Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку


Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Московскому рынку 47 лет. За это время территория стала излюбленным местом казанцев. Причина проста — здесь можно найти все, что нужно. Новый владелец хочет превратить базар в современное общественное пространство. Нужно ли это рынку и его постоянным посетителям? Об этом — в материале Inkazan.Сюжет

ОПГ, бунт и пожар: биография Московского рынка

Московский рынок расположился на пересечении улиц Шамиля Усманова и Декабристов еще в 1976 году. В 1990-х контроль над территорией перешел казанской преступной группировке «Низы». Как писали местные СМИ, вплоть до 2003 года каждый предприниматель, имеющий точку на рынке, платил в «общак» бандитов.

В настоящее время перед входом в Московский рынок со стороны метро дежурит полиция, а вдоль торговых рядов — охранники с рациями. В симбиозе с не изменившимися с того момента ларьками и палатками это погружает покупателей в постсоветские времена — атмосфера понятна даже тем, кто родился намного позже тех лет.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

В 2000 году рынок принялись расширять, а его крытую часть реконструировать. Тогда первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев посетил территорию, заявив, что она слишком многолюдная и решить проблему поможет лишь строительство нового рынка в Ново-Савиновском районе.

Спустя 6 лет плотная застройка возмутила Роспотребнадзор. На тот момент глава управления Алмас Имамов заявил, что Московский рынок не имеет санитарно-защитной зоны, а расстояние между палатками и расположенными рядом домами «не выдержано».

Владельцы точек на рынке взбунтовались риском закрытия. «Что ж, власти не понимают, что, закрыв рынок, как грозятся санврачи, на 90 дней, они не просто разорят 1 200 мелких предпринимателей, а еще и несколько тысяч работников рынка с семьями пустят по миру, отняв у них работу?» — обращался к СМИ председатель инициативной группы предпринимателей Московского рынка Валерий Самуйлин.

Рынок тогда не закрыли. Не исключено, что город действительно встал перед страхом лишить рабочих мест тысячи казанцев. В 2010 году плотная застройка приняла новый уровень: через рынок вдоль жилых пятиэтажек власти проложили трамвайную линию. Это повергло местных жителей в шок.

Покупатели обеспокоились загрязнением продуктов от пыли проезжающих мимо составов, а владельцы квартир — звуками и вибрациями от движения общественного транспорта. За 13 лет с этим пришлось смириться.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

В 2015 году на Московском рынке загорелась крыша пристройки у торгового центра «Тюбетейка». Представленный в виде 7-этажного офисного здания и башни-барабана объект возвели в 1978 году. Здесь изначально располагались цеха по производству национальной одежды и проводились показы местных дизайнеров.

После происшествия владелец здания провел капитальный ремонт комплекса: рабочие поменяли коммуникации, вернули панорамные окна и обновили мозаику на фасаде. На реставрацию ушло 10 млн рублей. И оно того стоило: 45-летняя «Тюбетейка» негласно стала символом Московского района из-за своей необычной формы и росписи.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

175 млн за старый лабаз и крысиные норы: идея нового владельца

Новый виток в судьбе Московского рынка наступил в марте 2022 года. Тогда, спустя девять лет попыток, базар продали московскому бизнесмену Валерию Аржинту. И если в конце 2013-го цена рынка составляла 247 млн рублей, то новый хозяин приобрел его за 175 млн. Официально владельцем территории стала компания «Казантик».

В 2022 году выручка Московского рынка составила 64,5 млн рублей, а чистая прибыль ушла в минус на 2,9 млн. Самым убыточным годом, согласно отчетным данным, оказался 2021-й: тогда чистая прибыль рынка тогда составила -12,8 млн рублей. Стоит заметить, что и официально персоналом значатся лишь 33 человека.

В настоящее время на Московском рынке есть буквально все — от овощей и рыбы до веников и постельного белья. Из-за этого место популярно не только у жителей Московского, но и казанцев из Кировского, Авиастроительного и Ново-Савиновского районов.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Ликвидировать перспективное место, находящееся в 30 метрах от станции метро Яшьлек, новый хозяин не намерен. Планируется, что вдоль улицы Декабристов здесь появится сквер, ради которого снесут 17 павильонов, а лабаз обустроят по типу столичных фуд-молла «Депо» или Даниловского рынка.

Уже известно, что созданием гастромаркета на месте Московского рынка займется санкт-петербургское бюро DA Bureau. Проект еще не утвержден. Мэрия и Институт развития Казани отказались прокомментировать Inkazan его концепцию и сроки сдачи.

Официально заявлено, что перед рынком исключат торговые активности, а «Тюбетейку» не снесут. В настоящее время рабочие начали разбирать лишь купольную крышу главного здания рынка. Сам объект обнесен высоким забором, на котором наклеены яркие буклеты, обещающие скорое обновление.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Корреспондент Inkazan побывал на Московском рынке и попросил продавщицу точки на первом ряду прокомментировать появление парка на территории. «Нахрен он нужен — вот мой комментарий. Здесь все так думают», — сказала она, не желая представляться. Собеседница назвала район «общажным», считая, что общественные пространства в этом месте не нужны.

