Дважды обманувший смерть: 110 лет со дня рождения героя-летчика Сергея Соколова


Дважды обманувший смерть: 110 лет со дня рождения героя-летчика Сергея Соколова

12 октября исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного казанского летчика, участника ВОВ и Героя Советского Союза Сергея Соколова. «Вечерняя Казань» вспоминает боевой путь прославленного генерала, совершившего в войну больше 200 вылетов. Даже выбираясь из горящего самолета, он думал об одном — как бы поскорее вернуться в небо.

Август 1942 года. Великая Отечественная война. Разворачивается оборонительная фаза Сталинградской битвы. Экипаж дальней авиации под командованием комиссара Сергея Соколова в составе капитана Белякова, стрелков-радистов старших сержантов Запорожского и Тодосько готовился совершить свой очередной вылет. Летчикам предстояло атаковать аэродром Брянска, который в то время находился под немецкой оккупацией. Для экипажа этот вылет будет последним — неподалеку от Брянска бомбардировщик будет сбит вражеским огнем, летчики будут вынуждены покинуть борт на парашютах. Беляков попадет в плен, а Соколов, Запорожский и Тодосько выйдут к советским партизанам, а в своем подразделении некоторое время будут считаться погибшими…

ИЗ СЛЕСАРНОГО ЦЕХА В КАБИНУ ДАЛЬНЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА

Будущий генерал-лейтенант авиации Сергей Соколов родился 12 октября 1913 года в Казани. Воспитывался отцом Николаем Матвеевичем и матерью Евдокией Васильевной. Сергей был старшим ребенком в семье, у него был брат Михаил, сестры Мария и Нина. Как сообщил «Вечерней Казани» писатель-историк Андрей Симонов, Соколов в 1930 году окончил 8 классов, позже работал чернорабочим и слесарем. В 1935 году будущий летчик окончил два курса Казанского авиационного института, вступил в ряды Красной армии. Спустя два года курсант Соколов окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Следом у молодого солдата была первая в его жизни война — советско-финляндская. Воевал на мурманском участке боевых действий, который полностью соответствовал второму обозначению той войны, прозванной «зимней», находясь в Заполярье. В ходе боевых действий казанский авиатор совершил семь боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. Согласно справочному порталу «Подвиг народа», на этот же период приходится награждение Соколова медалью «За отвагу», которой он был удостоен в мае 1940 года — скорее всего, за участие в финской войне. После окончания боевых действий остался служить в Ленинградском военном округе.

Кроме ответственной и опасной службы за штурвалом бомбардировщика дальней авиации наш земляк проявил себя и на партийном поприще: с 1938 года был членом коммунистической партии. Перед Великой Отечественной войной Сергей Николаевич успел побывать помощником комиссара, а также комиссаром авиаэскадрильи 93-го дальнебомбардировочного авиационного полка по комсомольской работе. Летчик Соколов хотел совершенствоваться и поэтому в 1940 году поступил в только что появившуюся Военно-воздушную академию. Учебное заведение предназначалось для подготовки командиров в ряды ВВС, так что с уверенностью можно было сказать, что после окончания академии авиатора ждал стремительный карьерный рост. Но летчик из Казани успел окончить только один курс учебного заведения — над его Родиной поднялся дым Великой Отечественной войны.

ИЗ ЛЕТЧИКОВ В ПАРТИЗАНЫ И ОБРАТНО

С первых дней войны Соколов воевал на фронте в составе 750-го авиационного полка дальнего действия, известного также как «группа Бицкого», названного в честь своего командующего. Стоит прояснить один момент: будучи комиссаром, Сергей Николаевич попадал под действие печально известного нацистского «приказа о комиссарах», подписанного Гитлером до начала войны. Документ предписывал при взятии в плен политработников Красной армии немедленно расстреливать их, чтобы идеологически стойкие комиссары не влияли на других пленных. Так что у казанского летчика был буквально один путь — выполнить задание и вернуться на аэродром либо умереть в руках немцев. Впрочем, наш земляк найдет способ сохранить себя для армии и после того, как его самолет будет подбит.

Дважды обманувший смерть: 110 лет со дня рождения героя-летчика Сергея Соколова

Оборона Украины, отражение немецкого наступления на Москву — с первого года войны подразделение Соколова находилось на самых горячих участках фронта. В это время экипаж Сергея Николаевича осуществлял дальние вылеты — практически все из них ночью — и бомбил важные объекты противника — аэродромы, железнодорожные узлы, эшелоны скопления войск.

