Что показали молодые режиссеры на фестивале «Артмиграция» в Казани


Фестиваль «Артмиграция» продолжает свое шествие по России. С прошлого года он выбрался за пределы Москвы — сначала в Екатеринбург, а теперь самые любопытные спектакли молодых режиссеров привезли в Казань, которая славится своими театральными традициями.

Что показали молодые режиссеры на фестивале "Артмиграция" в Казани

Предоставлено пресс-службой фестиваля «Артмиграция»

Десятидневная афиша представила татарской публике 13 придирчиво отобранных экспертами постановок — в основной, специальной и детской программах. Участники — коллективы из самых разных регионов: Кирова, Томска, Нижнего Новгорода… И вот что удивительно: ни в один из вечеров в залах — а «Артмиграция» охватила почти все культурные площадки города — не было ни одного свободного места. Впрочем, обозревателю «РГ» место, конечно же, нашлось.

Пока в столичном Театре им. Пушкина Виктория Исакова только готовится сыграть героиню пьесы Алексея Житковского, а Евгения Добровольская сыграла ее в только что состоявшейся премьере МХТ им. Чехова, — в Краснодаре спектакль «Космос» идет уже больше года. Главный режиссер краевого Театра драмы им. Горького и создатель своего собственного «Одного театра» Арсений Фогелев жанр спектакля определил как «макротрагикомедия». Неудивительно: без такого «фотоувеличения», без мощного «макро» рассмотреть маленький город, а в нем — жизнь маленького человека из космоса не получится. Но при чем вообще здесь безвоздушное пространство?

Что показали молодые режиссеры на фестивале "Артмиграция" в Казани

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Артмиграция»

Начнем по порядку. В Бугульме живет самая обычная учительница английского языка Татьяна Викторовна Гизатуллина (Олеся Богданова). Живет одна — муж больше 20 лет назад погиб в горячей точке. Размеренное течение будней взрывает новость — в свой родной город намерен приехать знаменитый космонавт, Герой России Сергей Лысов (Виталий Пичик). Когда-то он учился в той самой школе, где теперь преподает Татьяна Викторовна, более того — сидели они за одной партой… Ожидание встречи преображает героиню: строгий учительский гардероб сменяется игривым платьем в звездочку. Нахлынули воспоминания — первые чувства, сердечко, нацарапанное под партой, а еще чешский карандаш, который Сережа подарил ей на уроке черчения. Она ведь хранит его до сих пор! Но режиссер как будто осторожно намекает нам: вырваться за пределы своей привычной действительности ей не удастся. Квартира Татьяны Викторовны умещается ровно в той кладбищенской оградке, к которой она с взрослым сыном ходит время от времени навещать погибшего мужа. Выйти за это ограждение, открыть неизвестность, по сути, космос новой жизни — ей не суждено.

Что показали молодые режиссеры на фестивале "Артмиграция" в Казани

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Артмиграция»

Пьеса при этом уморительна, и режиссеру удается выдержать хрупкий баланс между юмором и ознобом от незримого присутствия космической бездны. На сцене каким-то образом уживаются извечный советский ковер на стене и человек в скафандре, школьная доска, кропотливо исписанная учениками, и «Starman» Дэвида Боуи, настоящее и призрачное…

А казанский Театр им. Камала в рамках «Артмиграции» показал одну из своих громких премьер — «Көл / Пепел» в постановке Айдара Заббарова. Спектакль получился отчасти парадоксальный: пьесу японского драматурга Коки Митани «Академия смеха» играют на татарском языке (можно взять наушники с синхронным переводом на русский), водя нас вокруг национальных писателей и поэтов, неугодных власти — царской или советской.

Героев в этой постановке всего два: Автор (Эмиль Талипов) и Цензор (Алмаз Бурганов), но действие не сужается до монотонного диалога и схематичной сценографии. Это полноценный спектакль — с яркими эффектами, целой палитрой вечных тем и самоотверженными актерскими работами.

Что показали молодые режиссеры на фестивале "Артмиграция" в Казани

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Артмиграция»

К цензору приходит драматург — скоро премьера его новой пьесы, он ждет вердикта. Но цензор вносит одну правку за другой. Так в историю по мотивам «Ромео и Джульетты» сначала попадает Гамлет, потом полицейская погоня и тройка коней с весьма странными именами… И вот незадача: текст, из которого цензор вымарывает любой намек на юмор, — они ведь живут в ужасном государстве, где законом запрещено даже смеяться, — с каждой правкой становится все смешнее.

Игровая линия переплетается с мемуарно-биографической, документальной: после очередной встречи цензора и автора актеры буквально «выскакивают» из париков и широкоплечих одежд и зачитывают строки воспоминаний татарских писателей — Габдуллы Тукая, Карима Тинчурина и других — о том, как их тексты неузнаваемо переделывались и даже сжигались прямо на улицах. Один из них был ошарашен этим вмешательством настолько, что всерьез подумывал добраться до Петербурга и расправиться с цензором. Схожие эмоции испытывает в спектакле и сам Автор: после очередной абсурдной правки он, смеша весь зал, расправляется с Цензором — то поджигает его, то травит газом, то привязывает к коням… В своих мечтах, конечно.

С юными зрителями «Арттмиграция» тоже вела разговоры всерьез. Спектакль «Здесь был Кай» Казанского ТЮЗа посвящен утрате близкого человека, тому, как жить с этой травмой. Взяв за основу «Снежную Королеву» Ганса Христиана Андерсена режиссер Артем Устинов и драматург Екатерина Тимофеева сочинили историю «по ту сторону сказки». В ней — пропадает мальчик. Все, что удалось найти — одинокий ботинок на берегу реки. И Герда, которая еще девочкой начинает искать названого братца, — находит его, вопреки всем преградам, уже совсем взрослой. Это неизбежный путь, который должен пройти человек, принимая случившееся. И саночки, на которых дети весело катали друг друга, на сцене превращаются в огромные сани, ношу, с которой не всякому под силу справиться… Что интересно — спектакль создан совместно с татарстанским отделением поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».

Что показали молодые режиссеры на фестивале "Артмиграция" в Казани

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Артмиграция»

— С одной стороны, это сказка, которую мы пытаемся понять через реалии современной жизни, а с другой — драма. Драма потери и обретения, принятия того, что нельзя изменить. Наш спектакль о том, как преодолеть страх и боль, и обрести смысл жизни в самые сложные ее моменты, — отмечает режиссер.

Справка «РГ»

Фестиваль «Артмиграция», созданный Союзом театральных деятелей РФ, впервые прошел в 2013 году и был изначально нацелен на открытие талантливых работ молодых режиссеров из разных уголков страны. С прошлого года форум отправился из Москвы в регионы. Благодаря фестивалю зрители получают возможность в очередной раз убедиться, насколько яркая, молодая и разная кипит у нас театральная жизнь.

Источник