Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»


Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

Илья Савинов из Казани стал директором по экспорту АО «АвтоВАЗ». Нашему  земляку поручено развивать продажи Lada за пределами страны  в самый сложный момент: из-за санкций блокируются счета автоконцерна в зарубежных банках. О ситуации на рынке и новом топ-менеджере АвтоВАЗа — в материале «Вечерней Казани».

ИЗ «КАН-АВТО» — НА АВТОВАЗ

Один из управленцев ГК «КАН-Авто» Илья Савинов сменил Казань на Тольятти. Он назначен директором по экспорту АО «АвтоВАЗ». Информацию о новом месте работы Савинов сообщил нашему изданию сам.  

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

Судя по открытым данным, как минимум последние 4-5 лет он был директором по развитию в казанской группе компаний. В частности, в 2018 году Савинов в этом качестве комментировал СМИ запуск нового проекта «КАН-Авто» — дилерского центра Kia, а также рассказывал про обновление и открытие «в новых стандартах» самого первого дилерского центра Lada и дилерского центра Nissan на Оренбургском тракте. 

Три года спустя, в 2021 году, топ-менеджер дал большое интервью одному из казанских изданий о предыстории получения дилерства Toyota в столице Татарстана и строительстве автоцентра под эту японскую марку. На тот момент (август 2021 года.«ВК») на первом месте в структуре продаж ГК находилась именно Lada c долей 44%. На втором месте — Renault (14%) и Kia (13,7%).

А в сентябре прошлого года теперь уже экс-директор по развитию подтверждал одной из местных газет покупку автодилером на банкротных торгах двухэтажного офисного здания на Московской, 2а, ранее занимаемого банком «Открытие». 

С сентября 2023 года в казанской группе компаний, судя  по информации корпоративного журнала, новый директор по развитию — Алексей Тарасов. С 2022 года он значился бренд-директором премиальных брендов «КАН-Авто», а также руководил подразделением параллельного импорта.

Перемещение одного из топ-менеджеров «КАН-Аво» в АвтоВАЗ не выглядит удивительным. Особенно если учесть, что казанская компания с 2005 года — дилер бренда Lada в Казани и дистрибьютор в Татарстане. Она не только продает их сама, но и распределяет квоты между остальными дилерами. 

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

Нынешний президент ГК «КАН-Авто» Александр Колесов, вспоминая о тех временах, рассказывал в интервью, что это было дело случая: «Партнер по другому бизнесу, тогда компания «Рособоронэкспорт», купила пакет акций АвтоВАЗа и пришла в руководство завода. Мы поспешили выступить с инициативой…».

По его словам, качество продаж тогда было низким. И казанцы предложили «беспрецедентный по тем временам проект» — первый флагманский автосалон на 17 тысяч квадратных метров на Сибирском тракте. Инвестиции в него составили 260 миллионов рублей. 

ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ БЛОКИРУЮТ ПЛАТЕЖИ ЗА ЭКСПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Отметим, что назначение выходца из Казани на экспортное направление отечественного автоконцерна пришлось, пожалуй, на самые сложные времена в его истории. 

В частности, на недавних парламентских слушаниях в Совете Федерации президент АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал о том, что зарубежные поставщики массово отказываются от сотрудничества с российским автозаводом. 

Как нетрудно догадаться, это — последствия санкций США. АвтоВАЗ в середине сентября 2023 года наряду с «Москвичом» и «Соллерс» был включен в «черный» список. Соколов тогда отмечал, что ограничения не приведут к приостановке выпуска Lada, но проблемы с поставками некоторых комплектующих сохранятся.

Как известно, весной 2022 года в условиях разрыва логистических цепочек АвтоВАЗ останавливал конвейер. Более 200 позиций компонентов и материалов, заблокированных к поставке, удалось заместить, в том числе российским компаниям.

8 июня прошлого года сборка машин была возобновлена. С 29 августа автосборочный комплекс в Тольятти перешел на шестидневный рабочий режим. Предприятие тогда даже увеличило более чем на тысячу человек свой штат. Президент АвтоВАЗа назвал это трудовым подвигом.  

К концу 2022 года две линии выпускали 24 тысячи автомобилей в месяц. В прошлом году на внутреннем рынке было продано 188,6 тысячи Lada. В осенние месяцы рыночная доля этой марки достигала 40%.

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

Ранее автозавод оптимистично заявлял о том, что подтверждает план по выпуску в 2023 году 400 тысяч автомобилей. За первые десять месяцев предприятие успело изготовить 293 тысячи машин. Но, к сожалению, 17 ноября Соколов сообщил о вынужденной корректировке этих показателей. Производство выпустит на 10% меньше авто, чем планировалось. Причина: повторный сбой логистических и финансовых цепочек из-за рестрикций. 

