Как фестиваль Софии Губайдулиной «Конкордия» приучает к современной музыке


Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Конкордия» проходит в Казани уже в 13-й раз. Это проект Госоркестра Республики Татарстан, и его афиша резко отличается от других подобных форумов. Ведь обычно фестивали современной музыки сосредоточены на камерных форматах, проходят в небольших залах, но в данном случае мы имеем дело с объемными симфоническими партитурами, одним из главных в столице Татарстана Концертным залом имени Сайдашева на 700 мест, базовой площадкой оркестра.

Как фестиваль Софии Губайдулиной "Конкордия" приучает к современной музыке

Предоставлено пресс-службой ГАСО Республики Татарстан

Само понятие «современная музыка» в программах «Конкордии» трактуется весьма широко. Это далеко не только произведения сегодняшнего и вчерашнего дня: отсчет начинается с середины XX века или даже раньше. Условно говоря, Шостакович и Прокофьев — тоже целевые авторы «Конкордии». Благодаря такой концепции худрук и главный дирижер ГАСО Татарстана Александр Сладковский приучает слушателей к современной музыке аккуратно, постепенно, а потому на «Конкордии» всегда аншлаги — собирается самая широкая публика. И еще важно, что этот фестиваль — не просто панорама музыки ХХ-ХХI веков, но и парад ярких солистов и дирижеров разных поколений, направлений и школ, включая зарубежных. В этом году, к примеру, участвуют музыканты из Китая, США, Испании, Италии, Армении и, конечно, России.

Яркой иллюстрацией всему сказанному стала программа 22 ноября, которую обрамляла музыка Шостаковича: в качестве своеобразной увертюры прозвучало Адажио из балета «Светлый ручей» (1935), а в финале мы услышали Девятую симфонию (1945). Оба произведения сегодня воспринимаются как знакомая и любимая классика, они доступны, легки и приятны, радуют слух даже самых неискушенных слушателей. Позитивным опусам Дмитрия Дмитриевича резким контрастом прозвучал в тот вечер Первый концерт для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке. Огромные звуковые массы, которые обрушиваются на слушателя, создают ощущение страшной катастрофы. Виолончель, как одинокий голос человека во Вселенной, пытается противостоять этому ужасу, но силы явно неравны: рваные фразы виолончельного монолога тонут в потоке мрачных оркестровых тутти. Концерт сегодня звучит более чем актуально и свежо, хотя был написан в 1986 году. Как ни удивительно, он по сей день не издан. Стоявший за пультом в этот вечер китайский маэстро Кристофер Чен (с 2022 главный приглашенный дирижер ГАСО Татарстана), показал мне удивительный документ: партитуру handmade, всю в композиторских правках, помарках, зачеркиваниях. В партии виолончели порой вместо нот просто волнистая черта — место для импровизации.

Произведение это протяженное: четыре части длятся 45 минут, почти вдвое дольше, чем 9 симфония Шостаковича (музыку которого порой так напоминает). И оно, конечно, архисложное — возможно, поэтому его так редко исполняют. В свое время Концерт был написан для Натальи Гутман, и она, конечно, его много играла. Но за ней последовали немногие: Давид Герингас, Александр Князев и вот теперь — впервые! — этот опус Шнитке исполнил Сергей Словачевский, концертмейстер виолончелей оркестра Мариинского театра. Я поинтересовалась: неужели артист выучил произведение лишь для единственного выступления в Казани? Оказалось, нет. Сергей напомнил, что в следующем ноябре исполняется 90 лет со дня рождения Шнитке, так что Казань — только начало пути. Концертом уже заинтересовались в Волгограде, Петербурге и Москве, где Сергей планирует его сыграть.

Ну, а кульминацией вечера стал новый, написанный в 2023 году, Концерт для органа с оркестром «Великий шелковый путь» Эльмира Низамова — молодого, но уже весьма именитого казанского автора. Несколько лет назад он стал «композитором-резидентом» ГАСО Татарстана, с тех пор его сочинения постоянно находятся в репертуаре оркестра. «Шелковый путь» родился благодаря конкурсу «Ноты и квоты» Союза композиторов России, мировая премьера состоялась на органном фестивале ГАСО РТ в Казани в марте 2023. Любопытно, что это первый органный концерт в татарстанской музыке.

«Я люблю перекрестные эксперименты, — рассказал мне об идее произведения Эльмир Низамов. — Вот, скажем, орган — казалось бы, сугубо западный инструмент, олицетворение католической музыки. Но почему бы не поместить его не в привычную стилистику — барочную, духовную или авангардную — а в ориентальную? Ведь что такое «шелковый путь»? Путешествие с Востока на Запад, символ движения между разными культурами».

Получилось органично, ярко: четыре контрастные друг другу части («Караван», «Песчаная буря», «Оазис», «Восточный базар») зримо рисуют красочные картины, возникающие на этом «шелковом пути». Кажется, восточный фолк буквально рассыпан по партитуре, но нет: как оказалось, Эльмир не использовал ни одной подлинной мелодии. «Это не цитаты, а стилизация в духе «русского востока» Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова», — поясняет автор.

Как и в день мировой премьеры, солировала московская органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, и ей явно удалось поймать изюминку сочинения, которое она сыграла колоритно, эффектно: «Концерт Эльмира Низамова был написан для меня, и я с удовольствием его играю. Он нетривиален, отличается от других концертов восточным «акцентом», написан с глубоким знанием инструмента. Уверена, что у этого произведения большая судьба, и, например, у нас уже есть приглашение сыграть его в Калининградском соборе в октябре следующего года».

Госоркестр Татарстана, который весь вечер находился на сцене, демонстрировал виртуозное владение разными партитурами, а ведь за месяц («Конкордия» проходит с 8 ноября по 9 декабря) коллектив сыграет шесть не повторяющихся программ, среди них много совсем нового: от мировой премьеры пьесы современного итальянского автора Фабио Вакки «Ночные голоса» (9 декабря, дирижер Алессандро Каддарио) до трех казанских премьер, которые прозвучат вечером 6 декабря: «Чехов-Симфония» Радвиловича, «Тишина и возвращение» Циммермана и Концерт для виолончели с оркестром Барбера (солист — Александр Рамм, дирижер — Алексей Рубин).

У дирижера Кристофера Чена для его новых подопечных сплошные восклицательные знаки: «Это фантастический оркестр, они так вовлечены в работу! Какая у них медь, какие струнные и вообще — какое чувство ансамбля! Работать с таким оркестром — одно удовольствие, и можно сосредоточиться на самом главном — собственно на музыке».

Источник