В Татарстане размежеваны даже приаэродромные зоны с прямым запретом на новое строительство
Неординарное противостояние между собственниками земель разворачивается в Лаишевском районе Татарстана. Девелоперам одного из крупнейших по размаху — 600 домов — коттеджных поселков не нравится соседство с частной посадочной площадкой. Конфликт можно было бы отнести к рядовым бизнес-спорам, если бы он не вышел на такой уровень, когда одна из сторон подает в суд на правительство Татарстана. К тому же, как указывают эксперты «БИЗНЕС Online», это всего лишь один из примеров противостояния коттеджных поселков, которых становится все больше, и зон с особыми условиями использования.
В коттеджном поселке «Лесные поляны» на сегодня построено или строится около 10 домов. На сайте указано, что первая очередь — 200 домов, вторая — 400 Фото: Тимур Латыпов
Самолеты нарушают «благоприятную окружающую среду»?
Лаишевский район вновь подтверждает свою репутацию самого привлекательного в республике для коттеджного строительства и наиболее продвинутого по малой авиации (больше всего в РТ частных аэродромов и посадочных площадок). Рано или поздно «земля» и «воздух» должны были пересечься. Так и произошло. Увы, в форме болезненных разбирательств (если не сказать, разборок). Они длятся не первый год, и потенциал истории, похоже, не исчерпан.
Суть дела видна из иска к кабинету министров РТ, который подала в мае группа собственников расположенных в черте Лаишево земельных участков. Они не согласны с постановлением о переводе находящейся рядом с их владениями земли из категории сельхозназначения в промышленную. По логике истцов решение кабмина нарушает их право на благоприятную окружающую среду. Конкретно: им не нравится соседство с посадочной площадкой (ПП), где садятся и взлетают самолеты и вертолеты.
Она называется «Лаишево-СП» и принадлежит семейству Гаптрахмановых. Дела на ней ведет 66-летний Возих Гаптрахманов. В прошлом он служил в военно-транспортной авиации, в том числе летал в Афганистане и Анголе. Был летчиком-испытателем на Ташкентском, Ульяновском и Казанском авиазаводах. Участвовал в испытаниях Ил-62, Ил-76, Ил-78, А-50, Ту-204, Ту-214, Ан-124, Ту-22МР. В 2002–2007 годах был замгендиректора по эксплуатации и ремонту авиатехники КАПО им. Горбунова (ныне Казанский авиазавод – филиал «Туполева»).
На 7 га он создал предприятие по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) воздушных судов малой авиации «АВМ Сервис». Это взлетно-посадочная полоса, участки механических работ и техобслуживания, малярный цех. Услугами компании пользуются авиаторы со всей России. В год обслуживается порядка 90 самолетов как на «Лаишево-СП», так и с выездом по стране. Штат — 15 человек. Сам Гаптрахманов летает на двух раритетных для наших краев Stinson 108 — 1947 и 1948 годов выпуска.
Желтыми линиями обозначена взлетно-посадочная полоса, красными — проекция полосы воздушных подходов. «Лесные поляны» (на левом фото закрыты стойкой с надписью «Не брать!») — правее Фото предоставлено Гаптрахмановым
Как указали истцы, землеустроительная документация на участок соседа составлена без учета нахождения рядом жилья и не соответствует проекту планировки территории коттеджного поселка «Лесные поляны» (возводится на землях заявителей). На сайте поселка указано, что первая очередь — 200 домов, вторая — 400 (на сегодня построено или строится около 10). По всей видимости, проект ведет ИП Сучков С.В. (в перечне истцов значится Станислав Вячеславович Сучков).
