Авиастрой — самый промышленный и удаленный от остальной части города район. «Вечерняя Казань» узнала о планах по развитию территории и почему железная дорога и самолеты скорее мешают ей, чем помогают.
Авиастроительный район Казани образован в 1994 году из большей части территории упраздненного Ленинского, а также из куска Московского района. Визитная карточка Авиастроя — большое количество промышленных предприятий. Крупнейшие из них — вертолетный завод, КМПО, авиационный завод им. С.П. Горбунова. По численности населения картина противоположная — официальные данные гласят, что на начало 2023 года в районе насчитывается 118,5 тысячи человек, это шестой показатель из семи районов Казани. Больше 43 тысяч из них живут в частном секторе, в поселках Северный, Ново-Караваево, Сухая Река, Кадышево, Щербаково, Борисоглебское и других. В результате локальной реформы управления городом в 2010 году администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов объединили в одну.
Важно держать в уме, что Авиастроительный район можно разделить на зоны многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства, отмечает архитектор-урбанист Вероника Ямилова в беседе с «Вечерней Казанью». Всего на четырех квадратных километрах многоэтажной застройки проживает две трети жителей района, а оставшиеся 34 квадратных километра отведены поселкам, промышленным территориям и зеленым зонам.
– Поэтому удобства, как и недостатки, для людей их Соцгорода или поселка Северного будут различаться. ИЖС – это территории, где городу объективно трудно работать комплексно ввиду низкой плотности расселения. Здесь наблюдаются классические проблемы: низкая плотность инфраструктуры и отсутствие регулярного общественного транспорта, поэтому мы видим повышенный уровень автомобилизации и ситуацию, когда люди де-юре живут в городе, но де-факто вынуждены ехать «в город» за услугами и работой, – говорит урбанист.
Самый громкий скандал в Авиастроительном районе за последнее время – смерть 14-летнего мальчика на железнодорожном переходе близ станции 795-й километр. Дело в том, что вагоны часто блокируют переход, который является для пешеходов единственной возможностью перейти на другую сторону улицы. Поэтому казанцы протискиваются между вагонами или перелезают их — так поступил и подросток, но задел провода и получил смертельный удар током. Уже после происшествия РЖД и казанские власти не могут определиться, кому обустраивать смертельный переход.
«КАМЧАТКА» КАЗАНИ
Про Авиастроительный район городские власти, как бы оправдываясь, часто говорят, что он ничем не отличается от других районов и вообще не так удален от остальной части Казани. Впрочем, для соединения Авиастроя с городом еще в 2008 году построили автодорогу у авторынка на проспекте Амирхана в Ново-Савиновском районе до улицы Дементьева. Также в генплане города намечено строительство улицы общегородского значения от Амирхана и до новой дороги-дублера улицы Мира вдоль железнодорожных путей, возведение которой тоже пока только в планах (в генплане обозначена как проезд № 15), сообщили «Вечерней Казани» в мэрии города.
Главной «болевой точкой» района видит его слабую транспортную доступность и заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ профессор Александр Дембич. И наблюдается данная проблема во всех частях Казани, отдаленных от центра.
– Для Казани метро – затратный вид транспорта, а вот скоростные трамваи нашему городу бы подошли. Речь идет о тех трамваях, которые останавливаются не через каждые 400–500 метров, а через два–три, а иногда и четыре километра. Своеобразные городские электрички. В российских городах опыт их использования есть. Для столицы Татарстана было бы хорошо, чтобы параллельно с обычными автобусами, трамваями и троллейбусами появилась бы серия транспортных коммуникаций скоростного типа. И нужно скоординировать их с маршрутами обычного транспорта. Но тут уже становится актуальным вопрос об установлении единого билета, – рассуждает профессор.
В генплане говорится и о планах соединить промышленные и жилые зоны северной части Казани. Для этого предусмотрено строительство улицы общегородского значения, параллельной трассе М-7, от участка проезда № 15 и до улицы Химической.
Также городские власти планируют масштабное обустройство дорог в районе. По одной из схем реконструкция пойдет с улицы Школьной в жилмассиве Борисоглебское, затем в северном направлении построят участок дороги до улицы Новой в Кадышево, далее работы коснутся дорог на улице Советской с выходом на М-7. Предусмотрены и работы на транспортной развязке на улице Песочной, на пересечении с магистралью М-7. Но все эти планы – дело не ближайших лет, дедлайн – 2040 год.
Урбанист Дмитрий Сагдеев также считает транспортную удаленность Авиастроя ограничителем его развития – район отделен от остальной части города железной дорогой, причем магистральной, по которой поезда ходят чуть ли не каждые пять минут. Поэтому каждая новая дорога там должна сопровождаться возведением моста или тоннеля, что сильно осложняет строительство и делает его более затратным.
