К чему может привести запрет на экспорт бензина и дизтоплива: мнение эксперта



        К чему может привести запрет на экспорт бензина и дизтоплива: мнение эксперта

Если действие эмбарго продлится после уборочных работ, нефтепереработка может сократиться.

Россия приостановила экспорт бензина и дизельного топлива после резкого роста оптовых цен и дефицита дизтоплива. Таким образом Правительство пытается пресечь серый импорт при вывозе топлива за рубеж, которое приобреталось для потребителей в нашей стране. Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит рассказал журналисту KazanFirst, к чему приведет эта мера.

Эксперт уверен, что цены на внутреннем рынке упадут, но вырастут на экспортном. По его словам, власти следят, чтобы цены на заправках не росли быстрее инфляции, при этом оптовые цены повышаются, а стоимость топлива на АЗС остается по сути фиксированной. 

– Приостановка экспорта должна почти сразу ослабить давление на оптовые цены и в ближайшее время устранить дефицит дизеля в регионах. Однако на международных рынках уход российской продукции приведет к росту цен, особенно на дизтопливо: обычно Россия экспортирует около 230 тысяч баррелей бензина в сутки (около 25% производства) и порядка 960 тысяч баррелей дизеля (50% выпуска), но с начала года экспорт дизтоплива вырос до 1,1 миллиона баррелей, а бензина – упал до 120 тысяч баррелей в сутки. Поэтому последствия для международного рынка дизельного топлива, где цены уже растут, могут быть значительными, – пояснил Смит.

Он также обратил внимание, что оптовые рынки России предвосхитили запрет: цены на бензин на этой неделе упали на 12%, а на дизтопливо – на 4%. Смит предположил, что ограничения продлятся всего несколько недель, после чего будет введена более сложная система контроля, позволяющая возобновить экспорт, но, вероятно, только крупным нефтеперерабатывающим заводам. 


        К чему может привести запрет на экспорт бензина и дизтоплива: мнение эксперта

Напомним, что в конце августа регионы начали сообщать о пропаже горючего на заправках и случаях резкого повышения цен. Проблемы синхронно возникли более чем в десяти регионов по всей стране. Особенно остро на ситуацию реагировали аграрии – глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев предупредил на заседании Госдумы, что из-за проблем с топливом могут сдвинуться сроки сбора урожая. 

Специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов заметил, что, хоть запрет на вывоз носит временный характер, однако в документе не указаны конкретные сроки, из-за чего эксперт сделал вывод, что это решение отменят после достижения цели, ради которой он вводился.

– Как только сельскохозяйственные работы по уборке урожая в нашей стране завершатся, можно констатировать факт, что с высокой долей вероятности запрет будет снят, – предположил Вавилов. 

Если же этого не произойдет, и запрет продолжит действовать после уборочных работ, то зимой нефтеперерабатывающие заводы сократят объемы выпуска продукции, что в свою очередь приведет к росту экспорта за рубеж сырой нефти, а эта ситуация может внести разногласия между нашей страной и другими странами-членами ОПЕК+. 

Запрет на экспорт бензина и топлива может снизить маржинальность бизнеса производителей, так как экспортные цены выше внутренних, предупредил аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских. Он обратил внимание, что издержки могли лечь на конечного потребителя, но благодаря всеобщему запрету предложение внутри страны будет существенно превышать спрос, что будет способствовать снижению цен на АЗС.

Источник