Президент автоконцерна констатировал, что с учетом риска вторичных санкций практически все зарубежные кредитные организации отказываются работать с нашим автопромом. 

— Иностранные банки как в дружественных, так и в недружественных странах просто блокируют как наши исходящие платежи, так и в сторону АвтоВАЗа, если говорить об экспортной продукции, — сообщил он. 

КУДА ПОСТАВЛЯЮТ?

Подведя итоги 2022 года, АвтоВАЗ сообщил, что Lada сохранила количество стран экспорта — это 17 государств. На их рынки было поставлено 17,3 тысячи  автомобилей. 

Конкретные страны и динамика роста или падения экспорта в отчете названы не были. В аналитическом агентстве «Автостат» «Вечерней Казани» сообщили, что такой информацией не располагают.  

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

Известно, что вазовские машины покупают в странах СНГ, Центральной Азии, Северной Африки и Латинской Америки. Вне всяких сомнений, приоритетом для концерна всегда оставались бывшие советские республики. 

Эксперты утверждают, что в трех странах — Беларуси, Узбекистане и Азербайджане — Lada до сих пор остается самым востребованным автомобилем. Наиболее популярные модели — Vesta, Granta и Niva. Ранее сам автоконцерн также отмечал Казахстан и Узбекистан как приоритетные рынки экспорта.  

В марте 2021 года АвтоВАЗ подписал договор о сотрудничестве с группой компаний «Аллюр» из Казахстана. Новый партнер выпускал в Костанае широкую линейку Lada. А месяц спустя российский автоконцерн сообщил, что дистрибьютором автомобилей Lada в Казахстане стала компания ORION Distribution. Были открыты 12 новых точек продаж и обслуживания в 10 крупных городах (Алматы, Нур-Cултан, Шымкент, Актобе, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Атырау, Костанай и Актау). 

АвтоВАЗ заявлял о том, что Казахстан — экспортный рынок № 1 для Lada и он намерен активно развивать на нем свое присутствие.    

Еще одной производственной площадкой Lada в ближнем зарубежье стал Узбекистан. В сентябре того же 2021 года АвтоВАЗ анонсировал начало серийной сборки совместно с узбекской компанией Roodell. Для этих целей был выбран новый завод «Джизак-ADM» в одноименной свободной экономической зоне. 

«Узбекистан — один из ключевых рынков, бренд Lada хорошо известен в республике», — отмечали в компании. Там полагали, что местная сборка сделает машины более доступными для потребителей. Кроме того, можно будет расширить охват клиентов за счет участия в госзакупках этой страны.

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

ВСЕ «ПРОГЛОТИТ» ВНУТРЕННИЙ РЫНОК 

— Стран экспорта может быть хоть 17, хоть 117. Вопрос в другом: сколько машин туда поставляется? — заметил «Вечерней Казани» директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов. По его словам, в бывших советских республиках — Казахстане, Узбекистане, Белоруссии — вазовские машины были популярны исключительно из-за своей дешевизны.

— Они недороги и при покупке, и при обслуживании, потому остаются востребованными, — говорит он.

Собеседник издания подчеркнул, что сейчас Китай способен «переплюнуть всех», но наша страна «старается сделать так, чтобы у совсем дешевых китайских машин была стоимость наших Lada Granta». По словам Кузнецова, автомобиль любой марки, который продается в России, должен получить соответствующее разрешение. 

— Конкурентов Granta и Vesta на территорию страны не пропустили. «Китайцы» дороже в принципе. На данный момент самые бюджетные — машины АвтоВАЗа. Может быть, впоследствии кто-то в бывших советских республиках сможет сделать и более дешевое предложение, но в данный момент таких нет, — резюмирует он.

— Позиции АвтоВАЗа традиционно сильны в бывших советских республиках, — подтверждает директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. — То есть Lada там знали, и изначально была создана какая-то дилерская и сервисная сеть.

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

К тому же, по словам эксперта, в других развитых регионах нас никто не ждал: «Там рынки были заняты Ford, Toyota, Volkswagen и так далее. Чтобы потеснить кого-то в Европе, нужно было приложить очень большие усилия». 

Татьяна Арабаджи также отмечает, что продукция АвтоВАЗа востребована, поскольку это бюджетный автомобиль. Тем не менее, подчеркивает она, и в странах постсоветского пространства появляются  конкурирующие марки. В том числе «китайцы» и недорогие «европейцы». 

