В Казани продюсер Федор Бондарчук представил публике фильм «Сто лет тому вперед». Это современное прочтение приключений Алисы Селезневой. Корреспондент «РГ» узнал, как создавали картину, за что ее ругают и почему нельзя было обойтись без песни «Прекрасное далеко».
Такие одноклассники ожидают нас в будущем. / Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
После «Слова пацана»…
— В последнее время я довольно часто бываю в Казани по работе. И все проекты, связанные с Татарстаном, получаются для нас успешными, — отметил в начале встречи Федор Бондарчук. — Первый раз мы начали снимать для платформы «Море ТВ» и «Винк», а также для канала НТВ. Это был сериал «Мастер» о культовой команде «КАМАЗа», которая неоднократно выигрывала «Дакар». Сериал получил очень хороший рейтинг 8.4. Это было о дне сегодняшнем.
Потом мы прошумели на всю страну со «Словом пацана». Это о прошлом. Вы нас уж извините за это. Когда глава региона Рустам Минниханов провожал меня в последний раз, он сказал, что мы можем продолжать снимать историю про казанские группировки и дальше. Дескать, Татарстан этого не боится, поскольку республика живет не прошлым, а будущим. И вот сегодня мы сами привезли к вам будущее. Это фильм, на который ушло четыре года жизни — «Сто лет тому вперед». И думаю, что этому проекту тоже уготовано большое будущее.
Сцена с поцелуем
Публика хорошо восприняла новую сказку про Алису Селезневу. Однако не все остались довольны возрастным цензом, выставленным прокатчиком.
— Идти на это кино в шесть лет, мне кажется, рановато, — говорит Елена Ситникова, мама двух подростков. — Картина местами довольно мрачная. Тем более мне непонятно, зачем ребенку смотреть на подростковые поцелуи. Лет с 12 — в самый раз. И современно, и шуточки в их стиле.
Федор Бондарчук ушел от вопроса о возрастном цензе и не сказал, для чего понадобилась сцена с поцелуем. Привязка к сюжету такова: Коле Герасимову нужно было испытать сильные эмоции, чтобы переместиться в будущее. Вот так их первый поцелуй с Алисой и состоялся.
Современная Алиса Селезнева не похожа на свою предшественницу. Фото: Съемки фильма «Сто лет тому вперед»
— Мы столкнулись с огромным количеством хейта, — признается Бондарчук. — И в основном картину критикует наше с вами поколение. Армия фанатов огромная у данного произведения. У каждого свои робот Вертер и Алиса Селезнева. Этих Алис на кастинге было 2000 человек! Сейчас актерская школа хорошая, нужно было правильно попасть в возраст. И у нас это, кажется, получилось. Мы увеличили возраст героев с шестого класса до выпускного. И сделали главную героиню более современной, с розовыми волосами.
Космион вместо миелофона
Создатели картины считают, что у фильма две больших аудитории. Подростки и, конечно, их родители. Это семейное кино. Было даже проведено небольшое исследование, и оказалось, что те зрители, кому за 38, поголовно смотрели советский телефильм «Гостья из будущего». Те, кому за 30, уже 50 на 50. А молодежь в основном вообще не знакома с этим произведением советского кинематографа. Точно так же и в съемочной команде. Поэтому культовым советский сериал является далеко не для всех.
Поменялись и главные символы картины. Если в далеком 1985 году вожделенным предметом был миелофон — фантастический прибор для чтения мыслей людей и животных, то нынче космион — штука, вживляемая в человека и позволяющая перемещаться ровно на сто лет то вперед, то назад.
Вместо миелофона, читающего мысли, в новой картине космион, переносящий на сто лет вперед. Фото: Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
— Самая большая ошибка, когда делаешь какой-либо ремейк, это снять то же самое, но на новый лад, — считает другой продюсер картины, Михаил Врубель. — Зритель приходит в кино и видит то же самое. Да, это современно. Но основано на том же материале. И это всегда будет хуже по определению. Потому что старая версия тебе уже понравилась. Еще раз в эту реку войти сложно. У нас экранизация книги Кира Булычева, а не ремейк советского телефильма. Сохранена основная канва. Главный герой путешествует во времени, он встречается с пиратами. И на этом все. Возраст героев, характер взаимоотношений и то, почему за ними охотятся пираты, — все это новое.
Летающие «Волги» и трамваи на воздушных подушках
И действительно, авторам удалось создать отдельное произведение, никаким образом не опирающееся на «Гостью…». Но одна связующая нить все же существует. Это песня «Прекрасное далеко».
— Потому что это великая песня. Ее можно переделать миллион раз, — признается Федор Бондарчук. — Как только она начинает звучать, у меня мурашки бегут. Можно было написать партитуру на весь фильм, чтобы она рефреном шла через все повествование.
Михаил Врубель также считает, что «Прекрасное далеко» уже вошло в ДНК российского человека. Это великое произведение, без которого обойтись ну никак было нельзя. Но изначально у фильма был совсем иной концепт и другой режиссер. Будущее должно было быть пионерским, а город будущего — построенным по невероятно живописному архитектурному проекту.
Пират Глот в исполнении Юры Борисова получился просто ужасающим. Фото: Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
— Его показали наши коллеги в «Мастере и Маргарите», — говорит Федор Бондарчук. — Действие картины должно было происходить в нереализованных сталинских проектах Москвы с огромным памятником Ленину, двухъярусными и трехъярусными футуристическими линиями метро, трамваями на воздушных подушках, огромными аэростатами. Но это означает, что нужно придумывать целую вселенную. И развивать концепцию в следующих проектах по Киру Булычеву, которые мы планируем выпускать. Соответственно, космический флот должен был быть с красными звездами, с серпом и молотом на фюзеляже. Но этим надо было заниматься…
Согласно первой версии сценария, действие разворачивалось с 1973 по 2973 год. Но потом команда, снимавшая картину, поняла, что им нечем зацепить современную аудиторию, ведь 1973 год — это детство людей, которым сейчас под 60 лет. Создатели картины хотели придать будущему стилистическую схожесть с советским прошлым.
— По улицам летали бы «Волги» ГАЗ-21. Мы уже были почти готовы к съемкам, но правильно сделали, что не пошли по этому пути, — считает Михаил Врубель.
P.S.
Федор Бондарчук говорит, что «Сто лет…» — это своеобразный итог того, что научился делать отечественный кинематограф за последние 30 лет.
— Нас всегда сравнивали с Голливудом. Говорили, чтобы мы делали настоящие современные блокбастеры. Теперь нам есть что предъявить.
Похоже, нас ждет еще не один фильм о приключениях Алисы Селезневой. По словам Бондарчука, продолжать кинопроект будет тот же режиссер и сценарист Александр Андрющенко. Сейчас главная задача — влюбить зрителей в героев. Другое дело, что эти герои очень быстро растут.
Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №91(9333)