Последние годы республика всё больше уделяет внимание национальной идентичности татарского народа. Фестивали «Милли кием», «Печэн базары», проекты по изучению языка — всё это устраивает администрация города для того, чтобы окунуть жителей Казани и гостей столицы в местную культуру. Продвигает национальную идентичность и молодежь, только по-своему. Например, придумывает современную одежду с национальными мотивами. Аспирантка из КНИТУ-КХТИ Анастасия Логинова планирует создать коллекцию трикотажной одежды с татарскими мотивами на средства, выигранные в конкурсе стартапов.
В последние годы университеты активно развивают конкурсы стартапов, которые призваны помочь талантливым студентам создать свой бизнес с нуля. Талантливые молодые люди могут таким способом получить грант в размере миллиона рублей и больше на развитие своего бизнеса. Казанские вузы не остаются в стороне. На сайте КНИТУ-КХТИ опубликовали список победителей конкурса стартапов. В него вошли 10 студентов, которые получили по одному миллиону рублей на развитие своего бизнеса. Темы проектов разнообразные: от учебных 3D-моделей для школьников до коллекций одежды с национальными мотивами. Одной из победительниц стала 24-летняя Анастасия Логинова из Казани, которая решила создать коллекцию трикотажной одежды со стилизованными татарскими мотивами — в ней она видит средство популяризации национальных ценностей среди молодежи. Девушка уже приступила к работе и сейчас вовсю готовится к первому отчёту. Ей предстоит зарегистрировать своё ООО и уже в скором времени начать изготавливать одежду.
Свою работу над стартапом девушка совмещает с учёбой в аспирантуре по специальности «Технология производства изделий текстильной и легкой промышленности». Помимо этого, Анастасия работает на кафедре технологии химических и натуральных волокон и изделий специалистом по учебно-методической работе Передовой инженерной школы «Промхимтех».
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ДЕТСКОГО ХОББИ
Анастасия начала проявлять интерес к созданию одежды еще в раннем детстве. Её прабабушка сама делала пряжу, а маленькая Настя с удовольствием за этим наблюдала.
— Она меня лет в шесть учила, как веретеном ниточку сучить, чтобы она в клубочке красиво связывалась. Естественно, у меня это не получалось на тот момент, — вспоминает девушка.
Несмотря на это, вязание шестилетнего ребенка всё же заинтересовало, поэтому, когда в школе открылся кружок, наша героиня сразу же туда записалась. Там Настя начала создавать свои первые работы: накидки на стулья, сумочки. Вязание всё больше увлекало девочку, поэтому она охотно снабжала своих друзей и родственников детскими вязаными вещами.
— Было очень тяжело в детстве всё это высчитать, чтобы аккуратненько было, имело свою форму и вид. Первая работа — сидушки на табуреточки, до сих пор у бабушки хранятся, они прям греют мою душу. А после этого у меня была связана сумочка кругленькая, и была на ней такая ажурная розочка, — делится собеседница.
В школьные годы на уроках технологии девочка опробовала шитье, вязание и вышивку. Тогда же она начала ходить в олимпиадную группу и делать проекты. Один из них — это совмещение различных техник рукоделия. Анастасия в рамках проекта даже сделала платье на выпускной своей сестры. Верхняя часть была полностью выполнена из связанного вручную кружева, а низ сшит из атласа и фатина.
Когда пришла пора поступать в университет, девушка, не задумываясь, подала документы в КНИТУ-КХТИ на направление «Технологии и проектирование текстильных изделий», где изучают основы того, как производится ткань, какие с ней проводят модификации и изготавливают изделия. В магистратуру пошла на то же направление, профиль подготовки «Инновационные технологии композиционных материалов на текстильной основе».
ПОЧЕМУ ИМЕННО КОЛЛЕКЦИЯ ОДЕЖДЫ С ТАТАРСКИМИ МОТИВАМИ?
Полгода назад девушке предложили поучаствовать в конкурсе стартапов, поскольку она всегда проявляла себя как активный студент.
— В школе на уроке технологии мы учились вышивать национальные узоры, изучали предназначение элементов и их тайный смысл расположения. Когда изучаешь историю народа — чувствуешь, что ты находишься совсем близко к своим корням и предкам. Мне всегда было очень жаль, что «народность» не имеет особой ценности среди молодежи и подростков. Да, популяризация национальных ценностей есть, она активно набирает обороты, но пока не вышла на высокий уровень. Я считаю, что, безусловно, никто сейчас не наденет национальный костюм и не пойдет в нем на прогулку, на работу или школу. Но мы можем сделать национальные элементы частью нашей повседневной жизни, а самый простой способ — это одежда, которую мы носим ежедневно, — говорит Анастасия.
Однажды девушка увидела работы этнодизайнеров, которые наносили вышивку на современные платья и рубашки. Именно тогда и появилась задумка. Больше всего девушку вдохновила дизайнер, мастер-вышивальщица и ювелир Евгения Кошкина из Марий Эл.
— Она изучает книги, старые мотивы, и у нее так все это интересно получается. Я с ней познакомилась, посмотрела, даже примерила на себе всю эту одежду, мне очень понравилось. Но единственное, у нее национальный стиль, — отмечает собеседница.
В Казани также есть бренд национальной одежды. Его авторы наносят вышивку, но работают только с тканями. Анастасия хочет создать коллекцию именно из трикотажа.
