Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре


Банальные торговые центры уходят в прошлое. Теперь это место встреч, прогулок и общения

«Мы изучали работу в школах и университетах, и аналитика показывает общие потребности учеников и студентов. Им поистине не хватает мест для общения», — говорили на одной из дискуссий осенней градостроительной конференции «Диалоги». Проблема же заключается в том, что площадки под строительство школ в дефиците, а потому отдавать «школьные» квадратные метры под зоны для отдыха и общения не получается. На помощь приходят торговые центры, роль которых стремительно меняется: там создаются пространства для саморазвития, общения с друзьями и даже поиска работы. Как UD Group в строящемся АРТ Центре учитывает особенности и потребности современного поколения — в нашем материале.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Программа казанских «Диалогов» в этот раз была посвящена особенностям проектирования школьных и культовых объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

Школа Unischool в ART City как пример комфортной образовательной среды

«Образовательная среда: взгляд директора частной школы, девелопера и проектировщика» — такую тему предложили на одной из сессий архитектурно-градостроительного форума «Диалоги. Осенние встречи». Напомним, что в целом программа казанских «Диалогов» в этот раз была посвящена особенностям проектирования школьных и культовых объектов.

Одним из примеров стала Unischool, или «Уникальная школа», — международная школа, построенная в жилом комплексе ART City в 2017 году. Здесь пока всего 157 детей и при этом 32 учителя. В целом же школа рассчитана на 330 мест, 3-этажное здание имеет площадь 6,6 тыс. кв. метров. Благодаря тому, что школа частная, ее строили по индивидуальному проекту от компании «МостафПроектСтрой».

«Это уникальный проект, потому что при его разработке участвовали все заинтересованные в этом вопросе стороны — от девелопера и подрядчика до проектировщика и директора школы», — объяснил в ходе презентации здания «Унискул» директор Института развития города Алексей Горбунов.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

АРТ Центр — комплекс, который строится на первой линии улицы Ершова, рядом с жилым комплексом ART City, площадью в 40 тыс. кв. метров

Благодаря плотному взаимодействию всех участников строительства новые образовательные пространства получились продуманными и грамотно организованными.

«Ядром здания мы сделали атриум, который является связующим звеном всех процессов в школе — уроков, спортивных и развлекательных занятий», — поделился деталями проекта школы главный архитектор компании «МостафПроектСтрой» Ирек Басыров.

Первое, что обращает на себя внимание в школьном пространстве, — это безбарьерность первого этажа, где создана многофункциональная зона для ожидания и общения. Большое внимание отдано активностям: в «Унискул» три спортивных зала — большой многофункциональный зал, специализированный зал для фехтования и зал хореографии. В школе есть также большой актовый зал, собственная библиотека, кулинарная мастерская с электрическими плитами, кабинет технологии со швейным оборудованием, столярная мастерская. В общем, это не просто учебные классы, это настоящее пространство для учебы, творчества и здорового образа жизни.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Алексей Горбунов: «Это уникальный проект, потому что при его разработке участвовали все заинтересованные в этом вопросе стороны — от девелопера и подрядчика до проектировщика и директора школы»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы выяснили, что школьникам поистине не хватает мест отдыха»

Здание «Унискул» — компактный проект, где используется каждый квадратный метр участка площадью примерно 0,8 га. В ходе дискуссии выяснилось, что нормативная база в России ориентирована на строительство крупных школ. А это усложняет поиск мест под новые образовательные учреждения в городах.

«Если следовать нормативной базе, мы должны были взять участок площадью в два раза больше», — объяснил Горбунов. По его словам, интерес работы над проектом «Унискул» заключался в том, чтобы правильно продумать пространства и найти решения в рамках нормативов — например, использовать помещения двойного назначения. Кстати, эксперты как раз советуют применять многофункциональные решения.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Цель UD Group не просто наполнить многофункциональный комплекс арендаторами, а создать настоящее «третье место» для горожанина

Школу можно считать «вторым» местом для ребенка, где он проводит бо́льшую часть своего времени. Важно регулярно следить за основными потребностями школьников в новых пространствах.

