Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок


Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок

Концепция проекта уже дорабатывается. Авторы опрашивали мастеров, чтобы узнать их представления о будущем центре. Ремесленики сразу дали понять, что деньги в этом вопросе — не самое главное. Предпочтения отдают мастерским.

Эпоха великого универмага прошла. ЦУМ закрыт, а здание планируют обновить для нового центра народных промыслов. В октябре провели закрытую презентацию. Журналист «Вечерней Казани» пообщалась с ремесленниками и узнала о долгих разговорах по телефону с авторами проекта и почему творчество дороже денег.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЦУМОМ

«Согласно концепции предполагается, что в здании разместятся мастерские, производственные площадки, пространства для проведения мастер-классов. Общественное пространство будет местом притяжения, как для казанцев, так и для туристов» — сказано на сайте раиса Татарстана Рустама Минниханова.

Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок

Эпопея с ЦУМом началась ещё в конце марта, когда раис республики высказал идею о покупке этого здания. Летом выяснилось, что арендаторы начинают собирать свои «вещи» для переезда в другие торговые центры. В какой-то степени они даже были рады, поскольку ЦУМ уже давно не пользовался той популярностью, которая была 20 лет назад. Сам универмаг также терпел убытки, поэтому решение создать там центр ремёсел многие оценили положительно. Особенно мастера, которые надеются, что новое здание станет неким творческим пространством. Вот только есть опасение, что на здание обратили внимание только из-за коммерческого интереса.

30 сентября двери центрального универмага закрылись для посетителей. Когда здание станет центром притяжения мастеров ещё неизвестно, потому что пока разрабатывается лишь концепция проекта. Представить её пообещали к концу этого года. «Вечерней Казани» в Институте развития городов Татарстана рассказали, что на данный момент уточняется функциональное зонирование. Раис республики поручил проработать вопрос с точками питания. На первом этаже, скорее всего, останется супермаркет «Бэхетле».

Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок

Рабочая группа института совместно с Кабинетом министров Татарстана сейчас занимаются проектом. Помимо этого, опрашиваются мастера со всей республики. Как сообщила нам одна из ремесленниц, сначала был онлайн опрос, а после им перезвонили создатели проекта.

НЕОБХОДИМО СОТРУДНИЧЕСТВО С ТУРИСТИЧЕСКИМИ АГЕНТСТВАМИ

Резчик по дереву Евгений Корезин рассказал, что любого мастера волнует реализация будущего центра. Они участвуют в ярмарках, общаются между собой и продают свои работы. По его словам, необходима хорошая реклама. Для того, чтобы здание приносило пользу важно наладить сотрудничество с турфирмами.

Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок

— Если он будет стоять сам по себе, то туда никто не пойдёт. Он находится не в центре. Вот в татарскую деревню «Туган Авылым» возят туристов. Там мастера продают свои работы, арендуют лавки, — говорит Корезин.

Важно, чтобы и турагентства были заинтересованы возить туда своих туристов. Для этого центр не должен быть просто сплошной торговой точкой, ему необходимо представлять хоть какой-то интерес.

Корезин предлагает создать не просто точки, а места, где мастера смогут работать и реализовывать своё творчество. Держать «магазин», где просто сидит продавец, не имеет смысла. Для ремесленников — это лишняя «обуза», поэтому они всегда продают всё сами.

Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок

Мастера могут создавать свои работы прямо на месте. Для этого необходимы специальные зоны для творчества. Гости смогут увидеть процесс создания и возможно по-новому взглянуть на ремесло. По словам Евгения, стоит «нарядить» всех ремесленников в народные костюмы, как это сделано в Измаиловском Кремле в Москве. Тем самым появится некая интерактивность, что несомненно привлечёт гостей.

— Туристы «хлынули», берем резец, садимся на стульчик, берем заготовку и вырезаем деревянную шкатулку. То есть нас интересует именно такая точка реализации. Потому что если делать просто ряды и посадить продавцов, то это удобно, но менее интересно. А так мастер сидит и сам вырезает, рассказывает о работе в красивом костюме. Это выгоднее и будет больше привлекать людей,- говорит Евгений.

БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА

Реализация работ хоть и важна, но мастера хотят пространство для творчества. У кузнеца Алмаза Казакова уже есть две точки. Центр ремёсел ему интересен для проведения там мастер-классов, на которых авторы смогут обучать начинающих коллег и детей.

— Мне кажется мастер-классы нужны как ознакомление с профессией. Такие вещи всегда интересны, а не просто реализация своих изделий. Важно, чтобы там предоставили хорошие условия для мастеров, — рассказывает собеседник.

Собеседник отмечает, что у ЦУМа довольно-таки хорошее и удобное расположение для центра. Главное преимущество — вокзал неподалёку. Приезжим, по его мнению, будут особенно интересны лавки с татарскими изделиями.

Мастера Казани боятся, что центр ремёсел в ЦУМе превратится в рынок

Керамист, доцент и ведущий специалист научно – экспериментальной лаборатории художественной керамики Инжинирингового центра КазГИК Андрей Махинин рассказал, что в первую очередь важна цель, которую преследуют авторы проекта.

— Если это популяризация декоративно-прикладного искусства с национальным уклоном, то это замечательно. Но совсем другая история, если это просто объект коммерческого характера. Во втором случае попросту расширится диапазон торговых точек, — говорит Махинин.

Как таковой ценности в них будет мало, поскольку купить изделия можно у мастеров на заказ, либо у казанского кремля. Более того, в столице Татарстана часто проходят ярмарки, где также предоставляется огромный выбор различных изделий.

По мнению керамиста, в центре нужен клубный подход. Должно быть разделение традиционного искусства и авторского, возможность для обмена творческого опыта и, конечно же, мастер-классы. Проводить уроки в идеальной концепции Махинина должны только те, у кого есть опыт преподавания и профессиональные методики обучения. Хороший мастер это еще не значит прекрасный учитель.

— Мастер-класс — это просто проведение занятий. Я думаю, деятельность художника-мастера шире. Это не только мастер-класс, что как раз связано с популяризацией. Основное — это делать какие-то выставочные работы, находить другие приемы, более сложные и многогранные подходы, создавать новые образцы, чтобы было развитие художественного промысла, — отмечает собеседник.

Фото: Вечерняя Казань / Павел Хацаюк

Источник