К первой коммерческой магистрали в черте Казани уже приценивались «Автодор» и «Дом.РФ»
«Это тоже частно-государственный проект», — сказал о Вознесенском тракте Казани президент РТ Рустам Минниханов на коллегии миндортранса по итогам 2023 года. Так разрешилась интрига, длившаяся с 2022-го. Дискуссии позади, решение принято: 8 км новой вылетной магистрали Казани будут платными. Проектировщикам теперь предстоит переделать проект, строителям — достроить до конца года, а трафиковым консультантам — назвать цену. По грубым расчетам, это 50 рублей в один конец. Для Казани это только начало эры платных городских дорог, по которым уже ездят жители Москвы и Питера. Подробности, экспертные мнения — в материале «БИЗНЕС Online».
Главной сенсацией сегодняшней коллегии миндортранса РТ в «Казань Экспо» стало озвученное президентом РТ Рустамом Миннихановым решение сделать платным второй отрезок Вознесенского тракта от проспекта Победы до трассы М7 «Волга» Фото: Сергей Елагин
Вознесенский тракт все-таки будет платным от проспекта Победы до М7
Главной сенсацией сегодняшней коллегии миндортранса РТ в «Казань Экспо» стало озвученное президентом РТ Рустамом Миннихановым решение сделать платным второй отрезок Вознесенского тракта от проспекта Победы до трассы М7 «Волга». Бесплатным останется первый отрезок вылетной магистрали от ул. Гвардейской до проспекта Победы, который открыли в октябре 2023 года.
«Большая работа идет по Казани. Особенно две вылетные трассы — Вознесенское шоссе – 2 и Горьковское шоссе. 100 процентов Вознесенскую трассу надо завершить, это тоже частно-государственный проект. Это будет платная дорога», — сказал Минниханов с трибуны выставочного комплекса.
Неожиданной новость стала для участников коллегии. «Шок», «Только узнал», — так откликнулись на вопросы «БИЗНЕС Online» участники совещания, работающие в сфере строительства дорог.
«Пока не могу сказать. Решение принято недавно, в процессе проработки», — коротко сказал директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов, отвечая на наши вопросы. Напомним, «Главтатдортранс» выступает техническим заказчиком строительства Вознесенского тракта.
Пересмотра потребует и проект вылетной магистрали, потому что платная трасса — это затратно и трудоемко. «Нельзя сегодня решить, а завтра сделать дорогу платной, — рассказал эксперт издания в отрасли. — Это невозможно, для такого нужно провести комплекс проектных работ. И пункты сбора платы только малая часть этой работы. Нужны зоны сервиса, безопасности, видеоконтроль. Дорога закрытая, поэтому надо постоянно контролировать поток».
Стоимость строительства второго отрезка Вознесенского тракта длиной 8 км в 2023-м составляла 26 млрд рублей. В октябре прошлого года готовность участка оценивали в 23%, не останавливают стройку и сегодня. Впрочем, сумму бюджетных расходов на строительство Вознесенского тракта в 2024-м директор «Главтатдортранса» назвать затруднился, но сообщил, что стоит задача достроить Вознесенский тракт до конца 2024 года.
Бесплатным останется первый отрезок вылетной магистрали от ул. Гвардейской до проспекта Победы, который открыли в октябре 2023 года
Госкомпании «Автодор» и «Дом.РФ» — весьма реальные инвесторы?
Имена инвесторов на коллегии выяснить не удалось, но внебюджетные источники на строительство Вознесенского тракта начали искать в 2022 году. Тогда на Петербургском международном экономическом форуме заключили соглашение между правительством РТ, госкомпаниями «Дом.РФ» и «Автодор». Но решения не было. Власти колебались.
Теперь решили. В числе потенциальных инвесторов видится «Автодор» — в июне 2023 года глава госкомпании Вячеслав Петушенко приезжал в Казань и обсуждал с Миннихановым возможность воплощения региональных инвестиционных проектов «через механизм частной концессионной инициативы с применением схемы корпоративного ГЧП», говорится в телеграм-канале «Автодора». На столе у переговорщиков лежали два проекта:
Стоимость прокладки двух перечисленных платных дорог Казани в 2021-м оценивали в 50,4 млрд рублей, из которых 9 млрд рублей был готов привлечь «Дом.РФ», выпустив облигационный заем. Причем эта госкомпания три года назад была готова обеспечить средствами второй отрезок Вознесенского тракта на 30%. Республике предлагали взять деньги под 4–4,5% годовых на срок до 30 лет. «Источником погашения займа могут выступать платежи властей РТ и коммерческая выручка от использования объекта», — рассказывали тогда «БИЗНЕС Online» в «Дом.РФ».
Бум строительства дорог заканчивается, признал в прошлом году министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. «Таких денег, скорее всего, не будет, поэтому мы сейчас ищем инвесторов, чтобы можно было строить платные дороги», — говорил министр.
