С первого августа автомобильный рынок Казани ждут серьезные изменения: в стране начнут действовать новые тарифы по утильсбору — теперь компании и физические лица, ввозящие машины из-за границы для перепродажи, будут вынуждены заплатить государству до 1,6 миллиона рублей за авто с пробегом.
По словам аналитиков, новые тарифы по утильсбору серьезно отразятся на параллельном импорте, а значит и на количестве предложений на автомобильном рынке страны. Это заставит цены снова поползти вверх – ситуация также усугубляется слабым рублем. Мы поговорили с экспертами о том, нужно ли сегодня запрыгивать в уходящий вагон старых цен, и какие авто купить действительно стоит.
Утилизационный сбор касается тех, кто целенаправленно ввозит машины из-за границы для продажи — и прежде всего, юридических лиц. Компании, занимающиеся ввозом машин по параллельному импорту, теперь должны будут заплатить 300 тысяч рублей за машину с двигателем до двух литров (было: 178,4), 844 тысячи рублей за мотор от двух до трех литров (было: 281,6 тысячи), а за рабочий объем ДВС более трех литров с первого августа придется отдать 970 тысяч рублей (было: 445). При этом, если машина старше трех лет, тариф составит более полутора миллионов рублей.
Избежать выплат по утильсбору можно, если авто приобретено для личного пользования, однако, физлицо не должно продавать автомобиль в течение трех лет, иначе придется платить по тарифу юрлица.
Если объем двигателя ввезенного авто больше трех литров, то ставки физических и юридических лиц сравниваются — сумма доходит до 1,62 миллиона рублей. Например, джип из Германии с объемным V-образным двигателем может обойтись частнику в плюс полтора миллиона к стоимости. А если машина старше трех лет, то сумма будет еще больше.
НЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА — НЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
— Дилерские центры сегодня, скорее всего, остановят параллельный импорт, – предположил исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов.
По словам эксперта, многие дилеры не выдерживают таких высоких тарифов по утильсбору. Спрос на пределе, но покупательская способность в стране не лучшая, поэтому изменение цены особенно остро отразится на рынке.
Повышение цен также объяснил и специалист по продаже элитных автомобилей Тимофей Батуев. По словам эксперта, дилеры сегодня искусственно повышают цены, чтобы не обанкротиться – это необходимость обусловлена нехваткой потока машин. Новые тарифы утильсбора снизят предложение, но незначительно.
– Машины ввозить, на мой взгляд, продолжат, просто это будет происходить под клиента: не на перепродажу, а под конкретного человека, по доверенности, – поделился Тимофей Батуев.
Эксперт также усомнился в том, что вторичный рынок авто как-то серьезно пострадает в ближайшем будущем. По его словам, ситуация с дефицитом предложения тянется на авторынке уже год – и машины на вторичке все еще можно найти.
– Да, цены, естественно, стали выше, но какой-то определенной сложности в том, чтобы найти машину под себя, нет. Просто люди не адаптировались к новым ценам. Условно, если какая-нибудь «Камри» стоила в 2012-2013 году около 1,3 миллиона рублей, то сегодня эта модель стоит под пять миллионов. Многие не привыкли, что «Камри» может стоить столько, – заключил Батуев.
А из возможных сложностей работы с ввезенными машинами спикер отметил лишь небольшие нюансы. Например, отличающийся разъем блока управления.
ДЕФИЦИТ АВТО ВОЗМОЖЕН?
– В целом, эксперты отрасли сейчас сходятся в том, что мера с повышением тарифов на утильсбор преждевременная, и она негативно скажется на автомобильном рынке страны, – рассказали нам в «Автостате».
Параллельный импорт был временной и необходимой мерой в условиях, когда иностранные компании покинули Россию. При этом наша страна, по мнению экспертов отрасли, сегодня практически оправилась после удара санкций. Параллельный импорт нужен был для восстановления логистических цепочек российского бизнеса, в том числе и в автопроме. Сегодня благодаря развитию китайских брендов и развитию АвтоВАЗа, рынок должен быть стабильнее.