Как рассказал «БИЗНЕС Online» Гаптрахманов, общение с ним в основном ведется через истца Эльмара Аджелилова. Судя по данным в сети, он учредитель и директор ООО «СК „Энергия“» (эта строительная компания упоминается на странице «Лесных полян» в соцсетях). Судя по скудным данным в интернете, Аджелилов родился в 1987 году в Ташкенте. Он значится учредителем или совладельцем в трех компаниях малого и среднего бизнеса: ООО «ПСК „Стройсервис“» (50%, доля — 5 тыс. рублей), ООО «СК „Энергия“» (100% — 10 тыс.), ООО «Интерстрой» (100% — 33 960 рублей). Все они основаны в 2018–2019 годах в Казани. Также Аджелилов был учредителем просуществовавшего чуть более четырех месяцев ООО «СК „Протон“».
Занятно, что с марта 2017 года по февраль текущего Аджелилов занимал кресло директора ООО «Полянка-Агро», находящегося в Куюках. Деятельность организации указана так: «Вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом». Компания принадлежит небезызвестному в строительных кругах РТ владельцу девелоперской компании «Антей» Владимиру Осташко. Выходец из Москвы, он давно работает в Татарстане. В частности, это именно его проект — малоэтажный ЖК «Светлый» в Куюках на 500 тыс. кв. м жилья. Но самое интересное, что Осташко затеял в поселке Александровское, что возле того же Лаишево, проект авиадеревни. Она, как и компания, в которой работал Аджелилов, называется «Полянка». Кстати, как говорит Гаптрахманов, в разговорах с ним Аджелилов упоминал, что когда-то интересовался авиацией.
«АВМ Сервис» — предприятие по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов малой авиации. На фото — Возих Гаптрахманов Фото: Тимур Латыпов
То взлет, то посадка…
Представитель кабмина РТ с позицией истцов не согласился. В частности, он указал, что целевое назначение участка соответствует генплану Лаишево, предусматривающему на данной территории взлетно-посадочную полосу (ВПП), а в числе мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры — перевод земли из категории сельскохозяйственного назначения в промышленную. Проект же планировки «Лесных полян» принят в отношении иной территории, не включающей в себя спорный земельный участок, что «исключает обязанность уполномоченного органа соотносить возможность перевода этого земельного участка с названным проектом планировки территории». В итоге суд в удовлетворении иска отказал.
В телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Аджелилов согласился прояснить позицию истцов и предложил направить ему вопросы, но так на них и не ответил.
Свою версию коллизии нам изложил Гаптрахманов. Он подчеркивает, что один из принципиальных моментов — знали ли его оппоненты на момент приобретения земли о том, что она граничит с ПП. Свои сельскохозяйственные 7 га он приобрел в 2014 году и тогда же зарегистрировал там «Лаишево-СП» и «АВМ Сервис» с получением необходимых сертификатов Росавиации и минпромторга РФ. В генплан Лаишево от 2011-го внесли соответствующие изменения — указали ПП. Тогда ближайшие строения находились примерно в 2 км от ПП. Начал летать. В 2015-м арендовал у ООО «Вятка» 43 га пограничной с его хозяйством земли сельхозназначения и, по его словам, выразил готовность приобрести данный участок. В том же году его владельцы сообщили авиатору о намерении перевести ее в категорию ИЖС. В ответном письме он указал на необходимость при проектировании учитывать наличие ПП. «То есть о наличии площадки все были осведомлены», — констатирует Гаптрахманов.
В 2019 году собственники участка продали примерно 14 га Аджелилову с Сучковым, и они, как считает Гаптрахманов, положили глаз на территорию ПП как топографически более комфортную для строительства. Как говорит авиатор, новые соседи ему сразу заявили: «Мы тут землю купили. Ты пока летай, но больше здесь летать не будешь». В суд пошло заявление о незаконности работы «Лаишево-СП», но, по заключениям прокуратуры Лаишевского района, транспортной прокуратуры, Россельхознадзора, Росавиации и других ведомств, нарушений не выявлено. В 2021 году Гаптрахманову согласовали перевод участка в земли промышленности и транспорта.
