«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить


Цены на модульные дома выросли вдвое, но бизнес не отталкивает идея получить субсидии

«До начала СВО в Москве и Санкт-Петербурге такие дома пользовались большим спросом у бессемейных айтишников, но ситуация «разметала» эту публику», — констатировали производители домов-конструкторов на слете строителей сараев России в Казани. Провели его на территории детского лагеря «Байтик». Архитекторы, владельцы компаний и зарубежные спикеры делились опытом новомодных трендов. О том, во сколько обойдется сборный коттедж для дачи или глэмпинг-бизнеса и почему классификация для быстровозводимых отелей убьет индустрию загородного отдыха,  — в материале «БИЗНЕС Online».

«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить

Оксана Саргина обрадовала бизнес — субсидии на строительство некапитальных средств размещения, или, проще говоря, глэмпингов, в РФ будут продолжены Фото предоставлено дирекцией по природным территориям Института развития городов РТ

«Одна из целей — привлечь в Татарстан предпринимателей, которые хотят здесь создавать объекты загородного отдыха»

На три дня, с 20 по 22 мая, Казань стала площадкой для проведения Слета строителей сараев России 4.0. В переводе с татарского «сарай» — это «дворец», но в данном случае речь шла о модульном строительстве деревянных домов. Слет прошел на территории детского лагеря «Байтик» и глэмпинга «Лес и река», на мероприятие съехались около 200 начинающих и опытных инвесторов, архитекторов и проектировщиков.

Почему именно в Казани решили собраться домостроители? Свой прошлый слет они собирали в Подмосковье. «Одна из целей — привлечь в Татарстан предпринимателей, которые хотят здесь создавать объекты загородного отдыха», — такими словами открыла сессию руководитель дирекции по природным территориям Института развития городов РТ Оксана Саргина. Она обрадовала бизнес — субсидии на строительство некапитальных средств размещения, или, проще говоря, глэмпингов, в РФ будут продолжены. Они покрывают 50% расходов на приобретение модульного дома. Главное условие участия в гранте — приобрести дом напрямую у производителя.

«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить

Сейчас в республике 48 глэмпингов Фото предоставлено Институтом развития городов РТ

Для Татарстана тема актуальная — число глэмпингов с 2021 года растет как на дрожжах. Сейчас в республике 48 объектов такого отдыха, а технология модульного строительства интересна тем, что позволяет быстро строить объекты для размещения туристов. «Если в 2022 году в стране отели приняли 70 миллионов человек, то в этом по показателям будет 140 миллионов!» — завлекала Саргина перспективами на рынке.

По словам организаторов, среди которых дирекция по природным территориям и компания ScoutHouse (занимается производством модульных домов), их цель — разобрать все стадии создания дома-конструктора от идеи на листке бумаги до монтажа.

Сегодня главный тренд в строительстве модульных домов — это древесина (она легкая и удобная в работе). Так считает Нияз Гараев, один из организаторов съезда и сооснователь ScoutHouse. «Нужно стараться работать больше с деревом. Сегодня для нас дерево — это всего лишь каркас. А потом мы его накрываем чем-нибудь, и с глаз долой. И никто не думает над такими его свойствами, как легкость, материалоемкость», — говорит он.

«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить

«Дом для пчел», внутри которого находятся ульи и даже класс для обучения детей пчеловодству Фото: скриншот из видео

Его мысль подтверждают и слова Энрико Сасси, швейцарского архитектора и ландшафтного дизайнера: «Дерево — очень долговечный и экологичный материал (из-за минимальных выбросов углекислого газа в атмосферу). А также его можно использовать повторно, в отличие от бетона». Проблема в том, что люди не доверяют долговечности дерева, выбирая бетон или кирпич. Но это не так. И швейцарский архитектор продемонстрировал это на примере «дома для пчел», внутри которого находятся ульи и даже класс для обучения детей пчеловодству. Дом выполнен почти целиком из дерева и прослужит, по словам архитектора, вечно. Потому что все элементы модульного дома легкозаменимы, как только это понадобится. А ценная древесина спрятана от дождя за слоем поперечин из клееной древесины. Чтобы он не гнил снизу, используются металлические сваи, возвышающие конструкцию над землей. Это не позволяет влаге добраться до древесины.

«Для меня „домик для пчел“ — это пример того, как надо, — комментировал Гараев выступление зарубежного архитектора. — И в Швейцарии во всем так. Они даже когда мусорку изготавливают, то готовят сначала проект. Там стараются сделать, чтобы эта мусорка была изящной, красивой и качественной. И при этом не тратят на нее много материала и денег. Нам старательно нужно работать лет 10, чтобы достичь такого же уровня хотя бы в мусорках».

Производителям нужно равняться на Европу — она ценится проработкой деталей и общим качеством деревянных строений, считает Гараев. «Россия тоже прошла большой путь в этой области — хотя бы взглянуть на дома Русского Севера. Нужно не забывать об этом опыте, а также учиться на примере таких [европейских] проектов, воспитывая у конструкторов и архитекторов серьезный подход к работе с деревом. У нас этот материал дискредитировал себя еще в советское время. Дачные сборно-щитовые домики тех лет, по сути, имеют качество упаковки», — отмечает он.