— Сейчас в связи с политической ситуацией у нас несколько меняются отношения с Казахстаном. И эта страна уже активно развивает у себя производство иностранных автомобильных марок. С Арменией у России уже тоже не то взимопонимание, что было раньше. Сказываются и вторичные санкции. АвтоВАЗ не скрывает, что у него в том числе осложнились взаиморасчеты и ему сейчас тяжелее получать деньги за экспортируемую продукцию. Понятно, что завод решит этот вопрос. Тем не менее, это дополнительные сложности, которые никому не на пользу, — заключила она.

Бывший владелец автохолдинга «Сапсан» Ильдар Зиннуров  говорит, что АвтоВАЗ всегда поставлял машины за рубеж: в Латинскую Америку, Великобританию и т. д. 

— Но в любом случае это были небольшие объемы. Иначе говоря, зарубежные поставки мало влияют на деятельность АвтоВАЗа. Все, что он производит, потребляет Россия. А в нынешних условиях, когда из страны ушли европейские автомобильные марки, внутренний рынок «проглотит» все, — убежден он.

Исходя из этого, Зиннуров полагает, что назначение бывшего топ-менеджера «КАН-Авто» директором по экспорту отечественного автоконцерна не имеет никакого отношения к усилению позиций России на внешних рынках. Но усиливает на АвтоВАЗе позиции связанного с Татарстаном бизнесмена от ВПК Николая Колесова, так как на ответственный пост назначен «его человек». 

Именно Колесов-старший с партнерами некогда организовал первую компанию «КАН-АвтоВАЗ» в Казани. Ныне президентом группы является его сын. Собеседник издания напомнил, что главный акционер АвтоВАЗа — госкорпорация «Ростехнологии», возглавляемая Сергеем Чемезовым. В нее входит и концерн «Вертолеты России», которым с декабря 2021 года руководит Колесов. 

Впрочем, на данный момент это уже не так. В мае этого года госкорпорация вышла из состава акционеров АвтоВАЗа. Свою долю в 32,3 процента в контролирующем совместном предприятии она передала подведомственному Минпромторгу ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ). Ранее эксперты отмечали, что в нынешней ситуации это единственное верное решение, поскольку завод испытывает сложности с заказом комплектующих за рубежом.

До конца 2021 года АвтоВАЗ контролировался через нидерландское СП Alliance Rostec Auto B.V. Его совладельцами были Ростех (32,3%) и французский автоконцерн Renault (67,7%), затем оно было переведено в российскую юрисдикцию. Владельцем тольяттинского автозавода стало ООО «Лада Авто Холдинг» с тем же распределением долей. 

После начала спецоперации России в Украине и введения против нашей страны санкций компания Renault решила уйти с отечественного рынка. Свою долю в АвтоВАЗе она также передала ФГУП НАМИ с опционом обратного выкупа в течение 6 лет. 

Этот научно-исследовательский институт стал государственным центром консолидации активов в российском автопроме. Ранее он же сосредоточил имущество японских концернов Nissan и Toyota, включая их петербургские автозаводы. НАМИ принадлежит еще и 63,5% долей проекта люксовых автомобилей Aurus. 

ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ

По оценке АвтоВАЗа, в октябре этого года в России было продано 40,9 тысячи пассажирских и коммерческих автомобилей Lada. Это на 113,7% выше того же периода прошлого года. Компания заняла 40% российского рынка легковых автомобилей. Это лучший результат в этом году и максимальный за последние 10 лет. 

Всего за 10 месяцев в РФ официальные дилеры Lada передали клиентам 283,5 тысячи новых автомобилей, что на 98,4% превышает показатели января — октября 2022 года. 

Лидером продаж по итогам года стала Lada Granta с результатом 95,9 тысячи автомобилей. Рыночная доля модели выросла более чем в 2 раза и достигла отметки 14,2%* (в 2021 году рыночная доля Granta составила 6,7%). 

Lada на экспорт продвинет выходец из «КАН-Авто»

Lada Granta, которая стартовала как «народный автомобиль», присутствует на российском рынке с декабря 2011 года. Уже в 2012 году модель вошла в число самых продаваемых, и с тех пор стабильно удерживает 1-2 места в рейтинге. Сегодня эта модель является самой доступной в России. 

В октябре 2023 года жители нашей страны приобрели 489,1 тысячи легковых автомобилей с пробегом. Такие данные приводит агентство «Автостат».

Лидерство здесь по традиции также принадлежит отечественной Lada — во второй осенний месяц было куплено 113,7 тысячи таких подержанных машин. Второе место сохраняет японская Toyota, показатель которой составил 55,8 тысячи единиц. Далее следуют корейские бренды Kia и Hyundai (26,5 тысячи и 26,1 тысячи штук соответственно). Замыкает топ-5 японский Nissan (25 тысяч автомобилей). 

.

Фото: Павел Хацаюк/ «Вечерняя Казань»

          Социальные сети.

Источник