Эльмар Аджелилов: «Наша позиция довольно простая: в границах населенных пунктов организовали аэродром и катают людей на самолетах на сверхмалой высоте, мешают строительству поселка и развитию Лаишево» Фото: соцсети
Тогда, как утверждает авиатор, его оппоненты решили любыми путями препятствовать работе площадки. Но поначалу летчику предложили размен: он отдает этот участок, а взамен ему приобретают другой. Гаптрахманов согласился. «Но, как оказалось, это только тянули время, — рассказывает он. — Одновременно они подали заявку на установку энергосетей и перегородили мне взлет и посадку столбами электрической линии». Пилот подал в суд на Сетевую компанию – «Приволжские электрические сети». Дело закончилось мировым соглашением, в результате которого часть линии сделали подземной, а сам авиатор по доброй воле изменил на 2 градуса курс взлета-посадки.
Но и на этом дело не закончилось. В 2021 году оппоненты установили прямо в торце взлетно-посадочной полосы (ВПП) газораспределительный шкаф (ГРПШ) с 15-метровым громоотводом, хотя, по словам Гаптрахманова, агрегат можно было расположить в любом другом месте. Авиатор обратился в суд, и тот обязал перенести ГРПШ. Кассация подтвердила решение ВС РТ. В начале сентября 2023-го шкаф перенесли.
«Первые дома поселка начали строить возле полосы воздушных подходов — видимо, рассчитывали на то, что продадут и мне придется бороться с собственниками, от которых пойдут жалобы, — рассказывает Гаптрахманов. — Кстати, я предлагал хороший вариант. У меня друзья хотели купить участки возле полосы, чтобы можно было летать, но построить дома хотели сами. Им сказали, дескать, мы сами тут все делаем… Что в итоге получилось? Вложили деньги, поставили 5–6 домов, а теперь говорят, что рядом с ВПП не покупают. И мне мешают работать, и себя в нелепую ситуацию поставили. Потом решили пойти по еще одному пути — оспорить постановление кабмина».
До 2019 года федеральные авиационные правила обязывали согласовывать любое строительство в районе посадочных площадок, аэро- и вертодромов с их собственниками. Но из новых ФАП данное требование в отношении ПП выпало Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»
Ждем новых конфликтов?
Такого рода конфликты происходят достаточно часто, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» президент федерации авиации общего назначения России, генеральный директор аэродромного комплекса Первушино (Башкортостан) Сергей Минигулов, и заканчиваются они по-разному. По его словам, одна из главных проблем здесь в том, что владельцы площадок зачастую создают их «в моменте», только лишь с желанием летать, не задумываясь о достаточном документальном обосновании и не предпринимая других возможных действий, «не обеспечивая будущее», как выразился авиатор. Как противоположный пример можно привести еще одну татарстанскую ПП — Казанбаш в Высокогорском районе. «У нас все спокойно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из ее основателей Тимур Умаров. — Но мы находимся в середине сельхозземли: купили вокруг себя 50 гектаров, чтобы обезопаситься от возможных поползновений».
Гаптрахманов дипломатично призывает не рассматривать его противостояние с соседями как «войнушку» двух собственников. По его мнению, всему виной несовершенство системы. Во-первых, дело в том, что до 2019 года федеральные авиационные правила (ФАП) обязывали согласовывать любое строительство в районе посадочных площадок, аэро- и вертодромов с их собственниками. Но из новых ФАП данное требование в отношении ПП почему-то выпало. Во-вторых, кадастровые службы ставят на учет как зоны с особыми условиями использования лишь аэродромы с приаэродромной территорией, а у посадочных площадок ее нет — только полоса воздушных подходов (ПВП). Ее на кадастровые карты почему-то не наносят, хотя ПВП — это один из 7 пунктов, формирующих понятие аэродромной зоны… В общем, получается, «Лаишево-СП» как зона с особыми условиями использования территории указана только в генплане Лаишево.
