Казанский клуб ретроавтомобилей знакомит посетителей с историей страны


Казанский «Авторетроклуб-21» — крупнейший в Поволжье клуб владельцев ретромашин. Один из его основателей, Риф Яруллин, в беседе с «РГ» рассказал, с чего начиналось движение, какие раритеты удалось восстановить и что можно открыть для себя при знакомстве с коллекцией.

Казанский клуб ретроавтомобилей знакомит посетителей с историей страны

Этот ГАЗ-21 возит уже несколько поколений людей, и он совсем не похож на музейный экспонат. / Казанский «Авторетроклуб-21»

Риф Лутфуллович, давайте начнем нашу беседу с небольшого исторического экскурса.

Риф Яруллин: История нашего клуба началась еще в 1980-х годах прошлого века. Тогда в СССР зародилось авторетродвижение. Появились крупные клубы ретроавтомобилей: Рижский, Литовский, Эстонский, Московский, Ленинградский и другие. Все они проводили масштабные и красивые мероприятия. В то время у меня и возникла мысль создать клуб в Казани. В 1983 году начали собирать желающих присоединиться к нашему сообществу, искали владельцев ретромашин. А в 1984 году клуб начал свою официальную деятельность благодаря помощи Общества автолюбителей и редакции газеты «Вечерняя Казань». Состав насчитывал около 60 участников, и столько же было машин и мотоциклов.

Насколько мне известно, у клуба был еще один старт, в начале нулевых.

Риф Яруллин: Собственно, и клуб 80-х годов был успешным. Наши машины участвовали в автопробегах в честь 9 Мая, а также в различных городских мероприятиях, проходящих при большом скоплении зрителей. Но в 90-х годах по понятным причинам деятельность клуба начала затухать и постепенно угасла.

Однако мы продолжали общение, принимали гостей из Москвы и Ленинграда. У клуба оставалось свое помещение на Куйбышева, 30. Новое движение началось в 2006 году, когда по инициативе председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина начали собираться владельцы автомобилей ГАЗ-21.

После встречи с инициаторами нового клуба мы решили объединить усилия. На первое собрание пришли значимые и уважаемые в республике люди. Помимо Фарида Мухаметшина, это были Рустам Минниханов, тогда еще премьер-министр Татарстана, и мэр Казани Ильсур Метшин. Меня избрали председателем клуба, и я руководил им в течение пяти лет. Одной из первых наших инициатив стала встреча ретроавтомобилистов Поволжья.

Наверное, коллекционирование старых автомобилей одно из немногих хобби, имеющих большое общественное звучание.

Риф Яруллин: Действительно, наш автопром выпускал отличные машины. Этого многие сегодня, особенно молодежь, привыкшая к японским и европейским автомобилям, не знают. Серийный выпуск таких машин, как «Победа», «Москвич», «ЗИМ», «Волга», пришелся на послевоенный период. Крепкие добротные машины на уровне технических решений того времени.

Одной из таких советских машин была ГАЗ-21 «Волга», с которой началось второе рождение нашего клуба. А первая представительская машина ЗИС-110 сошла с конвейера в июле 1945 года. Представьте себе, война только закончилась, еще идут боевые действия на Дальнем Востоке, а советский автопром начинает производство автомобиля высшего класса!

Думаю, что тема военной техники всегда очень интересна.

Риф Яруллин: Да, в этой области можно рассказать о серьезных промышленных разработках. Конечно, по ленд-лизу в СССР шло большое количество автомобильной техники, но и отечественные заводы не были в стороне. Например, показательна история отечественного внедорожника ГАЗ-67, при разработке которого за основу взяли предыдущие модели ГАЗ-64 и ГАЗ-61. Первая партия таких машин появилась на фронте в 1943 году. Этот внедорожник проделал большую фронтовую работу и после войны еще долго трудился на полях колхозов. А сегодня ГАЗ-67 — настоящий раритет.

Казанский клуб ретроавтомобилей знакомит посетителей с историей страны

Риф Яруллин не только основал клуб ретроавтомобилей, но и создал небольшой музей. Фото: Казанский «Авторетроклуб-21»

Дитя войны и один из самых массовых советских автомобилей — «Москвич». Еще до 1941 года ставилась задача создать советский малолитражный автомобиль. На заводе КИМ (Коммунистический союз молодежи) представили свою первую самостоятельную разработку — «КИМ-10-50». Но Сталину приглянулся трофейный Opel Kadett с полной заводской технологической линией, ставший впоследствии «Москвичом-401».