И это только начало. В концепцию развития платных дорог вошли все дороги-дублеры столицы РТ. Это и второй отрезок дублера Горьковского шоссе от Храма всех религий до М7, и дублер Дербышек, и «двойник» Оренбургского тракта. Вознесенский тракт выступает дублером бесплатного Мамадышского тракта. Впрочем, единства на этот счет в экспертном сообществе нет, т. к. эти дороги находятся далеко друг от друга.
Чтобы посчитать правильный тариф, нужны сведения, поведение потенциального пользователя трассы Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»
Цена проезда по Вознесенскому будет 50 рублей?
Платный отрезок Вознесенского тракта открывает в Казани эру внутригородских платных дорог, которые пока есть только в двух городах. В Москве это 22-километровый проспект Багратиона от МКАДа к Москва-Сити, в Санкт-Петербурге — Западный скоростной диаметр длиной 46 километров.
Сколько может стоить проезд по второму участку Вознесенского тракта длиной 8 километров? Возьмем для расчета уже открытую трассу М12 «Восток». Стоимость километра пути от Москвы до Казани колеблется от 5,5 до 6,1 рубля и зависит от точки въезда в Казань — таковых три. Длина второго отрезка Вознесенского тракта — 8 км, умножаем, округляем — получается 50 рублей. К слову, при такой цене и сопутствующих доходах в виде рекламных щитов в 2021 году выстраивалась экономика платного дублера Дербышек.
«Тут на самом деле надо считать, — говорит о потенциальной цене проезда по Вознесенскому тракту директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Если я сделаю тариф ноль рублей, у меня будет 40 тысяч автомобилей в сутки и ноль доходов. А если я сделаю тариф 1 тысячу рублей, то у меня будет ноль желающих и ноль доходов. Где-то мне надо взять разумную цену, которая мне обеспечит максимум: тариф, умноженный на трафик. Понимаете? Если нулевой тариф — большой трафик, но доходов нет. А если очень большой тариф, а трафика нет, то все равно доходов нет».
Чтобы посчитать правильный тариф, нужны сведения, поведение потенциального пользователя трассы. «В принципе, такую вещь можно посчитать, — продолжает Блинкин. — А если я буду считать, то посмотрю уровень зарплат у вас в городе, необходимо будет сделать социологический зондаж, и тогда отвечу, какую сумму люди готовы платить. Какая часть потенциальных пользователей готова платить? Об этом речь. Может выясниться, что при некотором тарифе потенциальные пользователи просто не поедут по платной трассе. Для них вообще смысла в этом не будет. Для этого трафикового консультанта (он так называется по науке) и привлекают. Чтобы он этот вопрос выяснил аккуратным образом».
«В Москве регион решает эти вопросы технологически, разделяя стоимость оплаты и вообще необходимость оплаты между различными пользователями автомобильной дороги, чьи автомобили зарегистрированы в одном субъекте и в другом, — описывает опыт столицы России профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. — То есть для жителей Москвы этот платный участок является бесплатным, а для всех остальных — платным в зависимости от длины корреспонденции, конечных и начальных пунктов въезда на эту трассу».
Длина второго отрезка Вознесенского тракта — 8 километров Фото: «БИЗНЕС Online»
«Это не противоречит ни здравому смыслу, ни законодательству»
Платная внутригородская дорога — это нормально? На этот и другие вопросы отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».
Михаил Блинкин — директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:
— Такая практика, безусловно, есть. Зарубежная практика довольно большая, а отечественная… Вот Багратионовский проспект в Москве — платный. Точно так же улица, которая от МКАДа идет к Москва-Сити. Такая практика есть. Это не противоречит ни здравому смыслу, ни законодательству. Все остальное — предмет конкретного профессионального анализа. Трафикового, учитывающего чувствительность пользователя к цене, и так далее. В принципе, это ничему не противоречит, а конкретно это предмет серьезного профессионального анализа. Было бы кому его провести.
Сергей Сотников — директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ:
— Мое мнение неизменно — я не сторонник платных дорог. Тем более внутригородских. Когда Вознесенский тракт начали строить, стоимость земель вокруг него возросла, и те же застройщики жилищных комплексов оказались в выигрыше. Поэтому вполне логично было бы деньги на строительство данного тракта перераспределить между выгодоприобретателями. Простые граждане свою лепту [в это строительство] уже давно вносят в виде дополнительных транспортных налогов, акциза на топливо и других платежей.
В моем понимании все дороги должны быть бесплатными. Если кто-то хочет построить на собственные средства какую-либо дорогу, пускай покупает эту землю по рыночной цене и от начала до конца дорогу строит.
Михаил Якимов — профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета:
— Я думаю, что это нормальный процесс. Здесь не нужно как-то демонизировать это, просто надо технологически раскрыть слово «платный». Наверное, для жителей Казани он должен быть бесплатным, как это сделано, например, в Москве.
Ответить