Побережье промзоны намерены укрепить стеной длиной 6 км и шириной 20 метров
Защитой берегов от размыва объясняют эксперты необходимость строительства новой защитной дамбы вдоль территории реновации речного порта под брендом «Новая Портовая». На берегу Волги планируют возвести 1,5 млн кв. м жилья, а в перспективе гидротехническое сооружение подойдет и для основы Волжской набережной Казани — давней мечты горожан. Площадь дамбы составит 30 га, а на месте уже готовятся к выкупу участков, в том числе и гаражей. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Казанский Институт развития города подготовил проекты планировки первых двух этапов гидротехнического сооружения длиной 6,4 километра Фото: «БИЗНЕС Online»
На «Новой Портовой» укрепят берег
В Казани сделали первый шаг к строительству Волжской набережной вдоль территории реновации речного порта под брендом «Новая Портовая». Казанский Институт развития города подготовил проекты планировки первых двух этапов гидротехнического сооружения длиной 6,4 километра. Главинвестстрой РТ уже ищет на сайте госзакупок подрядчика для подготовки рабочей и проектной документации за 104 млн рублей.
Подпорную стену намерены создать из двух рядов стальных шпунтов длиной от 6 до 23 м, которые установят вдоль побережья «Новой Портовой». Между рядами засыпят и утрамбуют песок.
Как и с чего началась реновация речного порта?
В 2020 году мэр Казани Ильсур Метшин собрал в исполкоме города владельцев околопортовых земель, чтобы обсудить перспективы депрессивного района. К тому моменту, еще до возникновения масштабной концепции редевелопмента, на территории появился первый застройщик — «КамаСтройИнвест» Делюса Сиразетдинова, который возвел на ул. Портовой жилой комплекс «Живи» на месте складов речпорта.
Редевелопмент территории речного порта Казани проведут на площади 287 га, из которых первые 6 га рядом с улицей Меховщиков сегодня застраивает компания «СМУ-88». Там появится ЖК «Яналиф».
Собственный бренд «Новая Портовая» проект реновации обрел в апреле 2023 года. Владеют территорией свыше 150 собственников, а редевелопмент закрепили в генплане Казани – 2040 и правилах землепользования и застройки.
Осваивать подзаброшенные земли будут с привлечением архитекторов мирового уровня. Например, проект для СМУ-88 разработало московское архбюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» — в 2022 году они признаны лучшими архитекторами форума «Арх Москва». Эта же компания подготовила новую концепцию Соборной мечети Казани в Адмиралтейской слободе на месте пескобазы.
На «Новой Портовой» соединится жилье площадью 1,5 млн кв. м, общественные и культурные функции с выходом на берег Волги. Территория претендует на статус нового центра Казани, точки притяжения для горожан, туристов, бизнеса, новых идей, смыслов. Стоимость комплексного развития территории речпорта потребует 500 млрд рублей инвестиций.
Бетонной «шапкой» размером 70×100 см шпунты укроют сверху. Для компенсации температурно-осадочных изменений в бетонном колпаке через каждые 20 м сделают деформационнный шов. Основание конструкций от размыва защитит горная порода — это отсыпка вдоль стены шириной 10 м и толщиной 75 сантиметров.
В итоге получится сооружение с такими параметрами:
- Длина — 6,4 километра.
- Высота — 9 метров.
- Ширина — 20 метров.
- Площадь — 30 гектаров.
Описанное гидротехническое сооружение может стать основой для 12-километровой набережной «Новой Портовой». Для сравнения: ширина Кремлевской набережной, выполняющей функцию защитной дамбы, колеблется от 20 до 30 метров.
Готовятся к выкупу члены гаражного кооператива «Якорь», которым об этом сообщили еще год назад Фото: Андрей Титов
«Компенсировать собираются, просто так не заберут»
Под строительство новой дамбы частично изымут участки на ул. Поперечно-Кукушкинской, Меховщиков, Портовой, Магистральной, а также гаражи кооператива «Якорь». А еще придется демонтировать стальные водопроводы, ливневую канализацию и сети освещения лодочной станции.
Готовятся к выкупу члены гаражного кооператива «Якорь», которым об этом сообщили еще год назад. Сегодня там побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Говорят, что здесь жилой комплекс будут строить. Насчет насыпать не знаю — здесь земля и так, по сути, построена на баржах, она уже намытая, насыпанная, — рассказал водитель белой иномарки, представившийся Артуром. — Еще в прошлом году сказали оформлять гаражи, у кого не оформлены — оформляйте, у кого оформлены — готовьтесь, скоро изымут. Когда, что, как — никто не сказал. Компенсировать собираются, просто так не заберут».
