Краевед Руслан Бушков рассказал, как Казань стала «чайной Меккой» и кто придумал чак-чак


Казанский историк и краевед, давний друг «РГ» Руслан Бушков завершил работу над книгой «На Великом чайном пути». Она посвящена уникальному чайному пути татарской столицы в пространстве и времени. И в ней впервые выявляется роль Казани в распространении чая и чаепития в Российской империи, истоки татарского чайного церемониала.

Краевед Руслан Бушков рассказал, как Казань стала "чайной Меккой" и кто придумал чак-чак

Руслан Бушков — большой ценитель чая. Он знает о нем много интересного. / Из архива Руслана Бушкова

Вдохновил Похлебкин

Мы встретились в научной библиотеке имени Лобачевского Казанского федерального университета, где Руслан Бушков безвылазно работал над рукописью книги с утра до вечера. Она подготовлена к изданию. Ну а пока мы решили устроить казанское чаепитие в честь этого события в ближайшем кафе.

«Тема чая увлекла меня в студенческие 1980-е годы в Казанском университете, — начинает с предыстории краевед. — Одному из друзей удалось купить удивительную книгу «Чай, его типы, свойства, употребление» Вильяма Похлебкина. Мы читали ее взахлеб. С тех пор я стал собирать публикации в прессе. А потом мне самому довелось вести рубрику «За чашкой чая, у самовара» в газете «Вечерняя Казань», когда она выступила инициатором проведения первого Дня чая в Казани в 1986 году. Эти публикации легли в основу моей первой книги «За чашкой чая», изданной в 1990-м. Рецензентом ее выступил известный этнограф, профессор Казанского университета Евгений Прокопьевич Бусыгин. Именно он сделал меня чаеведом, пригласив к себе в аспирантуру на кафедру этнографии и археологии. Уже после защиты диссертации о традиционных напитках народов Поволжья я понял, как многогранна и обширна научная чайная тема. С тех пор мною написано больше десяти кулинарных книг, так или иначе связанных с чаем и чайными традициями. И вот теперь — очередной труд, созданный на основе малоизвестных и даже неизвестных источников».

Караваны из Китая

Чай был известен еще булгарам — предкам казанских татар. Узнали они об этом благодаря Великому шелковому пути, по которому китайская диковинка попадала на Восток как лекарственное средство. Казанцам открыли чай бухарские купцы, не обходившиеся без него в построенном для них в городе караван-сарае «Бухара». Но за его пределы напиток не вышел — был дорог, да и у местной знати были иные вкусы. К тому же утвердившейся в Казани крымско-татарской династии Гиреев по душе был кофе.

Заново открыла для себя чай Казань только в XVIII веке, когда она уже находилась в составе Российского государства и стала его торговыми воротами на Восток. В 1689 году между Россией и Китаем был заключен первый договор о торговых отношениях и установилась караванная торговля. Дороги, по которым доставлялся чай, со временем стали называться чайными. Они протянулись от Китая по Монголии, Сибири и Уралу в Европейскую часть России и Восточную Европу.

В Казань одну из первых партий чая с Макарьевской ярмарки доставил купец Иван Микляев. Это на его средства в городе был построен прекрасный Петропавловский собор. Основные чайные пути описал ученый-экономист Казанского университета Александр Корсак. А елабужский писатель Дмитрий Стахеев и вовсе проехался по нему и написал в 1870 году книгу «От Китая до Москвы. История ящика чая». Так Казани было суждено стать одним из ключевых его пунктов, превратиться в «чайную Мекку на Волге».

Ода самовару

Распространению чаепития в России во многом способствовала заведенная Петром I мода на него в высшем свете. Императору довелось самому чаевничать в Казани во время посещения города в 1722 году. Большое чаепитие было устроено в 1768 году и в честь императрицы Екатерины II. Оно прошло на губернаторской даче с демонстрацией национальной одежды проживающих в Казанской губернии народов.

А вот уроженец казанского края Гавриил Державин, пожалуй, первый в России воспел самовар. Именно его, уверен Руслан Бушков, поэт подразумевал, когда писал строки «Отечества и дым нам сладок и приятен». В доказательство историк приводит фрагмент шуточного стихотворения «Самовар» Петра Вяземского, который тоже уловил эту связь: «Поэт сказал — и стих его для нас понятен: «Отечества и дым нам сладок и приятен»! Не самоваром ли — сомненья в этом нет — Был вдохновлен тогда великий наш поэт?»

