Как показ в Казани фильма о юноше с аутизмом обнажил проблемы гуманности


В Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ состоялся показ и обсуждение нового короткометражного фильма «Хочу туда».

Фильм режиссера Натальи Омельченко «Хочу туда» — это история Мити, юноши с аутизмом, покоренного музыкой и через нее чувствующего гармонию мира. Но в местный концертный зал его не пускают из-за особенностей поведения. И вот однажды в город приезжает известный пианист. Митя во что бы то ни стало хочет попасть на концерт. Его мечта сбывается самым неожиданным образом — они оказываются на сцене вместе.

Просмотр фильма и его обсуждение прошло в декаду инвалидов по инициативе АНО Центр социальной поддержки «Школа для всех» в рамках проекта «Киноклуб как место для открытий», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. До того, как зрители заполнили зал, нам удалось пообщаться с директором автономной некоммерческой организации и руководителем киноклуба Лией Гильмутдиновой.

Почему выбор картины для просмотра и обсуждения пал именно на этот фильм?

Лия Гильмутдинова: Фильм новый, и он отражает проблематику нашего проекта — неблагоприятное отношение социума к людям с расстройством аутистического спектра (РАС). Мы хотим расширить круг людей, которым понятна тема аутизма, поговорить с ними об отношении и принятии обществом «особенных» ребят. Я сама мама такого ребенка и знаю не понаслышке, как эти дети неудобны везде.

Оказалось, до второго декрета Лия работала в республиканском Минкульте, заведовала сектором кинематографии. Потом поняла, что на госслужбу уже не вернется, но захотела продолжить просветительскую и образовательную деятельность в собственном клубе «Киновзгляд». За два года она научила осмысленному просмотру более 500 детей и родителей.

Все показанное в фильме вам близко. Приходилось ли сталкиваться в Казани с подобными случаями, когда вам с ребенком давали понять, что не хотят видеть в том или ином культурном учреждении?

Лия Гильмутдинова: Да, и не раз. По сюжету фильма молодого человека просто не пускают в зал, лишая возможности слушать и наслаждаться музыкой. Говорят: «Ты всем мешаешь. Уходи!» Эта просто дикая ситуация, к сожалению, не выдумана, а происходит в наше время, в нашем городе. Когда мой ребенок оказывается без меня или без сопровождения тьютора на детской площадке, в учебном или культурном заведении, в детском лагере, мне говорят прямо в лицо: «Уберите своего ребенка, он не умеет себя нормально вести и мешает другим».

Можете назвать учреждения, где с вами так обращались?

Лия Гильмутдинова: Думаю, неэтично будет бросать тень на какую-то конкретную организацию. В конце концов это решение принимали отдельные сотрудники. Они боятся замечаний со стороны других недовольных людей или своей администрации. Им легче запретить вход неудобному ребенку, чем объяснить окружающим, что все мы разные и это нужно уважать. Именно так поступил в фильме герой Безрукова — пианист Николай Карельский. Поэтому и надо смотреть такие фильмы, как «Хочу туда», и говорить об этом.

В чем именно проявляется особенность поведения таких людей?

Лия Гильмутдинова: У них повышена раздражительность. Все, что не идет по их плану, вызывает гнев и тревогу. Сюда накладываются невозможность эффективной коммуникации и сенсорная дезинтеграция. Такому человеку трудно смотреть в глаза… Вот он посмотрит вам в глаза, и для него это все равно что посмотреть на солнце в яркий полдень. Происходит разбалансировка нервного состояния и сознания. И он уже не контролирует свою сенсорику и свои движения, начинает толкаться, злиться, у него проявляется аутостимуляция… В глазах неподготовленного к такому поведению человека ребенок выглядит ненормальным. Он мешает. Начинаются вопросы типа: «Что с вашим ребенком?!» Потом: «Выйдите из зала. Вы мешаете!» Такое не редкость. К сожалению.

Как зовут вашего сына?

Лия Гильмутдинова: Адель. Ему десять лет. Когда он пошел во второй класс в обычную школу, его начали постепенно выдавливать на домашнее обучение. Правда, сейчас его судьба сложилась удачно, он учится в инклюзивной школе — там, где таких ребят понимают и принимают. А это нормальные дети, мало того, часто исключительные, а не дурачки. Кто отнесет к ним Леонардо да Винчи, Эйнштейна, Эдисона, Стивена Спилберга, Стива Джобса? А между тем все это люди с психическими расстройствами, но сумевшие стать великими.

Надо помогать таким деткам развиваться, а не выгонять из залов. У любого аутиста есть свой интерес, он детально изучает какую-то тему. Чаще всего в будущем они становятся прекрасными техниками. Благодаря таким специнтересам аутисты находят профессию и добиваются успехов в ней. Их исполнительность и гиперответственность также поражают любого нормального человека.

У них страдает эпизодическая память, но очень хорошо развита семантическая. Они довольно быстро запоминают фактическую информацию, математические значения и могут все воспроизводить с точностью, решать задачи и примеры не так, как мы, а совсем по-другому, поскольку видят мир по-своему.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №289(9234)
Источник