– Есть железная дорога, отделяющая весь район от города. Возникла проблема, что всего два въезда в район. И появилась дорога через улицу Амирхана. Но в часы пик этого недостаточно, – говорит Сагдеев.
А Вероника Ямилова отмечает, что из-за того, что район фактически отрезан от остальной части Казани железной дорогой, основную связующую функцию выполняют всего две дороги – улицы Копылова и Петра Витера. Городские власти уже пытаются уменьшить трафик движения в сторону центра с помощью ввода прошлой осенью перехватывающей парковки у станции метро «Авиастроительная». Спикер считает это хорошим решением и надеется, что данная мера может побудить жителей пересаживаться с автомобилей на общественный транспорт.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ, А МНОГОЭТАЖКИ ПОТОМ
Конечно, благоустраивать Авиастроительный район будут не только новыми дорогами и магистралями. Так, по утвержденному в 2021 году проекту планировки улицы Миля планируется возведение нового микрорайона на восемь 15-этажных домов. Городские власти обещают не допустить в новых зонах жилой застройки коллапса с объектами инфраструктуры – для этого построят школу на 1224 места и детсад на 340 мест.
– Территории многоквартирных домов Авиастроя – это классические спальные кварталы разных эпох. Несмотря на моральную и физическую усталость самих объектов Соцгорода, это очень комфортные и зеленые кварталы с точки зрения своей планировки, которые подарили соседствующим позднесоветской и современной застройке территорию парка «Крылья Советов», – рассказывает о нынешнем облике жилой территории района архитектор-урбанист Ямилова.
Есть у исполкома планы и на другие улицы района авиастроителей. Проект планировки и межевания территории улиц Чапаева, Максимова, Побежимова и Ленинградской, утвержденный в 2018 году, предусматривает строительство шести 10- и 11-этажных домов на почти 1800 жителей. Есть в проекте и два многоуровневых паркинга на 600 мест. Строительство новых школ и детских садов документом не предусмотрено.
Урбанист Сагдеев основную трудность в расширении жилой застройки в районе видит в наличии на его территории двух испытательных аэродромов — «Борисоглебское» завода имени Горбунова и аэродрома КВЗ.
– Это ограничивает высотность строительства домов. А поскольку значительная часть территории района застроена малоэтажными домами частного сектора, то реновация становится невыгодной застройщикам. Помните, в 2016 году «Унистрою» пришлось «срезать» восемь этажей для многоквартирного дома – планировали 19, но из-за близости аэродрома разрешили только 11 этажей возвести, – рассказывает собеседник «Вечерней Казани».
ОСТАВИТЬ ЗАЛОЖНИКОМ ИСТОРИИ ИЛИ ВДОХНУТЬ НОВЫЕ СМЫСЛЫ
Для предоставления участков многодетным семьям городские власти в 2017 году утвердили проект планировки и межевания территорий неподалеку от трассы М-7. Ориентир – с восточной стороны участок граничит с СНТ «Чайка». Величина территории – 66 гектаров, исполком хочет образовать там 309 участков площадью от 7 до 12 соток для передачи семьям.
В зародыше планировка территории западнее жилмассива Кадышево. Там хотят разместить жилую застройку и объекты социального, культурного и бытового назначения. Однако пока проект не утвержден — из-за неопределенности с транспортной инфраструктурой.
При всех достоинствах у утвержденных и планируемых городскими властями проектов планировки есть один минус – нет конкретных сроков их воплощения в жизнь. Сейчас же в районе реализуют, скорее, «косметические» изменения. В октябре ввели одностороннее движение на улицах Вересаева, Ударной, Пржевальского и Камчатской – городские власти надеются, что это поможет уменьшить заторы в северной части Казани и повысит пропускную способность на данном участке до 4,6 тысячи машин в час.
Авиастроительный район оказался заложником своей истории, когда жилье для рабочих строили прямо рядом с производством, а соседствующие поселки включили в черту города, подытоживает архитектор-урбанист Ямилова. Шансы вдохнуть новую жизнь и смыслы в эти пространства, увидеть новые центры притяжения в бывших производственных помещениях малы из-за оторванности от остальной Казани. Впрочем, городское руководство пытается «выйти из центра города», взявшись, например, за реконструкцию Московского рынка. Кто знает, может, и Авиастрою повезёт. Пока же более вероятная судьба для местных складов и цехов – оказаться площадками строительства для будущих ЖК и еще больше увеличить количество пробок на городских дорогах.
Фото: «Вечерняя Казань» / Павел Хацаюк