Создатель модульных домов должен учитывать и культуру того места, куда отправляется его товар, продолжил Гареев. «Если в мусульманских регионах вы не будете делать гиг-душ, то на вас будут смотреть косо!» Упомянул он и о требованиях к арендному дому. Это окно в санузле — оно расширяет пространство, а также служит для проветривания. А на пол лучше класть кварц-винил — он износостойкий.

В завершение своей речи Гараев обратился к предпринимателям с напутствием: «В основном люди хотят деньги здесь и сейчас. Хотят, чтобы им сказали, что делать, какого размера, из чего и так далее. Дальше просто остается продавать и зарабатывать, чтобы накопить на новую китайскую машину. Но эти люди не думают о своем будущем. А для того чтобы существовать через 20 лет, нужно много учиться и понимать отрасль». Мысль спикера — нет готового рецепта долговременного успеха без тяжести постоянного обучения.

«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить

Глэмпинг «Лес и река» состоит из 11 модульных домов, рассчитанных на 4 (те, что зеленые) и 6 (те, что голубые) человек Фото предоставлено дирекцией по природным территориям Института развития городов РТ

Модульные дома в Татарстане — на живом примере

Неслучайно площадкой для проведения «съезда сараев» был выбран детский лагерь «Байтик». На его территории, чуть в стороне от зданий лагеря, расположился глэмпинг «Лес и река». Управляет объектами Алла Калугина, которая провела небольшую экскурсию для корреспондента «БИЗНЕС Online».

Глэмпинг состоит из 11 модульных домов, рассчитанных на 4 (те, что зеленые) и 6 (те, что голубые) человек. Внутри потолок и стены отделаны хвойной доской, на полу — кварц-винил. В среднем, по словам владелицы, один модульный дом обошелся ей от 2 млн до 3 млн рублей. Стоимость всего проекта глэмпинга с 11 домами составила 28 млн рублей, из которых 10, 5 млн — субсидии от государства по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». И это включая всю инфраструктуру с подведением электричества и воды.

«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить

Управляет объектами «Лес и река» Алла Калугина (на фото слева) и Оксана Саргина Фото предоставлено дирекцией по природным территориям Института развития городов РТ

Сейчас цены на модульные дома выросли, дерево и металл дорожают. В среднем стоимость стройматериалов каждый год повышается на 20–25%. Дорожают и услуги, говорит Гареев. «Если раньше трал (прицеп к фуре), на котором мы транспортируем модули сборного дома из Москвы в Казань стоил 80 тысяч рублей, то сейчас — все 250 тысяч», — объясняет он ценообразование. Но ведь в производстве есть не только логистика, но и рабочая сила, которая тоже подорожала.

«Если в мусульманских регионах не сделаете гиг-душ, посмотрят косо!»: как глэмпиньеров учили сараи строить

В среднем, по словам владелицы, один модульный дом обошелся ей от 2 млн до 3 млн рублей Фото предоставлено дирекцией по природным территориям Института развития городов РТ

Поэтому цена на такие дома-конструкторы выросла с начала СВО в 2 раза. Спрос — не только от глэмпингов, но и тех, кто хочет быстро построить свой дом для жизни. «Сейчас в основном покупают наши дома семейные люди. У людей, у которых нет детей, нет и денег. До известных событий (начала СВО — прим. ред.) в городах, как Москва и Санкт-Петербург, наоборот, такие дома пользовались большим спросом у бессемейных айтишников, но ситуация „разметала“ эту публику», — рассказал Гараев.

«Государственная классификация глэмпингов — процесс довольно кондовый»

При строительстве глэмпинга предприниматель, как правило, освобожден от дорогостоящих или длительных процедур, предшествующих возведению, таких как разработка и экспертиза проектной документации. Поэтому бизнес часто прибегает к готовым решениям. Но так ли это безопасно? Летом прошлого года в Госдуме предложили внести поправки к федеральному закону «Об основах туристской деятельности…», где должно появиться понятие «модульный отель». А для глэмпингов могут ввести классификацию наподобие той, что у гостиниц. «Глэмпинговые объекты часто классифицируются как временные сооружения, что делает их в большинстве случаев незаконными с точки зрения строительства», — говорил депутат Госдумы РФ Сергей Кривоносов.

«Глэмпинг — это не кемпинг и не отель, — ответила Саргина на вопрос „БИЗНЕС Online“ об инициативе классификации. — Не нужно смешивать эти понятия в одно. Потому делать обязательную классификацию для рынка глэмпинга можно, только когда будут выработаны понятные критерии оценки и работы с этим типом средства размещения. Государственная классификация — процесс довольно кондовый. Они приходят и оценивают по фактическому признаку: есть или нет. И выставляют оценку. Это довольно безжалостно. А глэмпинг — это же история про атмосферу, которую создает сам предприниматель. Это про некий „вайб“, который должен присутствовать в самом глэмпинге. Определяется он по тому, как владельцы работают с целевой аудиторией, насколько продумывают детали, чтобы людям было хорошо у них находиться».

Критерии должны быть такими, чтобы не убить рынок и не потерять ценность продукта, считает Саргина. «Хочется здравого баланса», — отмечает она и добавляет, что к обсуждению законопроекта нужно привлечь экспертов отрасли и самих предпринимателей.

Источник