Когда заявка была подана, необходимо было лишь до конца продумать эту концепцию. Девушка попробовала вязать образцы крючком и спицами, но картинку мечты воплотить так и не удалось. Тогда студентка поняла, что создать идеальную вышивку получится только с помощью специального оборудования. Кафедра предоставила ей ручную вязальную машину «Нева-5», с помощью которой Анастасия пыталась создать свою идеальную коллекцию.
— Уже потом я узнала, что есть профессиональные автоматизированные вязальные машины, которые делают очень качественные вещи. Оборудование помогает собирать и вязать узоры любой сложности. Именно так мы сможем оптимизировать процесс и улучшить качество, — рассказывает Логинова.
СТАРТАП: ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ
Найти идею и методы её реализации — лишь один из этапов. Он творческий, поэтому один из самых приятных. Позже необходимо было создать бизнес-проект. Особенно сложно его разрабатывать тем, у кого нет опыта в бизнес-сфере. Из-за этого пришлось изучать азы создания стартапов. В этом студентам помогали научные руководители.
— Сначала мы проходили заочный этап, где подготавливали саму работу, описывали бизнес-идею, прописывали все стадии того, как она будет реализовываться, какие нам нужны для этого затраты, сколько финансов мы потратим, какие материалы, прописывали каждую мелочь. После этого была экспертиза. Около месяца. После этого приглашали в очный этап, где мы проходили собеседование. Собеседование проходило с комиссией, которая слушала наши заявки. Здесь мы уже представляли презентационную часть и отвечали на вопросы жюри, — делится наша героиня.
Жюри довольно-таки строго оценивают все стартапы и задают большое количество вопросов. Сложность в том, что конкурсанты не могут в полной мере продемонстрировать свои работы. К примеру, у Анастасии уже есть все эскизы и образцы коллекции, однако показать она их не может из-за страха нарушения авторского права. Идею могут попросту украсть.
После победители подписали договор с Фондом содействия инновациям. Получили свой миллион рублей и в сентябре принялись за работу. Анастасия уже успела отобрать ключевые элементы узоров, входящих в принт, утвердила модели вязаной одежды и освоила технологию машинного дизайна. Её коллекция будет состоять из худи, поло и зимних манишек.
— Мы бы не хотели пугать покупателя чем-то необычным, ярким, колоритным. Хотелось бы оставить вот этот повседневный стиль, но внести нотку народности, — делится девушка.
Для создания необходимых узоров Анастасия заказала специальное оборудование через Москву, но сборка будет китайская. Оно позволяет полностью связать изделие, сделать цельнокроенным. Останется только соединить детали. Это намного лучше, чем вязать всё вручную. За счёт этого получится быстро подстроиться под новые веяния моды и создавать индивидуальные заказы. Есть только один минус — стоимость новейшего оборудования выходит за рамки средств гранта. Совсем скоро оборудование должно прийти, тогда девушка в полной мере возьмётся за работу.
Через два месяца после получения средств создатели стартапов должны будут отчитаться по поводу выполненной работы. Разработан целый план, по которому студенты должны за год создать свой бизнес. К примеру, Анастасии предстоит организовать работу сайта, выставить на продажу коллекцию и провести показ. Его проведут в республике Марий Эл, где девушке помогут с организацией её знакомые. В первое время продавать одежду аспирантка планирует в режиме онлайн.
Сайт Анастасия планирует разрабатывать самостоятельно, без сторонней помощи. Главное в этой ситуации — успеть всё, поскольку время реализации сильно ограничено. Через год студенты уже должны отчитаться, на что были потрачены деньги, и доказать, что они были получены не просто так.
С одной стороны, в этой системе есть много плюсов. Один из них — гиперответственность, которая появляется из установленных дедлайнов и обязательных отчетов. Отчитываться придётся не только перед самим собой, но и перед комиссией.
— Если ты эту идею реализовываешь просто сам, сам открываешь свой бренд, у тебя нет каких-то временных ограничений. Ты там одну идею придумал и можешь добиваться её реализации до идеала. Там и месяц, и год у тебя это может занять. Ты не ограничен. Тут в течение года тебе нужно отчитаться, выполнить отчеты, представить коллекцию, выполнить какие-то определенные требования, которые там прописаны. Естественно, начинаешь переживать, — говорит девушка.
Несмотря ни на что, Анастасия очень рада возможности создать свой бренд одежды, который к тому же поможет популяризовать национальную идентичность. Останавливаться на этом девушка не хочет, и, возможно, что в будущем на одежде её коллекции появятся не только татарские узоры.
Большое внимание новоиспеченный дизайнер будет уделять современным трендам, поскольку хочет создать ту коллекцию, которая будет пользоваться популярностью у молодёжи. Привлечь их можно только одеждой, отвечающей последнему слову моды. Татарский узор станет изюминкой бренда, который поможет выделить коллекцию Анастасии. Тем более, что пока в этой сфере не так-то и много брендов. Конкуренция небольшая, поэтому у девушки есть все шансы создать новую тенденцию.
— Сама эта идея — синтез того, что мне хотелось заниматься и наукой, и попробовать себя в чем-то творческом. С детства, когда я начала заниматься технологией, ручная работа всегда меня завлекала. В институте я больше ушла в научную деятельность, где изучались технологические процессы, — подытоживает наша героиня.
Студенты, с которым работает аспирантка, уже предлагают свою помощь. Все с нетерпением ждут то самое оборудование, которого нет в Казани. Многим хочется попробовать на нём поработать. Однако пока оно будет находиться дома у Анастасии, возможно, что после появится творческая мастерская, куда она сможет его перевезти.
Фото: личные фото Анастасии Логиновой
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»