Владельца отечественного внедорожника, представившегося Сергеем, факт изъятия гаража не особо беспокоит, но при одном условии: была бы хорошая компенсация за потерю недвижимости.
«Пока еще ничего не говорили, и про оплату тоже не было речи, кому и как выплачивать будут. Пусть выплатят так, что я смогу в городе купить гараж — я соглашусь», — говорит брутальный на вид мужчина. В том, что изъятие произойдет, он нисколько не сомневается и указывает рукой: «Видно же все — вон кран стоит, туда пройдешь — там котлован, сваи будут забивать». В то же время осадочек в душе присутствует, ведь Сергей проживает на Портовой, что называется, в пешей доступности.
Талгат Зайнуллин до последнего надеялся: а вдруг все останется, как и было? Фото: Андрей Титов
Талгат Зайнуллин тоже говорит, что слышал о дальнейших планах. Но все же душу грела надежда: а вдруг все останется, как и было?
«Когда взносы платили, нам говорили, что до 2025 года оставят. Я тут рядышком живу, мне очень хорошо здесь, у меня тут погреб, все запасы там. Машины-то редко туда ставим, в основном так, в квартире когда живешь, это очень замечательно. Мне тут пешком 10 минут идти. Сейчас заехал, картошки взял, — говорит Зайнуллин. — Об этом давно уже разговор шел, что здесь дома будут строить, что нас убирать начнут. Ну куда деваться, не хотелось бы, конечно — хотелось бы, чтобы был гараж».
Безразличен к происходящему охранник гаражного кооператива, не захотевший называть своего имени. Оказалось, сегодня мужчина лет 60 уже готовится к будущему «дембелю»: «Мне абсолютно все равно, что тут будет и как, у меня последняя смена сегодня», — равнодушно заметил страж гаражей, которые планом комплексного развития территории приговорены к выкупу и ликвидации.
«Зона Портовой — пойменные территории, которые тысячелетиями намывались течением Волги. Здесь совершенно самостоятельные грунты, строить на которых нужно только с использованием специальных технологий, на сваях и так далее» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Вполне возможно, дамба — шаг к созданию будущей набережной Волги»: зачем берега речпорта необходимо закатать в бетон?
Ученые и градостроители по просьбе «БИЗНЕС Online» рассказали, почему необходимо построить дамбу на берегах речного порта.
Николай Васильев — советник министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан:
— У нас всегда есть необходимость защититься от колебаний Куйбышевского водохранилища, потому что его уровень находится выше старой части Казанки — например района улицы Московской и так далее. Я всегда показываю на своих лекциях, как в прошлом происходили затопления. За всю историю было несколько периодов, когда Казанка заливалась Волгой и вся нижняя терраса города оказывалась в воде. Кроме того, колебания Куйбышевского водохранилища могут вызывать подъем и спуск грунтовых вод, а казанские слабые грунты имеют свойство размываться и проваливаться. Я, помню, лично ездил на затопления улицы Баумана.
Зона Портовой — пойменные территории, которые тысячелетиями намывались течением Волги. Здесь совершенно самостоятельные грунты, строить на которых нужно только с использованием специальных технологий, на сваях и так далее. Получается, что дамба вместе с дренажом, отводящим высокие грунтовые воды, защищает берег от дальнейшего размывания. Напомню, что волны на Волге иногда доходят и до 2 метров.
Для Казани это очень необходимый вопрос, и иногда, к сожалению, происходит игнорирование таких вещей. Поэтому мы и слышим в каждый паводок волнения о том, как убрать всю образовавшуюся воду.
Подытожу. Во-первых, дамбы строятся, чтобы защитить берег от волнового размывания. Во-вторых, они предотвращают колебание уровня грунтовых вод и предупреждают катастрофические паводки.
Сергей Мухачев — кандидат технических наук, заведующий комплексной лабораторией «Инженерные проблемы биотехнологии» КНИТУ-КХТИ:
— Дамбы — это сооружения для защиты от подтопления. Что касается зоны речного порта, там она будет строиться по генеральному плану, поэтому никакой неожиданности в такой новости нет.
Что может произойти, если такие сооружения не строить? Берегоукрепление в этом месте — защита от различных аварий. Территория не столкнется с катастрофическими последствиями из-за резкого схода воды, к примеру, на Чебоксарской ГЭС, которая располагается выше по течению.
Думаю, вполне возможно, дамба — шаг к созданию будущей набережной Волги.