Летом в российский прокат вышел первый татарский триллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым в главной роли. Умирающую кряшенскую деревню, где снималось кино, теперь хотят сделать местом паломничества взыскательных туристов. Корреспондент «РГ» побывал на месте и узнал подробности.
Водонапорную башню-свечу ради съемок украсили характерными для кряшенской культуры символами. / Олег Платонов
Лучшее зрелище за 30 лет
Деревня Толкияз находится в живописнейшем месте рядом с рекой Мешей в 34 километрах от Пестрецов, в полутора часах езды от Казани. Вокруг поля, лес, звуки природы. Шум цивилизации сюда почти не проникает. Существует деревня аж с 1680 года, но сейчас почти вымирает. По данным переписи 2010 года, в ней проживало всего 68 человек. В летнее время сегодня количество жителей примерно такое же, но зимой в два раза уменьшается. В основном живут тут кряшены, то есть крещеные татары.
Но неожиданно сюда нагрянуло большое количество людей, а также всевозможная техника: огромный желтый съемочный грузовик с кинооборудованием, 15 машин поменьше с иной аппаратурой. И все это для того, чтобы в деревне Толкияз снимать первый татарский этно-триллер «Микулай», который вышел в прокат в России в июне этого года, а сейчас широко представлен на онлайн-платформах. Главные роли сыграли Виктор Сухоруков и Екатерина Агеева. А режиссером картины стал эксцентричный Ильшат Рахимбай.
— Конечно, для местных это было целым событием, — признается татарский режиссер. — За последние 30 лет самым ярким событием в деревенской жизни был приезд автолавки по вторникам. А тут съемочная группа из 50 человек вместе со звездами кино приезжает к ним в деревню! И не только снимают, но и общаются, и обедают за одним столом. Для местных все это было необычным. А еще здесь стоял специальный вагончик для Виктора Сухорукова, где он отдыхал между съемками. Все-таки звезда первой величины. Рядом — вагончик-костюмерная… Местные бабушки с утра приходили со своими стульчиками и зонтиками и наблюдали за процессом.
«Я бы к себе съемочную группу не пустил»
Сам Ильшат Рахимбай буквально влюбился во все, что связано с кряшенским бытом. По его словам, здесь смогли бережно сохранить татарскую культуру. Почти у всех бабушек в сундуках хранятся традиционные костюмы, а татарский язык совершенно другой, чистый, не отягощенный историческим влиянием и современностью.
Поэтому режиссеру хотелось передать в картине всю красоту местных традиций, которые стали фоном повествования. В картине много бытовых подробностей, которые отыскались тут же, в деревне Толкияз. Это и водонапорная башня-свеча, которую ради съемок украсили характерными для кряшен символами, и старые избы с нетронутой аутентичной обстановкой. Сам фильм снят в красно-белых и серых тонах, как бы подчеркивая национальный колорит.
— Деревянные старинные дома, в которых живут деревенские жители, примерно все одинаковые, — рассказывает режиссер «Микулая». — Где именно проводить съемку, зависело от того, насколько хозяева готовы были к самому съемочному процессу. Мы же как «варвары»: если нужно, скажем, свет установить в определенном месте, вбиваем крюк. А где-то надо было разрисовать внутреннюю обстановку домов, чтобы картинка выглядела более богато. Все должно было быть яркое и красивое. Я бы к себе домой съемочную группу точно не пустил!
Это не декорации
Однако некоторым местным жителям киношная история про родную деревню очень понравилась, и они решили ее продолжить. В их числе Людмила Граховская, которая в Толкияз переехала после замужества. Рядом с огромным участком тети Люси — лес и речка, а в старой избе как раз по сюжету и проживала одна из героинь картины Анфиса. Вся обстановка в доме осталась такой же, как в кино. И все здесь готово для того, чтобы принимать туристов.
Людмила Граховская понимает, что это непростое занятие, но попробовать себя в новом деле очень хочется. Тем более когда это может принести не только удовольствие, но и дополнительный доход. Ведь приятно у себя дома принимать гостей и угощать их блюдами из деревенских продуктов. Благо нашлись и те, кто подобных путешественников готов зазывать.