«Вот парк, вот парк», — начала указывать по сторонам сотрудница одного из павильонов Алия, — «Пусть тот же парк Химиков в порядок приведут сначала», — заключила она.

А вот покупатель Денис, выбирающий на рынке перчатки, заявил Inkazan, что обрадовался новостям об обновлении территории. «Мне кажется, очень круто, когда из места, где крысы, грязные руки продавцов и другая антисанитария, сделают современный маркет. Шаг вперед для города, что-то новенькое», — сказал местный житель.

Казанцы действительно множество раз жаловались на антисанитарию, царящую на рынке. Например, в апреле 2022-го на территории обнаружили огромное количество крысиных нор и другие следы жизнедеятельности грызунов. Здесь также не раз фиксировали скопление бытового и строительного мусора.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Казанский урбан-активист Дмитрий Сагдеев считает, что проблема заключается в том, что за годы существования рынка, который изначально задумывался преимущественно продуктовым, он оброс кучей палаток, ларьков, кафешек и рюмочных, микроторговых центров и цветочных киосков. В бывших проходах как грибы выросли многочисленные капитальные строения. И все это — без четкого плана застройки.

«Все это превратило окружающее пространство в помойку. Вместо газонов появились грунтовые парковки для машин, вместо проездов и проходов — запутанные джунгли. Хаотичная торговля притягивает лиц без определенного места жительства, а на бомжа и бар 24 часа бежит», — заявил он Inkazan.

Выгодно и безопасно: «новый» Московский рынок — это хорошо?

Коммерческий директор «Альфа Констракт» Олег Каржавин в разговоре с Inkazan объяснил, что у девелоперов при покупки объекта есть два варианта: снос и строительство нового или капитальный ремонт старого.

В первом случае много времени нужно потратить на согласование и получение разрешения на строительство. А потому капремонт или реконструкция проще с бюрократической точки зрения.

«Редевелопмент обычно выгоднее, чем строительство нового здания. Облик старого здания сохраняют, меняют окна и инженерное оснащение — за год можно сдать объект с новой концепцией. Так новую жизнь получили „Депо“ и „Три вокзала. Депо“», — объяснил эксперт.

Редевелопмент старых рынков также популярен. Например, в Москве на Усачевском и Даниловском рынках по-прежнему можно купить овощи и фрукты, но теперь это и место притяжения молодежи с кафе и ресторанами. Арендные ставки там высокие, а средний чек посетителя — 1 тысяча рублей, заявил собеседник.

«Для таких объектов важна проходимость, поэтому проект на месте ларьков Московского рынка в Казани — выгоден для бизнеса. Среди общепита поблизости — только фаст-фуд. И хотя объект расположен не в центре, рядом с рынком есть метро и торговые ряды. Новый гастромаркет может стать точкой притяжения как горожан, так и туристов», — уверен Каржавин.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Сагдеев также уверен, что расположение рынка абсолютно выигрышно, учитывая, что это далеко не центр Казани. По его словам, территория располагается на пересечении крупных районных транспортных и пешеходных потоков — своеобразное сердце Московского района. Вторым таким же является, например, Разъезд Восстания. «Оно так или иначе будет приносить доход», — уверен собеседник.

«В нашем городе уже имеется много популярных локаций, расположенных совсем не в центре, таких как клубные рестораны на Сибгата Хакима, да и фактически каждый квартал у крупного торгового центра, рынка и крупных транспортных узлов», — заявил Сагдеев.

Московский рынок — не исключение, считает урбан-активист. По его мнению, формат продуктового гастромаркета как раз кстати, поскольку спрос на свежие фермерские и экологичные продукты не то, что никуда не делся, а вполне себе растёт.

«Наверное, единственное, что я бы оставил от старого рынка — это отдел со стройматериалами, но тоже привёл его в порядок и переместил в капитальное здание», — добавил собеседник.

Из базара в модный фудмолл: нужна ли реновация Московскому рынку

Ксения Наумова, преподаватель кафедры дизайна и архитектуры Университета «Синергия» и основатель стартап проекта «Дизайн Машина», в разговоре с Inkazan заявила, что продуманные фудмоллы вместо стихийных рынков или, например, современные арт-кластеры на месте заброшенных заводов — это, прежде всего, безопасность.

«Как показывает мировой опыт, люди старшего поколения также охотно пользуются новинками, как и более молодые городские жители», — заявила она, отвечая на вопрос о возможном снижении популярности Московского рынка после реконструкции среди пожилых людей.

По мнению эксперта, при работе над рынком важна продуманная стратегия реконструкции, в том числе маркетинговые исследования локации. Наумова уверена, что перед обновлением территории стоит провести опросы жителей, чтобы учесть их мнения и опыт для создания среды, отвечающей их потребностям и предпочтениям.

Главное, чтобы к моменту, когда территория Московского рынка преобразится, концепция фуд-моллов не устарела, а жители все еще были рады созданию сквера — если часть, за которую ответственен бизнес, еще можно верить, то на благоустройство прилегающей территории, которой займется город, отвели 10 лет.

Источник