Как особые дети из Казани стали востребованными музыкантами


Мы не так часто встречаем на улицах детей с ограниченными физическими возможностями, но это не означает, что их нет. К сожалению, им недоступны многие радости детства и творчества, но занятия музыкой для них не только способ социализации, но и возможность облегчить физическое состояние. В этом уверена педагог по вокалу Елена Захарова.

Как особые дети из Казани стали востребованными музыкантами

Ребята, пришедшие в студию «НеЗаМи», как правило, остаются здесь надолго. / Из личного архива Елены Захаровой

После консерватории и театра

Елена Борисовна, планируя свою музыкальную деятельность, вы, наверное, не предполагали такого поворота судьбы, не рассчитывали посвятить работу детям с ОВЗ?

Елена Захарова: Я начала свою карьеру после окончания музыкального училища в Йошкар-Оле. Первое высшее образование получила как дирижер-хоровик в Казанской консерватории. После этого работала в хоре оперного театра с 1996 по 2010 год. С тех пор и началась любовь к академическому пению. За такой длительный период я получила отличный жизненный и творческий опыт. Мне довелось наблюдать творчество замечательных солистов, постановщиков, режиссеров.

В 2010 году я перешла на преподавательскую работу в музыкальный колледж уже опытным специалистом. На отделении вокального искусства мне поручили вести предмет «Постановка голоса», что подвигло меня вновь поступить в консерваторию для получения второго, уже вокального образования.

Познакомила меня с детьми с ОВЗ Диляра Залялиева. Она окончила музыкальную школу, и ее привели ко мне заниматься вокалом. Немного позже мама Диляры Флёра Ильдусовна Залялиева, она же руководитель Фонда помощи детям с ОВЗ, пригласила меня преподавать вокал в студию при фонде. Так в моей жизни появилась студия «НеЗаМи» и началась работа с необычными детьми.

Привить вкус и культуру

Каждый педагог понимает, что хочет увидеть как результат своей работы. Какова ваша профессиональная цель?

Елена Захарова: Уверена, что даже среди вполне здоровых детей, занимающихся музыкой, достигают творческих вершин единицы. Настоящая музыкальная одаренность — большая редкость. Главная же задача педагогов — привитие подрастающему поколению музыкальной культуры. Мы должны заполнить концертные залы молодежью, воспитать у нее хороший вкус. Это важно для общего развития детей и общества в целом. Хорошо известно благотворное воздействие музыки на развитие интеллекта, аналитические способности человека, память, возможность принимать правильные решения в любой жизненной ситуации и на умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Но дети с ОВЗ особые…

Елена Захарова: Да, но цель все та же — развитие. Любой ребенок с ограниченными физическими возможностями имеет проблемы с восприятием внешней информации и с управлением своим телом. Плохо видящие дети, и особенно незрячие, с трудом ориентируются в пространстве. Им сложно объяснить, что такое «верх-низ», «светло-темно». В таких случаях лучше объяснять через эмоции — «грустно-весело» или через ощущения — «слабо-сильно».

Им трудно донести технику выполнения некоторых звуков. Например, чтобы спеть звук «У», я могу попросить вытянуть губы трубочкой, но ребенок не понимает и пытается растянуть губы в улыбке. Тогда приходится дотронуться и пальцами показать, что он должен сделать мышцами лица, или дать подуть в дудочку, чтобы ему легче было сформировать правильные мышечные ощущения.

Как особые дети из Казани стали востребованными музыкантами

Елена Захарова: Главная задача — привить подрастающему поколению музыкальную культуру. Фото: Из личного архива Елены Захаровой

Безусловно, перед тем как прикоснуться к незрячему ребенку, нужно обязательно спросить у него разрешения, поскольку есть дети, которые боятся чужих прикосновений, их можно просто напугать своими действиями.

Некоторые дети, страдающие ДЦП, не могут стоять, поэтому мы работаем сидя и следим, чтобы не наклонялась вниз голова. Чтобы спина по возможности была прямая. Это важно для правильной координации дыхательных мышц. У таких ребят личностное развитие требует преодоления себя. Им приходится с большим трудом усваивать те навыки, которые обычным детям даются легко.