«Лучший способ что-нибудь узнать у людей — попросить их рисовать. Мы проделывали это в школах и университетах и пытались вытащить общие потребности учеников и студентов. Выяснили: им поистине не хватает мест отдыха и уединения», — отметила представитель российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) в Татарстане Елена Стрюкова.

Дело усложняется тем, что часто площадь школ и университетов просто не предусматривает пространств под отдых и внеучебные занятия, говорит она. Мест под застройку школ становится все меньше, а потребность в новых образовательных учреждениях только увеличивается. По данным модератора встречи, с 1994 по 2021 год рождаемость в Казани увеличилась в 2,5 раза — до 20,5 тыс. детей в год. В 2023 году в Казани построено 4 новых школы, но этого недостаточно — по оценкам городских властей, необходимо как минимум 30 зданий в различных районах города.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Проект будет включать современное офисное пространство с коворкингом площадью 7,3 тыс. кв. м

Как UD Group изучала молодежь при проектировании будущего АРТ Центра

В условиях нехватки площадей под дополнительные пространства в школах возникает вопрос: а как закрывать потребности учащейся молодежи? Социологи оперируют понятием «третьего места», которое решает вопросы встреч с друзьями, дополнительных возможностей для хобби и образования.

Одним из таких «третьих мест» становятся торговые центры, которые в последние годы серьезно меняют свои функции. Теперь здесь не только покупают. Это место встреч, прогулок, общения и досуга для всех категорий населения. Например, согласно исследованиям компании «Медиаскоп», за последние полгода торговые центры в России посетили 67% подростков.

Первое, второе и третье места. Что это такое в урбанистике?

«Третье место» — часть городского пространства для хобби, саморазвития, досуга горожан. К «первому месту» урбанисты относят дом, а ко второму — работу или школу.

Концепцию «третьего места» впервые изложил американский социолог Рэй Ольденбург. Впервые он заинтересовался этой проблематикой в 70-х годах прошлого века. По мысли автора, до соответствующих мест нетрудно добраться горожанину, в них должна царить дружеская, неформальная атмосфера. Это важная часть городской среды, один из столпов социальной жизни человека в городе.

К таким местам относятся кафе, клуб или фитнес-зал, парк, библиотека — любые нейтральные пространства, где горожане могут общаться в свободное время по собственному желанию.

«Да, пока тинейджеры не являются нашими основными посетителями, но в скором времени они станут самой большой целевой аудиторией», — ответила на немой вопрос зала руководитель проектов девелоперской компании UD Group Клара Ритман. По ее словам, UD Group при строительстве своих объектов отходит от концепции обычной торговли, превращая их в настоящие точки притяжения для людей любого возраста.

Современный торгово-развлекательный комплекс превращается в многофункциональный. Здесь появляются и развлекательные площадки, и образовательные — например развивающие кружки и секции для детей и подростков.

АРТ Центр — «третье место» для горожанина

АРТ Центр — комплекс, который строится на первой линии улицы Ершова, рядом с жилым комплексом ART City, площадью в 40 тыс. кв. метров.

Торговые площади займут 15,7 тыс. «квадратов», появится обширное общественное пространство и открытая парковка для посетителей. Многофункциональный проект также будет включать современное офисное пространство с коворкингом площадью 7,3 тыс. кв. м.

Планируемая дата открытия — 3-й квартал 2024 года. Но уже сейчас компания UD Group работает над наполнением будущего объекта. Цель не просто построить многофункциональный комплекс и наполнить его арендаторами, как это раньше было принято в сфере коммерческой недвижимости. Главная цель разработчиков АРТ Центра — создать настоящее «третье место» для горожанина. Необходимо сформировать одну из точек притяжения для жителей Казани, создать еще один центр города — в соответствии с идеями полицентричности, которые заложены в генплане-2040.

В результате в компании планируют наполнение АРТ Центра, формируя целую палитру пространств, которые нацелены на:

  • покупки;
  • работу;
  • общение, творчество, самовыражение;
  • развлечения.