Семейная пара Тимур и Камилла Тукаевы начали свой туристический бизнес во время пандемии. Тогда границы были закрыты, и они подумали, почему бы не разработать маршруты вблизи своего дома? Ведь можно классно путешествовать даже в течение одного дня и увидеть невероятные красоты и пейзажи.
— Если Семрук, где снимался сериал «Зулейха открывает глаза», это просто декорации, то здесь для съемок кино взяли самую настоящую деревню, хоть и с выдуманной историей, — говорит Камилла Тукаева. — Зрители, приезжая в Толкияз, видят, что местные жители до сих пор так и живут, как в фильме. Семрук прежде всего привлекает красотой бескрайней Камы, но мало кто, посещая Лаишевский район, ассоциирует его с рекой Ангарой, как в романе. При этом сам поселок в книге — место жесткое и неприятное. Но там уже и свет провели, и брусчатку положили. Все для туристов. А тут уникальная связь. Сами избы являются декорацией фильма.
Камилла Тукаева прекрасно осознает, что Толкияз — это не массовое направление, и что часто бизнес тут зависит от настроения местных жителей. Не каждый согласится принимать гостей на постоянной основе. Поэтому семейная пара думает разбить неподалеку палаточный лагерь. В деревне есть несколько домов, которые можно сделать гостевыми, и уже был положительный первый опыт. Местным нравится, что в их село приходит новая жизнь.
В деревне Толкияз планируют проводить экскурсии в живых декорациях. Фото: Олег Платонов
— Спрос на подобные путешествия на самом деле очень большой, — говорит Камилла Тукаева. — Есть огромное число людей, готовых убежать из больших городов, чтобы погрузиться в этническую атмосферу. Помимо этого, мы хотим приглашать кого-то из съемочной команды, чтобы он рассказывал о том, как делался фильм, что означают те или иные повороты сюжета, помог совместить естественные декорации с реальной жизнью. Таким образом, мы вроде и жизнь «Микулаю» продлеваем, и туристу позволяем стать ближе к своим корням.
Тимур Бекмамбетов сказал свое слово
В основу экранизации «Микулая» легла пьеса Марселя Гилязова об исчезновении кряшенской деревни. Однако в процессе проработки сценария полуживое село отошло на второй план, и сюжетная линия немного поменялась.
Микулай счастливо жил с молодой беременной женой, пожилыми родителями и бесконечно уважающими его односельчанами. Пока однажды в их деревушку не приехал человек, утверждающий, что он сын Микулая. Тут идеальная жизнь начала трещать по швам.
— На землю меня опустил Тимур Бекмамбетов, — признается корреспонденту «РГ» Ильшат Рахимбай. — Мы с ним тщательно переработали структуру сценария. Различные повороты, новые герои. До этого получался вообще уж никому непонятный фестивальный артхаус. Но это тешило мое режиссерское самолюбие — снять такое непростое для многих кино. Но Тимур Нуруахитович до меня донес одну мысль: какой смысл работать, если фильм не посмотрит зритель? Для чего тратить деньги? Энергия должна найти место, куда двигаться дальше. Я понял, что фильм в принципе рождается только в тот момент, когда он добрался до публики и был ею понят.
С Виктором Сухоруковым работать Рахимбаю было легко и интересно. Он постоянно предлагал несколько вариантов развития своего персонажа и всегда работал на голодный желудок, дескать, так получается лучше вжиться в роль. Екатерина Агеева единственная, кто умудрялся поссориться с Виктором Сухоруковым. Да и то это, скорее, были творческие разногласия. Если съемочная команда жила в Пестрецах, то актриса ночевала в самой деревне и с удовольствием наслаждалась деревенской жизнью. Очень ей вся эта атмосфера нравилась.
Тем временем
Пока вложенные в «Микулая» средства не отбились. Сейчас Ильшат Рахимбай пытается всеми способами продвинуть свою картину на западные стриминговые платформы. Вся надежда на Эмира Кустурицу, у которого огромный опыт продвижения своих картин по миру. В сентябре татарстанский режиссер встречался с мэтром и собирается в ближайшее время посетить этно-деревню Дрвенград в Сербии, построенную Кустурицей. Пока же сербский кинорежиссер знакомится с творением Ильшата Рахимбая и думает, как можно было бы помочь с продвижением татарстанского триллера.
Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №253(9198)