С первого января 2024 года «Седьмое частное автотранспортное предприятие» Зеленодольска планирует отказаться от перевозки льготников. Соответствующее письмо в Минтранс республики направил Дмитрий Грузков, руководитель группы компаний зеленодольских ПАТП, в которое входит и «семерка». В письме Грузков заявил об убытках компании из-за слишком низкой компенсации льготного проезда – она не индексировалась больше четырех лет.
По данным руководителя ЗПАТП, упущенная выгода Седьмого предприятия только за январь и февраль 2023 года составила более двух миллионов рублей – просьбу пересмотреть тарифы по льготникам Грузков отправляет во все инстанции, но исполком, Минтранс и Кабмин Татарстана лишь показывают друга на друга пальцем: мол, вот они принимают решение, но не мы.
«Вечерняя Казань» поговорила с представителями как зеленодольских, так и казанских автотранспортных предприятий, а также отправила запрос в Минтранс и Кабмин республики, чтобы понять: останутся ли пенсионеры Зеленодольска без льготного проезда?
ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Схема перевозки льготников проста: ПАТП обслуживает их по сниженной цене благодаря проездному – эта цена делится на количество поездок и так составляется ее средняя сумма. По закону она не может превышать 20 рублей.
Если льготный проездной стоит 581 рубль, а его владелец совершил 29 поездок в месяц, средняя стоимость проезда составит 19,78 рубля. Недостающие 22 копейки до заветных 20 рублей компенсируют власти.
В 2024 году проездной для льготников будет стоить 605 рублей – и тогда при тех же 29 поездках в месяц перевозчик окажется в положении, когда он сам будет вынужден доплачивать за льготника, поскольку средняя сумма поездки будет уже 20,86 рубля.
Собственно над поднятием этого 20-рублевого потолка и бьется Грузков и прочие перевозчики уже пятый год – по мнению руководителя группы компаний зеленодольских ПАТП, потолок должен расшириться до 35 рублей, иначе автотранспортное предприятие Грузкова просто перестанет обслуживать льготников – пенсионеры, ветераны ВОВ, инвалиды и прочие категории граждан будут оплачивать проезд по обычной стоимости.
Собеседник издания уверяет: больше всего этот потолок бьет по частным ПАТП, поскольку государственные автотранспортные предприятия могут обновить свой парк на бюджетные средства, а частники вынуждены покупать новые автобусы своими силами. Не удивительно, что в таких условиях они не хотят платить еще и за льготников.
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛЬГОТНИКОВ ЗАКОННО?
Законность своих намерений зеленодольский перевозчик проверил в федеральном Минтрансе – в письме от 20 июля 2022 года ему ответили, что при отсутствии согласования размера компенсации за льготный проезд предприятие не обязано обслуживать определенные категории граждан.
Вопросы от перевозчиков летели не только в Минтранс, но и в исполком Зеленодольска (письма также находятся в распоряжении редакции). Если цена проезда льготников останется на том же уровне, Седьмое автотранспортное предприятие просто перестанет их обслуживать.
– Чтобы вы понимали, на сегодняшний день федеральные льготники – это дети до пяти лет в междугородних автобусах и дети до семи лет в городских автобусах. Остальные категории граждан не являются федеральными льготниками, им выплачивают единовременные денежные выплаты каждый месяц с 2004 или 2005 года. Льготный проезд в их отношении – это вопрос соглашения, а если соглашение заранее убыточно: зачем его подписывать? – считает Грузков.
Он также привел цифры за январь – только за месяц 2023 года упущенная выгода «семерки» составила 1 миллион 28 тысяч 460 рублей. А чистый убыток – 39 479 рублей. Все это рассчитывалось исходя из данных о 68 564 перевезенных пассажиров и вырученных с проездных 54 260 рублей. Также в расчете учитывались 14 780 рублей, которые перевозчик получил от властей в качестве компенсации (те самые 22 копейки за человека).
При этом, по данным системы «Контур.Фокус», чистая прибыль ООО «Седьмое частное автотранспортное объединение» составила 15,4 миллиона рублей по итогам 2022 года.
В то время как, например, казанский МУП «ПАТП № 2» за тот же период показал 139,7 миллиона чистого убытка.
КТО ВИНОВАТ?
На предупреждение руководителя ЗПАТП отказаться от обслуживания льготников исполком Зеленодольска ответил, что письменно обратился к руководству Татарстана с предложением утверждения новых показателей субвенций в размере 30 рублей для внутригородских маршрутов. Это письмо датировано 26 октября 2023 года.
«Вечерняя Казань» обратилась в пресс-службу раиса Татарстана, чтобы узнать статус этого запроса – там заявили, что за тарифы отвечают Кабмин и министерство транспорта.
В Минтрансе республики заявили, что соответствующий вопросы курирует Госкомитет Татарстана по тарифам, а там нам заявили, что решение о регулировании тарифов принимается органом местного самоуправления. В общем, замкнутый круг.
И только в Минтрансе предоставили хоть сколько-нибудь не обезличенный ответ: в пресс-службе министерства нам рассказали, что о проблеме властям известно и решение ее активно будет обсуждаться на большом собрании после получения городом новых автобусов.
Это также подтвердил и руководитель Казанского автотранспортного предприятия № 2 Альберт Мухаметшин.
– У нас планируется обновление подвижного состава – это же происходит за счет города, это же тоже непосредственно отношение к тарифам имеет. И их при этом согласует исполком города и министерство транспорта, так что, я думаю, ближе к Новому году будет понимание, – подчеркнул Мухаметшин.
Он также рассказал, что автобусы появятся в Казани не позже второго квартала 2024 года.
Фото: Павел Хацаюк/Вечерняя Казань