При проектировании многофункционального комплекса компания изучала основные особенности современной молодежи. Ритман привела статистическую информацию ВЦИОМ (всероссийского центра изучения общественного мнения — прим. ред.) и собственные исследования UD Group. Она отметила, что у современных подростков самое высокое желание добиться популярности и признания в обществе из всех возрастных групп — так ответили о своих главных целях 20% опрошенных. В это же время забота о семье и общее благополучие молодых людей волнуют в меньшей степени. «Для них очень важно общественное мнение», — резюмировала руководитель проектов UD Group.

Кроме того, компания выяснила, что 51% опрошенных молодых людей хочет направлять свое свободное время на саморазвитие.

В своих объектах мы стараемся учитывать основные тренды, чтобы посетителям любого возраста было комфортно приходить к нам.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Клара Ритман Руководитель проектов компании UD Group

«Молодые люди живут в цифровом мире, многозадачны и способны менять область применения своих талантов несколько раз в день. Но при этом немного рассеяны», — оценила выводы социологов Ритман. Среди других характеристик нового поколения она упомянула дружелюбие, стремление к безопасности и сохранению окружающей среды.

Кроме опросов, UD Group в рамках работы над своими проектами изучают и современные школы, чтобы создаваемое девелопером пространство стало узнаваемым для подростка. «Главное, чтобы он пришел и сразу погрузился в понятную для себя среду», — отметила Ритман. В проектах UD Group появляются цифровые и интерактивные элементы интерьера, натуральные материалы, живые растения.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Торговые площади займут 15,7 тыс. «квадратов»

Лучшие идеи оформления пространства АРТ Центра в исполнении конкурсантов

В ходе летних «Диалогов» UD Group объявил конкурс на лучшую идею оформления общественных пространств среди молодежи — первые результаты уже есть. Какие идеи предложили участники?

«На первом месте огромное количество мягких мест отдыха с подушками и розетками под гаджеты», — рассказала Клара Ритман. В референсах от конкурсантов встречаются яркие фотозоны и интерактивные инсталляции с искусственным интеллектом. Из необычного — концепция внедрения отдельных зон с системой освещения «Фокус» по идее японского архитектора Юджи Окицу. Выглядит это так: подвешенные к потолку на разных уровнях линзы преломляют лучи света и искажают пространство.

У многих молодых людей есть запрос на поиск работы, поэтому среди предложений конкурсантов встречались интерактивные пространства для встречи с работодателями, которые могли бы рассказывать об особенностях работы в их компаниях. Еще одним из открытий стал запрос на библиотечный формат. «Считается, что молодежь мало читает книги, но мы видим большой запрос и на небольшие библиотеки», — добавила Ритман.

Как UD Group создает «третье место» для молодежи и школьников в строящемся АРТ Центре

Планируемая дата открытия АРТ Центр — 3-й квартал 2024 года

Детей помладше попросили нарисовать образ идеального торгового центра. Выяснилось, что у них есть запрос на игровые автоматы, боулинг, живые уголки, аттракционы и другие места для развлечений. Часто на изображениях встречаются и зоны отдыха — это говорит о том, что такие пространства актуальны как для детей, так и для молодежи. Рисовали даже кинотеатры с кроватями. «Ну и как же без музея шоколада?» — посмеялась Ритман.

UD Group переработали все запросы от молодых людей и школьников. Часть пространств уже была запланирована: интерактивный музей, фотозоны, большие экраны и места для проведения встреч и лекций. Креативные новые идеи также могут быть реализованы в АРТ Центре, далее над ними предстоит поработать профессионалам.

Комплекс на улице Ершова находится на активной стадии строительства, но уже сейчас вырисовывается его будущее: все необходимое для жизни горожанина должно быть в радиусе 15-минутной доступности. Главная цель многофункционального проекта, включающего, помимо торговых площадей, гастропространство, бизнес-центр класса А и коворкинг, — формирование точки притяжения, создание одного из «магнитов» городской жизни. Открытие намечается на третий квартал 2024 года.

Источник