«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию


«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

На «Казаньоргсинтезе» прошел открытый вечер, приуроченный ко Дню эколога, в рамках которого казанцы смогли узнать про гармоничное соседство промышленных предприятий с городом.Сюжет

К разговору пригласили экоактивистов, экспертов и представителей власти Казани. Горожанам предложили темы о вкладе транспорта, промышленности и их самих в экологию города.

Природа. Общество. Управление.

Модератор встречи Роман Саблин начал с того, что Казань сегодня представляет собой большой промышленный город. Здесь формируется своя стратегия ESG («природа, общество, управление» — свод правил и подходов к ведению бизнеса, которые способствуют его устойчивому развитию — прим. Inkazan)

На вопрос о том, входит ли Казань в какой-либо рейтинг по данному показателю, эксперт фонда «Природа и люди» Алексей Книжников заявил, что все зависит от методики исследования. Например, «ВЭБ.РФ» и «Сбербанк» в прошлом году оценили российские регионы и поставили Казани один из самых высоких баллов. Другие составители рейтингов внесли Татарстан в топ-20

«На глобальном уровне бизнес вынужден повернуться к дикой природе. Его почти обязали составлять нефинансовые отчеты о прогрессе, устойчивом развитии, в том числе и в вопросах экологии. Если компании хотят получить инвестиции в современном мире, они должны показать, что отвечают высоким критериям», — заметил эксперт.

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

Он также добавил, что у ряда горожан могло сложиться стереотипное мнение — если рядом с жилыми домами стоит завод, то это плохо. Такое мировоззрение появилось, когда технологии не были настолько развиты, как сейчас, уточнил Книжников. Однако разные предприятия могут быть по-разному развиты в этом вопросе из-за ответственности руководства или финансирования.

«В крупных городах, где активное большинство населения, есть больше шансов добиться ответственности компании по вопросам модернизации», — отметил член Совета РСПП по нефинансовой отчетности, ESG индексам и рейтингам устойчивого развития.

Начни с себя

Присутствующие в зале участники дискуссии в большинстве своем признались, что не мониторят информацию о качестве воздуха в городе. Экопросветитель Кира Камалова заметила, что сами предприятия должны сподвигнуть горожан на то, чтобы они интересовались экологической обстановкой. Крупные промышленники могут привлекать малый бизнес или своих поставщиков, после чего возникнет тенденция к экопросвещению.

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

Некоторые люди могут неправильно думать об источниках тех или иных загрязнений — они не всегда однозначны.

«Зимой, например, те же ТЭЦ, у которых мы потребляем электроэнергию, производят большое количество выбросов. Здесь есть свои последствия, с которыми необходимо работать. Но здорово, что есть эта ответственность у компаний, которые демонстрируют, как ведется такая работа. Если такая открытость будет, мы с вами сможем сопоставить, что влияет больше, что — меньше», — заметила девушка.

Любой пример заразителен, считает активист движения «ЭкоЛогично» Зульфия Такташова. Она рассказала свой опыт работы с отелем, где занялись экологическими деталями в интерьере. В результате это привело к цепочке заинтересованных коллег, которые направляли запрос бизнесу на экотовары.

Вынужденное сожительство или взаимное товарищество?

Сегодня в Кировском и Московском районе, а также в ряде других районов столицы РТ есть предприятия, которые интегрированы в город. Здесь они, например, соседствуют с лесопарковой зоной Лебяжье. Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина считает, что такое явление нормально, ведь горожанам нужны рабочие места.

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

Для того, чтобы население могло жить рядом с предприятиями, последним нужно соблюдать ряд рекомендаций. Так, в Казани действует методичка для реконструирующихся или только возводящихся производств. Там прописаны три уровня требований к промышленной инфраструктуре, территориальной обстановке, внешним характеристикам.

После выхода данного документа властям Казани стало легче отбирать проекты для города. При этом «Казаньоргсинтез» начал самостоятельную работу в этом направлении задолго до опубликования методички. Здесь есть внутренние маршруты, велодорожки, обновленные арки.

По словам чиновницы, всех подвести к этим стандартам невозможно. Методичка носит рекомендательный характер.

Осознанный выбор каждого

Сегодня люди, которые пошли по «экологической дорожке», могут быть агрессивно настроенными или лояльными. Так, например, сортирующие мусор граждане иногда лишь жалуются на отсутствие сеток для ПЭТ бутылок. В то же время кто-то дома создал несколько кучек для распределения. Последние, к слову, самостоятельно ездят в пункты приема сырья и сдают накопленные отходы.