А как вы подбираете репертуар для своих учеников?

Елена Захарова: В работу стараюсь брать разные по стилю и характеру произведения. Безусловно, это народные песни — русские, татарские, английские, итальянские, произведения советских композиторов, таких как Крылатов, Зацепин, Пахмутова, Шаинский, Дубравин, Минков, Гладков, музыка и песни из фильмов и мультфильмов, бардовские песни, не забываем и классические романсы. Из современных композиторов очень любим песни Петряшевой, Пинегина. Главное, чтобы это была хорошая музыка.

А что в вашем понимании хорошая музыка?

Елена Захарова: Это произведения, написанные профессиональными композиторами на стихи, наполненные смыслом. Хорошая песня должна исподволь формировать отношение к миру, его понимание, она должна нести в себе заряд красоты. К сожалению, огромная часть того, что сегодня слушают люди, это монотонная музыка, не имеющая никакой эстетической ценности, с абсолютно бессмысленными текстами. А вот красивую музыку, например классический романс, очень хорошо воспринимают даже те ребята, которые слышат их впервые.

Недавно в нашей студии мы поставили мюзикл «Бременские музыканты». Это был незабываемый опыт. Родители помогали создавать декорации и костюмы. Ребята самостоятельно пели все партии, а аккомпанировал ансамбль незрячих музыкантов «НеЗаМи». Конечно, такие проекты мы делаем с детьми, уже имеющими определенный певческий опыт и хорошие вокальные данные.

Но у нас учатся и дети, у которых очень узкий диапазон звуков. К примеру, ребенок может точно воспроизвести только 2-3 ноты. Это связано с плохо развитой слухомоторикой, то есть он слышит ноту, но голосом ее воспроизвести пока не может. В таких случаях работаю больше над развитием слуха, а чтобы ребенок не потерял интерес к пению, придумываю несложные песенки на стихи детских поэтов как раз в том диапазоне, с которым юный певец может справиться.

Востребованы публикой

Чем являются для ваших учеников занятия в вокальной студии?

Елена Захарова: Ребята, пришедшие в студию, как правило, остаются надолго. Сегодня в ее составе больше 30 человек. Есть те, кто занимаются в «НеЗаМи» больше десяти лет. Я понимаю, что многие из ребят, которые приходят в студию, не станут профессиональными музыкантами, но такая цель и не ставится. Для них музыка — это способ самовыражения, раскрытия творческих способностей, в чем нуждается каждый человек и в чем сильно ограничены люди с ОВЗ.

А какие формы самовыражения доступны для ваших учеников?

Елена Захарова: Те же, что и для здоровых людей. Мы выступаем перед публикой, и такая возможность есть у каждого участника студии. Не всегда это происходит сразу. Часто новички боятся публичного выступления, и в такой ситуации я никого не тороплю, жду, пока он созреет и сам скажет, что хочет выступить.

Мы даем ребенку возможность овладеть каким-нибудь инструментом. Если у него проблемы с движением, например работает только одна рука, то, конечно, он не сможет играть на гитаре или курае, но есть перкуссионные колокольчики, позволяющие и такому музыканту испытать радость исполнения настоящей мелодии.

Иногда личные таланты и труд дают серьезные результаты. Так, наша гордость — незрячие музыканты, участники группы «НеЗаМи». Они имеют множество международных, всероссийских и региональных наград. Уже больше десяти лет ребята с большим успехом выступают на различных площадках в Татарстане и за его пределами.

У вас есть мечта, которую хотелось бы осуществить?

Елена Захарова: Самая большая на данный момент мечта — чтобы наша студия наконец получила государственное финансирование, а не существовала только на гранты и пожертвования неравнодушных людей. И тогда мы сможем принять в свою дружную творческую семью еще больше талантливых детей с ограниченными физическими возможностями.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №27(9269)
Источник