии в лучшем смысле этого слова. И решающее слово в критические моменты – за ручным управлением, основанным на безусловном авторитете верховной власти, – считает эксперт.

Запрет на экспорт нефти не удешевит бензин – эксперты предлагают нерыночные методы

По мнению Маликова, таким образом часто принимаются решения, популярные среди рядовых потребителей, но чреватые долгосрочными макроэкономическими издержками.

– Что можно сделать на таком этапе развития? В цене бензина 60–70% – это налоги, начиная от добычи, переработки нефти, логистики и собственно с заправщиков. Последние имеют маржу примерно в 5% – это очень скромно. И вот хотя бы им можно сократить налоги. А в периоды топливных кризисов – вообще отменить, – предлагает Маликов.

Второй его «нерыночный» тезис заключается в том, что цены на бензин могут смягчиться, если государство обяжет нефтепереработчиков продавать существенную часть продукции независимым сетям АЗС, поскольку биржа, по мнению эксперта, пока не оправдывает своего предназначения демократизировать сферу оптовых поставок топлива. 

Следующий тезис: нужно четко просчитать и принять на авторитетном уровне разумный баланс между экспортом и поставками на внутренний рынок, вместо демпфера.

– Демпфер – это вершина «административного восторга», когда государство, упрощенно говоря, сначала берет с нефтяников огромные налоги, а потом часть возвращает в награду за неповышение цен на бензин. Из-за определенных бюджетных трудностей эти бонусы резко сократили, после чего как раз возник топливный кризис, – разъясняет Маликов.

И эксперт также считает, что на фоне ситуативной выгоды на внешних рынках (например, из-за ослабления рубля) нужно напирать на социальную ответственность и патриотизм главных производителей нефтепродуктов и оставлять достаточный объем топлива в стране. 

Запрет на экспорт нефти не удешевит бензин – эксперты предлагают нерыночные методы

– Хотя бы для того, чтобы простые потребители не заблокировали пикетами заправки, а то и главные офисы, – добавил руководитель ИА «Девон». 

Популярным тезисом, особенно в период «предвыборного обострения», Маликов называет требование отказаться от привязки к мировым ценам на нефть при регулировании внутренних цен. Ведь нефтяникам выгоднее продавать за рубеж сырую нефть на пике ее стоимости, чем на собственные же нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) при неблагоприятной внутренней конъюнктуре для заправочного бизнеса.  

И, наконец, Маликов высказал сомнение в том, что в результате правительственного решения о запрете экспорта бензин может стабильно зафиксироваться в цене и его будет в достатке. 

– А вдруг нефтеперерабатывающие заводы опять массово встанут на «плановый» ремонт? Тогда будет нужен рычаг администрирования и в этом вопросе. Например, специальная комиссия для контроля за ремонтами НПЗ, – рассуждает Маликов.

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
          Егор Алеев / ТАСС

Источник