Данное направление является источником идей для начинающих предпринимателей, уверены экопросветители. Пример привел модератор встречи, рассказавший о молодых людях, которые построили бизнес, принимая крышечки от бутылок. Сдающим такие отходы делают оправу для очков.

Отвечая на вопросы участников встречи, спикеры отметили, что сегодня городским жителям ничего не мешает соблюдать экологические тенденции. Выступившая с вопросом студентка Евгения заметила, что не может сортировать мусор из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

«Я живу в Вахитовском районе, учусь в институте экологии и природопользования КФУ. Очень мало вижу баков для раздельного сбора мусора. Моя профессия подразумевает, что я должна быть экоактивисткой, но немножко неудобно», — заметила девушка.

Кира Камалова ответила, что в последнее время регоператор пытается решить данный вопрос. Сами же экоактивисты нашли человека, который заполняет сайт RecycleMap в Казани. Здесь пользователи могут найти пункты приема раздельного мусора.

«Всем, кто вступил на эту тропу, пока может быть сложно. Однако со временем из-за активности самих жителей вопрос будет более проработанным», — заметила Такташова, заверяя, что регоператор начал диалог с населением.

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

С другой проблемой в этом направлении столкнулись жители Иннополиса, где в каждом дворе есть контейнер для раздельного сбора мусора. Однако люди не понимают, как правильно его распределять, куда он дальше идет, рассказала местная жительница Елена.

«Несмотря на то, что на контейнерах написано, когда какой пластик принимается, какую тару нужно положить, люди, которым лично не объясняют, не рассказывают, они не читают эту информацию. В итоге захлебываются хорошие идеи. Например, от нас ушла компания, которая перерабатывает стекло. Ей привозили материал не того цвета, грязный, из-за чего у фирмы уходило больше денег на досортировку», — заметила женщина.

Данный вопрос спикеры назвали сложным, ведь в Иннополисе есть подготовленная брошюра, подсказывающая порядок действий при сортировке. При этом необходимо и дальше привлекать внешние силы, если какие-то процессы не работают, ответила Камалова.

Многие из трендов в экологии сегодня задают власти, организации, предприятия, а сотрудники и их семьи — подхватывают. Добиться результатов можно лишь находясь в диалоге со всеми звеньями этой цепочки.

После дискуссии гости отправились на экскурсию по вечернему заводу. В специальной экипировке казанцы познакомились с производственными комплексами.

Библиотека ароматов

В рамках вечернего мероприятия участники проехали по территории «Казаньоргсинтеза» и познакомились с производственными комплексами. В рамках экскурсии они познакомились с единственной в своем роде библиотекой городских и промышленных запахов. Их создала архитектор, урбанист и автор проекта Urban Candles Вероника Ямилова.

Казань всегда занималась развитием производств, а они, в свою очередь, становятся частью городского ландшафта, архитектурной и культурной составляющей. При этом запахи локаций вместе визуальным образом формируют общую картину города.

Ямилова исследовала эту тему и разработала на этой основе парфюмерные ароматы. Для первой категории пришлось использовать локальные производственные запахи «Казаньоргсинтеза», которые можно почувствовать только в определенных точках на территории предприятия. Первый аромат посвящен продуктам завода пиролиза, второй — пиролизной смоле, а третий отсылает к заводу поликарбонатов. На последней территории, к слову, пахнет гуашью и сиренью.

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

«Дурной тон — быть неэкологичным»: как предприятия в Казани формируют экофилософию

Три городских запаха относят к Сабантую (нотки дыма, свежескошенной травы, сена и ягод), Волжской тропы (леса, поля) и самой столице РТ (сладкая выпечка и лимонная цедра).

«Так круто, что такое большое предприятие не боится творческих экспериментов и не боится быть открытым. Что касается ароматики, конечно, все ароматы понравились. Но удивительно, что мне ближе даже ароматы завода, чем городские. Хотя казалось бы — должно было быть иначе. А тут получилось по-другому, что ароматы пиролизной смолы мне ближе, чем ароматы Черного озера», — заметила блогер Русина Семененко, известная в соцсетях как «Казань интересная».

Другой участник экскурсии Сергей Максимов, промышленный турист, считает, что идея с ароматами уникальна. Запахи его удивили.

«Я даже не предполагал, что завод может пахнуть цветущей сиренью или вишней. Такие мероприятия расширяют понимание о крупных производствах и открывают их работу с новой, творческой стороны», — заключил мужчина.

Читайте также:Это локальная катастрофа — казанский эколог о борщевике в ТатарстанеКазанцы пожаловались на «дырявую» ПетербургскуюКазанский пляж «Локомотив» утонул в мусоре
Источник