«Отличный летчик-ночник. В боевой обстановке проявляет исключительную смелость, инициативу и мужество. Первым в полку увеличил бомбовую нагрузку до 1500 килограммов. Являясь комиссаром эскадрильи, личным примером боевой работы, как летчик, вдохновляет летный состав, воспитывая в нем бесстрашие и мужество», — говорится в приказе о награждении Соколова орденом Отечественной войны I степени.

Достигал экипаж Сергея Николаевича и дальних рубежей, глубокого тыла противника. Например, еще в 1942 году его самолет бомбил немецкий город Ангенбург, Инстербург (ныне Черняховск), а на следующий год и Данциг (нынешнее название Гданьск). Эти тысячекилометровые многочасовые перелеты сопровождались большим риском для экипажа — но удача была на их стороне.

Зенитный снаряд все же настиг самолет Соколова — 13 августа 1942 года он вместе с членами экипажа Беляковым, Запорожским и Тодосько отправился бомбить позиции немцев в районе Брянска, находившегося в то время под немецкой оккупацией. Самолет нес с собой 2,5 тонны бомб, и на втором заходе в него попал снаряд, запущенный немецкой зенитной артиллерией. Но члены экипажа покинули бомбардировщик только после того, как выполнили поставленную им задачу и отбомбили военный объект, — в последний момент все же смогли открыть кабину и спрыгнуть с парашютом.

«Бомбардировщик, маневрируя, прорвался сквозь ураганный огонь зениток к заданной цели. Боевой курс выдержали безукоризненно. На первом заходе сбросили три пятисотки. Осталось еще десять соток (речь идет о весе бомб.«ВК»). На втором заходе самолет над целью оказался в одиночестве. Несмотря на огонь зенитной артиллерии, Соколов не свернул с заданного курса. От прицельно сброшенных бомб пламя взметнулось высоко в небо. И вдруг сильный удар потряс машину. Через минуту горящий самолет, потеряв управление, устремился к земле. Экипаж едва успел выброситься на парашютах. После приземления собраться всем вместе не удалось», — рассказывает в своих мемуарах под названием «К победным рассветам» сослуживец Соколова по второму гвардейскому авиационный корпусу авиации дальнего действия, Герой Советского Союза Иван Киньдюшев.

Оставшись в одиночестве в незнакомой местности, Сергей Николаевич, как настоящий офицер и коммунист, решил продолжать свою борьбу. После трех дней скитаний по лесам Брянщины Соколов наткнулся на партизанский отряд под командованием известного командира Георгия Покровского.

А в подразделении Сергея Николаевича уже считали погибшим и готовили ему домой похоронку. Но через пять дней после боевого вылета майор Соколов вернулся — в этом ему помог командир партизанского отряда Покровский. Позже благодаря партизанам вернулись и Запорожский с Тодосько. А капитан Беляков попал в немецкий плен, но остался жив и пережил войну.

«Летал Соколов с упоением, всегда рвался на самые трудные и важные задания. И выполнял их с честью, проявляя мужество, бесстрашие и стойкость. В полку его называли не иначе как «крылатый комиссар». Мне дважды довелось выполнять боевые задания в составе экипажа майора Соколова. В полете, как и на земле, чувствовалась в нем большая воля, вдумчивость, твердость характера», — писал Киньдюшев.

Подвиги Сергея Николаевича отметили не только товарищи по оружию, но и военное руководство — к 1943 году летчик был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. А гвардейский авиаполк, в котором служил Соколов, в 1943 году за отличие в боях по освобождению Смоленска получил почетное наименование Смоленского.

Но будни войны — это не перечень регалий и наград, а ежедневная необходимость выполнять опаснейшие боевые задания и, несмотря ни на что, вернуться живым. Летчик дальнего бомбардировщика однажды уже был сбит, но при этом смог не только остаться в живых, но и вернуться к своим боевым товарищам. Однако Соколову предстояло снова выбираться из горящего самолета. Предпоследний год войны, 1944-й, несмотря на замаячившую на горизонте Победу, для Сергея Николаевича выдался особо трудным. Например, в марте летчику выпало задание бомбить в ночь железнодорожный узел в оккупированном городе Идрица Псковской области. Даже в условиях противодействия ПВО противника, из-под облаков высотой в 700 метров Соколов смог точно поразить цель. В том же месяце при бомбардировке захваченного немецкими войсками Таллина самолет казанского летчика был атакован немецким истребителем и получил повреждения, стрелок и штурман экипажа были ранены. Но авиаторы сумели выполнить задание и довести бомбардировщик до советского аэродрома. Также казанский летчик вместе с однополчанами из дальней авиации четыре раза участвовал в бомбардировке военных объектов в столице воевавшей на немецкой стороне Финляндии Хельсинки и румынских городов Галац и Констанца, оккупированного гитлеровцами польского Люблина.