К слову, о самоваре. В своем труде краевед приходит к выводу, что в Казани он появился раньше, чем в Туле. В походной канцелярии сподвижника Пугачева старшины Бахтияра Канкаева, участвовавшего в 1774 году в штурме Казани, нашли составленный на старотатарском список вещей, конфискованных у богачей. Среди них значится «самовар из зеленой меди». А в Туле первый самоварный завод открылся только в 1778 году!

Подарок для Дюма

Вообще Руслан Бушков приводит в своей книге множество любопытных фактов связи чая с поэзией, литературой и наукой. Так, Пушкин, собиравший в Казани материал о Пугачевском бунте для своей книги, почаевничал в городе с купцом-миллионером, одним из крупнейших чаеторговцев в стране, Леонтием Крупенниковым, который в молодости побывал в плену у Пугачева. Все тот же Александр Сергеевич тесно общался с выдающимся российским синологом, архимандритом Иакинфом Бичуриным — выпускником Казанской духовной семинарии.

Четырнадцать лет возглавлявший Русскую духовную миссию в Пекине, он составил первую классификацию торговых сортов китайского чая и написал первый общедоступный чайный справочник.

Побывавший в Казани в 1868 году Александр Дюма дважды угощался чаем у ректора Казанского университета Осипа Ковалевского — именитого востоковеда. Тот посвятил его в некоторые чайные тонкости. А еще казанцы подарили писателю несколько тюков чая. Позже Дюма напишет: «Лучший чай пьют в России, так как чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех неевропейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая».

Вдохновлял чай и известных татарских поэтов. Одно из первых хвалебных чаю стихотворений написал в конце XVIII века татарский богослов и поэт Утыз Имяни аль-Булгари. Эстафету от него принял поэт и мулла Габдельджаббар Кандалый. Он не только посвящал этому напитку бейты — двустишия, но и был у истоков создания первых правил татарского самоварного чаепития, прозванных позже Фуксом татарским чайным церемониалом.

Конечно, не обошел вниманием чай и великий Габдулла Тукай. Да что поэты! Профессор химии Казанского университета Карл Клаус признавался, что его открытию нового химического элемента рутения поспособствовали чаепития на кафедре и в лаборатории.

Отрезали от магистрали

Широкое распространение среди народа в Казани чай получил в XIX веке. Доступным для простых людей стал плиточный чай. В 1875 году благотворительные общества открыли первую в России и Казани «дешевую чайную-столовую», породившую чайные.

Преуспело в популяризации чая и Казанское общество трезвости. В начале ХХ века почти в каждом из 60 его филиалов, разбросанных по Казанской и соседним губерниям, имелись чайные с народными читальнями.

Краевед Руслан Бушков рассказал, как Казань стала "чайной Меккой" и кто придумал чак-чак

Так пили чай татары в XIX веке. Фото: Из архива национального музея РТ

В конце XIX века чай стали доставлять по железной дороге. И здесь Казани, занимавшей выгодное положение на старом чайном пути, не повезло. Город отсекли от Транссиба, решили, что достаточно довести новую дорогу до Уфы. Таким образом, она превратилась в железнодорожные ворота России на Дальний Восток, затмив славу Казани. Впрочем, в 1924-1928 годах столицу теперь уже ТАССР присоединили к магистрали.

Кто придумал чак-чак?

Большой вклад в возрождение национальных чайных традиций в советский период внес легендарный кулинар Юнус Ахметзянов. Именно с его легкой руки чак-чак превратился в символ татарского чаепития и гостеприимства.

— А ведь это лакомство Каюм Насыри называл совсем по-другому — «как-тош». И уже в советское время утвердилось название чак-чака, переводимого дословно как «чуть-чуть». Имеется в виду чуть-чуть от баурсака (жареное во фритюре лакомство наподобие пончика). То есть это сопоставление размера.

Юнус Ахметзянов был первым мастером-поваром, открывшим в 1969 году в Казани Дом татарской кулинарии. А в 1987 году уже после смерти кулинара воплотили его заветную мечту — на той же улице появился Дом чая, превратившийся в культовое место. Почти до конца XX века во вторую субботу октября здесь праздновали День чая. Отмечают его в формате фестиваля и в наши дни.

Казань продолжает идти по своему чайному пути. История чая живет и развивается, и каждый казанец и гость города может стать ее частью.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №236(9181)
Источник