Раис Республики Татарстан вместе с министром цифрового развития России Максутом Шадаевым обошли экспозицию Международного форума Kazan Digital Week — 2023, где им представили технологические новинки. После этого они приняли участие в пленарном заседании по теме новых трендов в сфере IT. Новинкой этого года стало проведение гонок беспилотников – победители поделят между собой миллион рублей призового фонда. А мэр Казани Ильсур Метшин в рамках круглого стола рассказал о новейших технологиях в управлении городом. Подробнее о том, чем запомнится первый день Kazan Digital Week, в материале «Вечерней Казани».
Оргкомитет форума возглавил министр цифрового развития России Максут Шадаев – во время торжественной церемонии открытия форума он заявил, что Kazan Digital Week является крупнейшим региональным событием. Из года в год количество участников только растет. Он также подчеркнул, что на площадке обсуждаются все самые важные тренды: кибербезопасность, цифровизация здравоохранения и многие другие темы. Всего на трехдневное мероприятие в «Kaзaнь Экспо» зарегистрировалось более пяти с половиной тысяч участников из 31 страны, но большинство – из России. В форуме примет участие 461 спикер – в том числе из Турции, Казахстана, Китая и некоторых других стран.
Раис республики Рустам Минниханов отметил, что форум имеет большое значение для страны. Напомним, власти региона потратили на форум 35 миллионов рублей – в прошлом году он окупился.
ЧТО УСПЕЛИ ПОСМОТРЕТЬ МИННИХАНОВ С ШАДАЕВЫМ?
Самым масштабным экспонатом выставки стал макет космического спутника от «Газпром СПКА». Проект «Смотр-В» позволит вести мониторинг зон магистральных газопроводов, обнаруживать утечки метана, контролировать объекты строительства и многое другое. Запуск космического аппарата планируется в 2027 году, а закончат его строительство в 2025-м.
Много внимания также привлек «Москвич 3е» для сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС). В сигнальные фонари электромобиля была интегрирована камера кругового обзора, позволяющая вести запись и передавать данные онлайн. Система называется «Кибер-Шериф». В ГИБДД Татарстана машина поступила в единственном экземпляре и сейчас проходит апробацию – инспектора посмотрят, как авто поведет себя зимой и летом. По паспорту новый «электромосквич» может проехать 410 километров при полной зарядке.
На стенде «Таттелекома» раису республики представили новинку форума – гонки беспилотных мини-автомобилей LetaiRacing 2023. Соревнование проходит по трем дисциплинам: обгон машин, обхождение препятствий и скоростное прохождение трассы. По каждой дисциплине три призовых места, а общий призовой фонд составляет миллион рублей.
Директор ПАО «Таттелеком» Айрат Нурутдинов рассказал, что из 20 участвовавших команд до финала дошли только семь – и все они из Татарстана. Задача участников в том, чтобы запрограммировать беспилотники с помощью нейросети, исходя из изображения, получаемого с камеры.
И это не единственные соревнования форума – за призовой фонд в 100 тысяч рублей борются студенты в «Кибербитве». Это соревнование двух типов команд – атакующих и защитников. Атакующие должны взломать инфраструктуру, отображающие городские отрасли, – выключить городское освещение или светофоры. А защищающаяся сторона должна найти «брешь» в обороне и подготовить отчет.
На выставке, представленной Минниханову и Шадаеву, были и другие интересные проекты – КАМАЗ, например, показал грузовик «Челнок», а на стенде Росатома рассказали о строительстве нового дата-центра в Иннополисе.
КРОВЬ ЭКОНОМИКИ
После знакомства с экспозицией Минниханов и Шадаев приняли участие в пленарном заседании, темой которого стали новые тренды в цифровых технологиях.
В своем выступлении раис Татарстана сказал о том, что республика должна использовать все ресурсы для достижения технологического суверенитета страны и выполнения задачи, поставленной президентом.
Затем Минниханов рассказал о том, как в технологическом отношении вырос Татарстан за последнее время: вузы региона стали выпускать до четырех с половиной тысяч IT-специалистов, но, тем не менее, сегодня Татарстану необходимо 10 тысяч специалистов в этой отрасли.
Глава республики также отметил, что цифровые технологии Татарстана – это прикладные технологии. Беспилотники КАМАЗа выполняют реальные коммерческие рейсы из Санкт-Петербурга в Москву.
Минниханов обратил внимание и на прогресс в части оцифровки документооборота и других вспомогательных операций: все 319 государственных и муниципальных услуг были переведены в электронный вид.
– Важно оцифровать и производственные процессы. Причем на основе отечественного программного обеспечения. Это важный фактор для производительности труда и повышения конкурентоспособности, – заявил раис республики.
По мнению заместителя министра промышленности и торговли Василия Шпака, технологический суверенитет сегодня напрямую зависит от наличия собственной микроэлектроники.
– Если кровью экономики XX века была нефть, углеводороды, то кровью экономики XXI века является информация. И эта кровь не может течь по чужим венам, – подчеркнул Шпак.
Об этом говорила и гендиректор «Микрона» Гульнара Хасьянова: она рассказала, что за последние 10-15 лет основные драйверы развития IT-отрасли зависели от микроэлектроники. И техногиганты, типа Apple и Google, работают на своих чипах. Но развитие искусственного интеллекта меняет этот тренд.
– Системы искусственного интеллекта позволяют менять архитектуру решений, переходя на краевые вычисления. Это значит, что, уходя от центрального процессора, мы развиваем периферию, – подчеркнула спикер.
КАК ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОНИКЛА В КАЗАНЬ
После пленарного заседания состоялся круглый стол по теме «Искусственный интеллект в управлении городом». Главы городов России, стран СНГ, а также Турции и Китая поделились опытом внедрения цифровых технологий в городскую инфраструктуру. Казань представлял мэр города Ильсур Метшин.
Он рассказал о внедрении цифровой платформы коммуникации «Эра», разработанной казанской компанией. По словам Метшина, только за один год этот проект помог сократить нагрузку на операторов на 40%, а горожане смогли быстрее получить ответы за счет голосового помощника.
Но это далеко не все ноу-хау в городе: 25 казанских автобусов оборудованы технологией компьютерного зрения, что позволяет непрерывно мониторить обстановку на дорогах, не дожидаясь обращений граждан.
Также сейчас разрабатывается проект, позволяющий сделать цифровую трехмерную копию города. Кроме того, разрабатывается система искусственного интеллекта в управлении городом.
– В точной трехмерной модели города мы сможем увидеть, как функционирует инфраструктура, каким образом впишутся в городскую среду новые здания, – подчеркнул Метшин.
Выступления коллег из других регионов и стран СНГ отличались незначительно – говорили в основном о «цифре» в документообороте, чат-ботах поддержки и технологиях, позволяющих отслеживать общественный транспорт.
На этом фоне выделяется краткий доклад мэра Иннополиса Руслана Шагалеева. Он рассказал, что Иннополис является средой апробации технологических новинок. И после внедрения курьерских роверов (это роботы доставки еды), в городе остались только два живых курьера. То же, по его мнению, может произойти и с такси – в Иннополисе работают беспилотники от Яндекса.
Символично на этом фоне смотрится утверждение Метшина о том, как ИИ должен избавить сотрудников от рутины, позволяя им сконцентрироваться на более сложных и творческих аспектах работы.
Фото: пресс-служба раиса Татарстана
мэрия Казани
Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»