К НЕБУ СКВОЗЬ ЛЕСА И БОЛОТА

Июнь 1944 года. Советская армия и тыл готовятся к проведению операции «Багратион», которая завершится для вермахта одним из крупнейших поражений во Второй мировой. Экипаж опытного летчика Соколова получает приказ на бомбардировку аэродрома Минска, который доживал последние недели под немецкой оккупацией. Боевое задание летчики выполнили, но сразу после этого у самолета загорелся мотор. Несмотря на поломку, экипаж почти смог довести самолет до советского аэродрома. В двух километрах до советской части фронта, у белорусской деревни Микуль-Городок, техническое состояние бомбардировщика вынудило провести рискованную посадку прямо на болото. Маневр был совершен успешно, летчики остались невредимы. Теперь Сергею Николаевичу, как и два года назад, предстояло не только выжить, но и сохранить офицерскую честь на вражеской территории.

Соколов вместе с личным составом экипажа трое суток, пробираясь сквозь белорусские леса и болота, искали партизан. Наконец с помощью проводника из местных жителей они смогли найти отряд, сражающийся против немцев в их тылу. Наряду с остальными бойцами отряда Соколов и остальные члены экипажа занимали важные для будущего наступления Красной армии переправы. В конце июня летчики в составе партизанского отряда дождались освобождения их участка советскими солдатами. После этого авиаторов направили в родную часть.

За этот подвиг, в совокупности с остальными боевыми заслугами, заместителю командира 3-го гвардейского Смоленского краснознаменного полка по политической части подполковнику Соколову в августе 1944 было присвоено звание Героя Советского Союза.

ДВЕ СОТНИ ВЫЛЕТОВ НОЧЬЮ ПРИ РЬЯНОМ ВРАЖЕСКОМ ОГНЕ

Конечно, почивать на лаврах в военное время нельзя было никому, да и комиссар и коммунист Соколов такого бы себе никогда не позволил. С приближением линии фронта к границам Германии и ее союзников налеты дальней авиации для атаки объектов за рубежом участились. Об одном таком вылете Сергей Николаевич рассказал автору книги «Сто сталинских соколов. В боях за Родину» маршалу авиации Федору Фалалееву. Отрывок посвящен военной бомбардировке в сентябре 1944 года объектов на территории Венгрии — одного из последних союзников немцев. Подразделение летчика располагалось на аэродроме близ Киева. Цель авиаторов — правительственные здания в центре Будапешта. Путь к месту назначения и обратно на аэродром занимал около 1800 километров. Несмотря на такое расстояние, экипаж дальнего бомбардировщика Ил-4 смог добраться до цели в назначенное время.

Дважды обманувший смерть: 110 лет со дня рождения героя-летчика Сергея Соколова

«На всю подготовку к полету в распоряжении экипажа имелось около шести часов. Так как полет над своей территорией продолжался почти два часа, мы почти до рубежа реки Днепр летели на высоте до 1500 метров, чтобы радиолокаторы противника как можно позднее обнаружили наш полет. Пересекли Карпатские горы на высоте 3500 метров. Погода: до Карпатских гор — ясно, горы были покрыты облаками. До выхода на реку Тисса не было никаких характерных ориентиров, видимость 57 километров. Пилотирование приходилось осуществлять почти вслепую — по приборам», — вспоминает Сергей Николаевич.

Несмотря на погодные условия и работу вражеской ПВО, подразделение, в котором состоял экипаж Соколова, успешно выполнило боевую задачу. Заградительный огонь зенитчиков был преодолен и на скорости 320 км/ч самолет казанского авиатора сбросил бомбы. На киевский аэродром летчики вернулись спустя семь с половиной часов после вылета.

Также в последний год войны экипаж казанского летчика бомбил военные объекты в главных центрах нацистской Германии, в частности Берлине и Кенигсберге. За годы Великой Отечественной войны Соколов совершил 216 боевых вылетов, из них 210 вылетов ночью.

Дважды обманувший смерть: 110 лет со дня рождения героя-летчика Сергея Соколова

После войны Сергей Николаевич остался в армии и в 1948 году окончил Военно-воздушную академию, обучение в которой  ранее было прервано из-за войны. А через семь лет Соколов окончил академию Генштаба и остался там преподавать, стал кандидатом военных наук. В 1974 году прославленный летчик ушел в отставку. Жил в Москве, вместе с женой воспитал сына и дочь. В 1983 году герой войны скончался.

Таким был путь Сергея Николаевича Соколова — авиатора, чей самолет сбивали, но который так и не стал «сбитым летчиком».

 

Фото: Центральный архив Министерства обороны РФ
          Даниил Тугов / «Вечерняя Казань». 

Источник