Настоящей легендой автопрома стал автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» — первый в мире советский автомобиль пантонного типа, то есть без выступающих крыльев. После него мировая автомобильная промышленность перешла на подобную конструкцию.

Вот уже много лет клуб участвует в массовых мероприятиях. Какую цель вы ставите, демонстрируя машины широкой публике?

Риф Яруллин: Прежде всего просветительскую. Конечно, современный человек может много информации найти в интернете. Но никакая глобальная сеть не сравнится с общением вживую, когда вы видите автомобиль, можете его потрогать, увидеть, как он движется, поговорить с владельцем и

узнать историю автомобиля. А все члены нашего клуба не просто много прочитали о старой технике, они обладают экспертными знаниями. Например, Александр Васильевич Гнедин уже много лет исследует автомобили Горьковского автозавода. В его коллекции есть пикапы и даже бронетранспортеры.

Просветительская работа всегда была нашей важнейшей функцией. Еще в самом начале деятельности клуба в 2007 году мы провели первый фестиваль на берегу Ильинского озера. А в этом году прошел уже семнадцатый фестиваль, организованный на базе горнолыжного комплекса «Свияжские холмы». Замечательное место, где есть все, что необходимо и для самого мероприятия, и для отдыха его участников.

От года к году к нам приезжает все больше гостей. Таким образом, нашу идею создания регионального центра ретроавтомобилизма можно считать воплощенной.

Можно сказать, что ретроавтомобиль носит следы большой истории?

Риф Яруллин: Вне всякого сомнения. Ведь автомобиль — это еще и дороги, проходящие через города, а значит, через нашу общую историю. В последние годы мы провели ряд автопробегов по историческим местам республики. Как известно, в Казани существовало пять основных дорог: Галицкая — современная дорога на Москву, Алатская дорога, Арская дорога, Зюрейская дорога — современные Мамадышский тракт и трасса М-7, Ногайская дорога — нынешний Оренбургский тракт.

Конечно, сейчас они одеты в бетон и асфальт и являются основными магистралями нашего города. В прошлом году мы провели пробег через родные места татарского богослова Марджани, посетили дом-музей известного татарского композитора Салиха Сайдашева. Участники пробега увидели одну из первых каменных мечетей Татарстана. Пробег показал большой интерес участников и зрителей.

Наверное, самое яркое событие, организованное клубом, это ретрофестиваль. Расскажите о нем.

Риф Яруллин: После создания клуба мы начали заниматься проведением фестивалей. Было решено, что надо расширять зону взаимодействия с единомышленниками. В рамках фестиваля прежде всего проводится оценка уровня реставрации в равных категориях техники. Имеются автомобили более старых годов выпуска, более свежих. В отдельную группу входят мотоциклы. Есть призы за лучшую сохранность. Если на первые фестивали приезжали жители Татарстана и наши ближайшие соседи, то сейчас география расширилась. Едут из Москвы, Санкт-Петербурга, центральной России, с Урала и даже из ближнего зарубежья.

Сейчас количество участников достигает трехсот. А первый фестиваль собрал около 70 человек. В последние годы мы проводим Всероссийский этап ретроралли под названием «Древняя Казань». Помимо того, клуб организует автопробег по республике или за ее пределами. Был год, когда по приглашению Ярославского клуба проводили пробег по Золотому кольцу. А директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов привозит свою уникальную экспозицию.

Вы сказали, что вашу идею создания регионального центра ретроавтомобилизма можно считать воплощенной. Что это означает?

Риф Яруллин: Люди, глядя на нас, начали создавать новые клубы. Появился клуб ГАЗ-21 в Чебоксарах, в Йошкар-Оле. Мы познакомились с очень серьезным коллекционером из Марийской Республики Андреем Куклиным, собравшим большую коллекцию автомобилей и мотоциклов и создавшим клуб «Торъяльский Fordson».

Расширилось движение в Кирове, Ульяновске, Оренбурге и других городах. Дружим клубами, помогаем друг другу. Все больше и больше энтузиастов примыкают к нашему движению. Помимо фестивалей и пробегов, приходится вести большую повседневную работу. Клуб информационно поддерживает своих участников через сайт, помогая в поиске деталей для автомобилей.

Мы создали собственный музей, пусть пока небольшой, но имеющий в коллекции редкие фотографии и документы автомобильной истории страны и нашей республики. Я читаю много лекций студентам вузов, колледжей, учащимся школ. И думаю, просветительское значение нашей работы будет только возрастать.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №85(9327)
Источник