«А население ведь в таких вопросах не разбирается и, если что-то надо, смотрит кадастровую карту, — обрисовывает ситуацию источник „БИЗНЕС Online“ в сфере землеустроения. — А по-хорошему надо посмотреть в генплане, который учитывает все, в том числе зоны, которые узаконены, но не стоят на кадастре. Однако, даже зная об этих особых зонах, люди зачастую все равно лезут к ним с застройкой. К тому же собственники особых земель и сами не торопятся предоставлять необходимые данные, словно не понимают, что территории вокруг развиваются».
Как рассказал «БИЗНЕС Online» эксперт в области коттеджного строительства, сооснователь сайта poselki116.ru Сергей Лукоянов, конфликты возникают довольно часто и, как правило, связаны они с сетями. Например, начали продавать участки, а оказывается, что рядом проходит газовая труба и строить там не положено. «Перевели землю в ИЖС, а потом выясняется, что там по нормативам санитарно-защитная зона, — говорит он. — Люди должны понимать, рядом с чем они приобретают землю. Такой случай. Покупали участки в тихом месте, а под боком старый, почти мертвый завод. Он модернизировался, заработал, и больше нет тихого места. Или совсем свежая ситуация с участками в районе военного полигона. Раньше там стреляли не так часто, а теперь шума стало больше — по понятным причинам военным надо интенсивнее тренироваться. Люди недовольны… Достаточно перед покупкой заказать генеральный проект застройки участка, и сразу станет ясно, можно там строить или нет. Да что там, сейчас можно открыть какие-нибудь „Яндекс Карты“, и вам выдадут достаточно информации для размышления. Не поинтересовались — тогда это вопрос к самим себе».
Проблема «Лаишево-СП» заключается в том, что ПВП существует (рассчитана, документы в порядке), но на кадастровый учет не поставлена, а потому возникает возможность трактовок, объяснил «БИЗНЕС Online» директор разрабатывавшего генплан Лаишево ГБУ «Фонд пространственных данных РТ» Айрат Усманов. Он акцентировал внимание на том, что в районах республики, в том же Лаишевском, есть и другие потенциально конфликтные места: «Владельцы участков понимают, что там строить нельзя, потому что рядом находятся зоны с особыми условиями использования территории, но все равно потихоньку нарезают участки и к границе этих зон движутся. Скоро вплотную продвинутся и скажут, что им эти площадки мешают. И зачастую продавцы, владельцы земельных участков покупателю не все рассказывают. Даже в зонах приаэродромных территорий (такие в РТ есть, например, у аэропортов „Казань“, Бегишево, аэродромов Борисоглебское и Куркачи — прим. ред.) с режимом запрета на новое строительство почти все размежевано. Поэтому в случае сомнений при приобретении земельного участка советуем обратиться к нам в фонд».
Ильдус Зарипов выразил надежду, что конфликт вокруг посадочной площадки останется в прошлом Фото: «БИЗНЕС Online»
Кроме того, как отметил один из наших собеседников, проблема и в том, что для возведения коттеджей, в отличие, например, от малоэтажных домов, не надо получать разрешение на строительство и делать рабочую документацию — оно носит заявительный характер, поэтому их и штампуют по всем направлениям.
Каковы перспективы противостояния вокруг «Лаишево-СП»? В августе апелляция подтвердила решение ВС РТ, но время для кассации еще есть. Судя по словам Аджелилова, история не закончена: «Наша позиция довольно простая: в границах населенных пунктов организовали аэродром и катают людей на самолетах на сверхмалой высоте, мешают строительству поселка и развитию Лаишево».
В пресс-службе администрации Лаишевского района «БИЗНЕС Online» сообщили, что жалоб населения на деятельность ПП не поступало. Мы поинтересовались и мнением главы Лаишевского района Ильдуса Зарипова. Он отметил, что в курсе дела, знает, что оно дошло до судов и Гаптрахманов их выиграл. «Думаю, мы это прошли», — выразил он надежду, добавив, что на базе «Лаишево-СП» планируются различные многообещающие проекты.