По данным «Автостата», доля рынка отечественного и китайского производителя сегодня составляет около 80%. Жигалов отмечает, что доля параллельного импорта составляла не более 10% от всего рынка автомобилей в России, что не может спровоцировать жесткий дефицит, но повышение цен — вполне.
Казанские дилеры, занимающиеся новыми и подержанными авто, также отрицают возможность дефицита машин. По словам директора по развитию компании «Автосеть.РФ» Тимура Абдулнасырова, каких-либо всплесков спроса на авто в Казани ждать не стоит – все будет на том же уровне, что и сейчас (по крайней мере, до конца года).
Информацию об отсутствии каких-либо скачков спроса нам подтвердили и в одном из казанских центров КАН АВТО.
ТАК ОТКУДА ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН?
Среди причин подорожания авто, Вячеслав Жигалов называет ослабление рубля:
– К сожалению, сейчас вы видите, что рубль на треть подешевел. Соответственно, на треть выросла себестоимость импортируемых автомобилей. Это неизбежно влияет на цену, мы уже наблюдаем рост стоимости в несколько процентов. Производители ее сейчас сдерживают, поскольку у них есть какой-то запас автомобилей, но это не бесконечная история. Рубль продолжает падать, поэтому к концу года мы ожидаем рост цены примерно на 20%, – уверен Жигалов.
Например, Ассоциация «РОАД» занималась изучением роста цен на авторынке и пришла к выводу, что АвтоВАЗ сегодня дорожает в цене в два раза быстрее инфляции.
– Они не выдерживают конкуренции с китайцами, поскольку доля китайцев на рынке увеличилась в три раза, а их доля практически не растет. Помимо этого, у китайцев сегодня есть запасы по маржинальности и огромный модельный ряд – и этот процесс еще только начинается: в Китае 80 автомобильных марок, а лидеры их рынка еще даже не зашли к нам – только присматриваются, – считает Жигалов.
У АвтоВАЗ сегодня есть проблемы с комплектующими, которые тоже не выдерживают ценовой конкуренции. Из-за них, по словам эксперта, на отечественные авто наблюдается повышение цены с начала года в 4%, а у иностранных брендов повышение составило лишь 1%.
– Не знаю, с чем это связано, наверное, с плохим руководством. Субсидирование их производства сегодня покрывает неэффективность: зачем снижать себестоимость, если из бюджета дают субсидии: «Если денег не хватает, мы пойдем, поднимем цены». В общем, АвтоВАЗ фактически стал инициатором повышения цен на сегодняшнем рынке, — подчеркивает Жигалов.
Отметим, что по закону половина средств, вырученных с утильсбора, будет направлена на субсидирование отечественного производителя.
Также, по словам экспертов, о повышении цен на авто может говорить и общая тенденция к подорожанию различных услуг: авиабилетов, грузоперевозок и других.
— Но с другой стороны, если цена вырастет, упадет спрос: люди не будут просто покупать и ждать, что рынок пойдет вниз. Но, возможно и наоборот, что все будут ждать повышения и начнут покупать машины, – предположили в «Автостате»
ЧТО КУПИТЬ?
Жигалов рекомендует покупать автомобили, у которых сегодня есть официальный сервис, поскольку в современных авто много капризной электроники.
– Многие автомобильные бренды сегодня отключили инженерную поддержку в России: невозможно обновить ПО или еще что-то. Также при покупке стоит обратить внимание на доступность запчастей, — делится специалист.
Поэтому выбирать нужно либо старую иномарку, в которой «нечему ломаться», либо новую машину с поддержкой официального дилера. Например, новый Москвич у официального дилера сегодня в Казани можно купить от двух миллионов 250 тысяч рублей – без учета скидок и льгот. По льготному кредитованию есть возможность сэкономить на машине до 300 тысяч рублей.
В «Автостате» подчеркивают, что сегодня стоит покупать любой автомобиль, поскольку цены растут и покупатель в любом случае сохранит свои деньги. Для этого также важно покупать машину не дороже рыночной стоимости – перед покупкой необходимо сравнить цену на досках объявлений. Эксперты рекомендуют отдавать предпочтение «японцам» или «корейцам» — они ликвидные и понятные в обслуживании, плюс на них нетрудно достать запчасти.
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»