Можно ли объединить традиции и инновации, туризм и паломничество, культуру и религию
«Когда показывают минарет мечети без полумесяца, подходя к НКЦ «Казань», я задаюсь вопросом: «А почему это не мечеть?» Тоже куб, тоже башня», — размышлял на осенних «Диалогах» муфтий Камиль Самигуллин об облике Соборной мечети. Разработчики обещают найти место для полумесяца и узорам — это следующая стадия проекта. А пока в Казани предложили подискутировать вокруг идеи храма, обращенного в будущее. Похожая проблема и у православного духовенства: там тоже думают, как соединить традиции и современность. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Тенденции современной храмовой архитектуры и новый проект Соборной мечети сегодня обсуждали на осенних «Диалогах» Фото: Евгений Жура
«Культовые объекты всегда вызывали невероятные эмоции и чувства у людей»
Тенденции современной храмовой архитектуры и новый проект Соборной мечети сегодня обсуждали на осенних «Диалогах» в Национальной библиотеке РТ. Днем ранее на повестке дня стоял облик и внутренние пространства школ.
«Культовые сооружения шли с опережением технологий строительства, — открыла встречу главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. — Эти объекты всегда вызывали невероятные эмоции и чувства у людей. Нужно нащупать новый язык, вдохновлять и молодое поколение».
Ежегодно в управлении архитектуры Казани рассматривают до 25 проектов культовых объектов. «Пока качество архитектурных и объемно-пространственных решений оставляет желать лучшего», — считает главный архитектор.
Накладывает свой отпечаток 70 лет борьбы с религией и отсутствие опыта строительства культовых сооружений, отметила модератор, кандидат географических наук, доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, эксперт Института развития Казани Светлана Хуснутдинова.
«Традиция церковного зодчества не прерывалась, — не согласился архитектор Марсель Искандаров. — Да, церковные здания не строили. Исключение — новый православный храм в городе Фрунзе, построенный в 1940-х в сталинском стиле. Но градус воспевания бога, мира, радости или благодарности был в советской архитектуре. Только в других формах и другом назначении зданий. Убери со здания звезду и поставь туда крест — получится развитие некой церковной традиции».
Построены города, которые мыслились как место социалистического и коммунистического будущего, размышлял следом руководитель музея Казанской епархии иеромонах Аркадий Логинов. «Из среды принципиально исключили религиозную культовую архитектуру», — отметил он.
Прервана и традиция татарской храмовой архитектуры, от которой остались только фундаменты в Болгаре и Биляре. «Построенное в XVIII и XIX веках, спроектированое не мусульманскими архитекторами, но из потребностей того времени», — говорил муфтий РТ Камиль Самигуллин.
Аркадий Логинов: «Последние десятилетия в строительстве культовых зданий говорим о подражании примерам прошлого. Нужны новые творческие идеи» Фото: Евгений Жура
Пока подражаем примерам прошлого: как соединить традицию и новацию?
Сегодня общество, государство видит важность религиозного воспитания. Сохранившиеся образцы прошлого, традиционные культовые здания справляются с этой ролью. Но каким должно стать культовое сооружение настоящего и будущего?
К главным критериям проекта современного культового сооружения эксперты «Диалогов» отнесли следующие признаки:
- Узнаваемость.
- Привлекательность.
- Функциональность. Храм — это не только место для молитвы, но и встреч общины, общественного и образовательного служения. Это касается и парковки автомобилей, и пространств для медресе, воскресных школ.
«Надо развивать подготовку будущих архитекторов — знакомить как с традицией, так и развивать творческий потенциал, — говорил Логинов. — Последние десятилетия в строительстве культовых зданий говорим о подражании примерам прошлого. Нужны новые творческие идеи. Как соединить традицию и новацию? Пока ответа нет».
Культовые сооружения традиционно играли роль архитектурной доминанты в ткани города, и теперь это проблема из-за высотной застройки. «Сегодня не можем сделать это физически, — отметил Искандаров. — Не можем построить здание выше соседнего 25-этажного дома. Церковное здание не сможет перебить этот шум. Вопрос к масштабу зданий, фасадным, художественным характеристикам. Это вопрос открытый. Решать это за счет повторов прошлого не получится».
Айвар Саттаров: «Храмы ставить негде, поэтому ставим на пустырях, болотах, в парках» Фото: Евгений Жура
Новые проекты застройки жилья дополнят местами под церкви и мечети
«Пространство, чистота, отсутствие городского градостроительного шума, — говорил об идеальном месте для религиозного объекта архитектор Николай Ляшенко — соавтор концепции Соборной мечети в Адмиралтейской слободе. — Это важнейшая составляющая любого сооружения, тем более культового, потому что контекст формирует идею».
Подходящее место для храма сегодня скорее исключение, а не правило. Генеральные планы фиксируют уже построенные религиозные объекты, но не закладывают возможность строительства новых. Да и стесненные городские условия заставляют объединять разные функции культовых сооружений в одном объеме.
«Традиционно здание с молельным залом стоит отдельно, а бытовые и другие функции выполняют соседних зданиях. Теперь так не получается», — говорил Искандаров.
С проблемой согласился архитектор, соавтор мечети Кул-Шариф Айвар Саттаров. «Храмы ставить негде, поэтому ставим на пустырях, болотах, в парках, — сказал архитектор, по проектам которого за 20 лет возвели 15 мечетей. — Это вызывает возмущение жителей. В генплане Казани эти места не предусмотрены. Нет. Все-все-все для жилья».
Ильсияр Тухватуллина: «Во время разработки новых проектов планировок территорий необходимо обязательно закладывать места для мечетей, церквей и других культовых сооружений» Фото: Евгений Жура
Однако теперь в новые проекты планировок территорий Казани будут закладываться места и под культовые объекты, ответила на этот вызов Тухватуллина. «Во время разработки новых проектов планировок территорий необходимо обязательно закладывать места для мечетей, церквей и других культовых сооружений, — пояснила она и предложила расширить рабочую группу специалистами в данной области. — В существующей среде работать сложнее. Но фундаментальные точки можно обозначить на будущее».
Ожидаемо бурной оказалась презентация концепции новой Соборной мечети в Казани от московского архбюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Несмотря на то что концепцию выносят на обсуждение не впервые — ранее ее показали на форуме «АрхМосква», представили архитектурному сообществу Казани, а также исламскому духовенству республики.
Предложенный облик не похож ни на что в Казани — и это неминуемо вызывает споры. Впрочем, то, что люди строят для себя в обычной жизни, и то, что они посвящают религии, всегда имеет колоссальный разрыв. Во все времена эти здания поражают воображение. Об этом говорил в интервью «БИЗНЕС Online» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Обычная архитектура не вызвала бы споров. Но она не привлекает взгляд, такие объекты не становятся символами городов.
«Я бы хотел сделать акцент на том, как можно смотреть на религиозное сооружение в контексте нового прочтения», — начал выступление сооснователь бюро Ляшенко. На экране появилось изображение Каабы — главной мечети ислама, расположенной в Мекке. Для архитекторов святыня стала прообразом для строительства казанской мечети.
Согласно концепции, Соборная мечеть будет построена в форме куба. Наряду с простой формой самой мечети, внутри, согласно проекту, будет создано сложное геометрическое пространство белого купола Фото: Евгений Жура
«Речь идет не о заимствовании и копировании. Формируя концепцию, мы исходили из того, что нам хотелось передать простоту формы, идеи», — говорил Ляшенко.
Согласно концепции, Соборная мечеть будет построена в форме куба. Наряду с простой формой самой мечети, внутри, согласно проекту, будет создано сложное геометрическое пространство белого купола, под которым смогут молиться прихожане. Сама форма купола как бы отсылает к кругу, по которому выстраиваются люди для молитвы у Каабы.
На галереях вокруг купола архитекторы предлагают разместить музей исламской культуры. Так, мечеть станет не только местом для молитвы, но культурным магнитом, а также достопримечательностью для туристов. Пример подобного соседства в Казани подает и соборная мечеть Кул-Шариф, где создан музей ислама, где проходят и экскурсии, и мастер-классы. Сами стены галерей будут состоять из камней, сложенных в шахматном порядке, что позволит видеть свод купола со стороны. В свою очередь, купол, выполненный из глянцевой керамики, будет отражать солнце — днем он будет как бы светиться изнутри, а ночью подсвечиваться.
Принципиально важной деталью является расположение будущей Соборной мечети. Ее архитекторы предлагают построить в месте слияния Волги и Казанки и Великого Волжского поворота — в прямой видимости от Кремля. Впрочем, тут все еще есть разные мнения. Председатель совета старейшин ДУМ РТ Айрат Аюпов посетовал, что до сих пор считает самым удачным местом для строительства мечети площадку закрытого парка аттракционов «Кырлай»: «Тогда были делегаты многих мусульманских стран, камень заложили. А где же были архитекторы, геодезисты?! Они не знали, что это место не подходит?»
Отметим, впрочем, что выбор места под мечеть проходил в таком темпе и формате, что архитектурное сообщество не успело сформулировать четко аргументированной позиции к моменту закладки камня в «Кырлае». Однако архитекторы все же вынесли вердикт. Участок на Казанке напротив Кремля слишком перегружен, и мечеть потеряется на застроенном правом берегу реки, создав вдобавок массу градостроительных проблем. Другое дело — Адмиралтейская слобода: чистый лист свободных пространств без архитектурного шума, подчеркнутый водной гладью.
Аюпов также добавил, что проект новой мечети не узнаваем как храм ислама — со стороны не видно ни полумесяца, ни купола. Вопрос мусульманских элементов поднял и муфтий ДУМ РТ Самигуллин.
«Мы не можем представить храм без креста, без колокольни. Но когда показывают минарет мечети без полумесяца… Подходя к НКЦ „Казань“, я задаюсь вопросом: „А почему это не мечеть? Тоже куб, тоже башня“. У минарета есть предназначение. В первую очередь минарет для азана, а потом маяк», — отметил Камиль хазрат.
Камиль Самигуллин: «Мы не можем представить храм без креста, без колокольни. Но когда показывают минарет мечети без полумесяца…» Фото: Евгений Жура
На этот аргумент, впрочем, тоже есть ответ: пока представлена концепция. И при ее доработке культовые элементы предстоит учесть в полном объеме.
Кроме того, Самигуллина волнует и другой вопрос: как понять, что мечеть татарская, как понять, что она в Татарстане? «Значит, нужны какие-то узоры, решения, которые покажут, что это не НКЦ, не крематорий, не библиотека, а мусульманское религиозное сооружение, которое не поставить в любое другое место. Это казанская мечеть, которая узнаваема с корабля, самолета», — считает муфтий.
«Нужны какие-то узоры, решения, которые покажут, что это не НКЦ, не крематорий, не библиотека, а мусульманское религиозное сооружение, которое не поставить в любое другое место» Эскиз предоставлен архитектурным бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
Тут, впрочем, остается вопрос: а насколько «турецкая» подземная мечеть в Стамбуле? Ее архитектор Эмре Аролат сделал объемы мечети простыми, но она «неканоническая». Насколько «арабская» мечеть в Катаре, если ее минареты похожи на треугольные формы винглетов самолетного крыла… Ляшенко показал целый ряд действующих мечетей, которые совершенно не похожи ни на казанский Кул-Шариф, ни на стамбульскую Чамлыджу. Архитектор продемонстрировал аскетичные мечети в Арабских Эмиратах, Словении. Храм Аллаха в последней сразу стал частью общественного квартала. Ранее «БИЗНЕС Online» рассказывал о 7 мечетях, построенных в современном стиле.
Мусульманское духовенство смотрит и на эксплуатацию. «Туристическая привлекательность второстепенна, — говорил Самигуллин. — Насколько удобно там находиться: совершать омовения, парковаться? Как будем эксплуатировать? Потом думаем о доходной статье. Если туристы смогут за плату подниматься на минарет, то почему бы и нет? В этом нет проблем. Мечеть может быть многофункциональной». В пример Самигуллин привел японцев, который ушли далеко в технологиях, но «не сняли кимоно». «Может, в будущем появится еще одна соборная мечеть?» — размышлял Самигуллин, напомнив, что в Казани были пять соборных мечетей: Аль-Марджани, Апанаевская, Бурнаевская, Голубая, Галеевская.
Как быть с туристами, которые, возможно, помешают прихожанам, пришедшим за молитвой? Такой вопрос задал один из участников «Диалогов». «Идеология разделения потоков есть», — ответил на этот вопрос Ляшенко. Вдобавок, положа руку на сердце, как-то сложно представить себе туристическое паломничество во время паломничества религиозного — допустим, на празднование Курбан-байрама. Есть ли проблема туристов в Кул-Шарифе — соборной мечети, находящейся в туристическом центре Казани?
Ляшенко пояснил, что начало строительства Соборной мечети неминуемо повлечет за собой преобразование всего окружающего пространства Эскиз предоставлен архитектурным бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»
Один из победителей прошедшего в 2022 году архитектурного конкурса на проект Соборной мечети, архитектор Айвар Саттаров, предложивший концепцию «Ковчег», вспомнил о его результатах. «Почему после международного конкурса вы делаете поворот и выбираете проект, который усиленно пиарится? Что это за поворот?» — задал он вопросы авторам. Градус вопроса был таков, что в воздухе ощутимо запахло скандалом… Модератор дискуссии, главный архитектор Казани Тухватуллина, даже предложила «снизить децибелы» и продолжить диалог в экспертном формате.
Усомнился в перспективе развития инфраструктуры рядом с мечетью другой слушатель из зала: «Вы проект всегда показываете в дымке с романтичной музыкой. „Сажали“ вы его на конкретную местность, но справа СИЗО находится, слева — промышленные предприятия…». Мужчина отметил, что вот уже несколько лет ведутся разговоры о строительстве парка в этом месте, однако все осталось на уровне разговоров.
Ляшенко пояснил, что начало строительства Соборной мечети неминуемо повлечет за собой преобразование всего окружающего пространства. Этот эффект известен в архитектуре как «эффект Бильбао», когда появление одного лишь нового объекта притяжения за несколько лет изменило лицо этого портового города Испании. Что же до СИЗО, то ему предстоит переезд — новый объект на «Жилке» уже строится, а по графику сдать его планируется в 2025 году.