Как мэр Казани звал лучших художников и архитекторов, чтобы вывести искусство в городе на уровень знаменитого шоу
Фото: Динар Фатыхов
«Хватит уже в Москве творить! Приезжайте к нам — мы создадим условия», — зазывал Ильсур Метшин в Казань известных российских художников, архитекторов и дизайнеров. В городе проходит VIII Архитектурно-градостроительная конференция «Диалоги», посвященная искусству в городе. За что пришлось «краснеть» казанскому мэру, как в столицу республики удалось привезти «Цирк дю Солей» и почему создателям искусства в городе стоит равняться на это шоу — подробнее в материале «Реального времени».
Что сделать, чтобы Казань вышла на мировой уровень с искусством в городе
Два года Казань собирает на конференцию ведущих архитекторов и дизайнеров страны — обсудить новые тренды и направления в работе в кругу профессионального сообщества. Нынешние «Диалоги. Летние встречи — 2024» проходят в Казанском кремле во дворе Присутственных мест. Встречу посвятили искусству в городе.
Пленарную дискуссию модерировал известный российский художник, куратор, моряк, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году Александр Пономарев. В своем выступлении он рассказал об искусстве как деятельности, которая объединяет город. Презентовал инсталляции и скульптуры, над которыми работал по всему миру. Привел в пример разработанную им схему взаимодействия искусства в городе, сравнив ее с человеческим организмом.
«Главный принцип инвестиций в искусство — подходить к вопросу комплексно», — считает Александр Пономарев. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
— Главный принцип инвестиций в искусство — подходить к вопросу комплексно, — считает Александр Пономарев. — Вы знаете эффект Бильбао, когда маленький индустриальный городок превратился в знамя искусства в мире и за год окупил музей Гуггенха́йма (музей современного искусства)? Ждали 300 тысяч посетителей, а приняли 1,5 млн человек. А вообще за пять лет существования музея в город приехало 5 млн, население города начало увеличиваться.
Мысль о том, как культурные объекты могут изменить жизнь города, продолжила главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. В городе ввели новую норму — обязали владельцев зданий площадью от 1,5 тысячи квадратных метров открывать арт-объекты на своей территории. Создали карту достопримечательностей, так что любой объект можно легко найти. Новое направление — арт-объекты на предприятиях, когда даже ненужное оборудование из старых цехов можно превратить в точку притяжения, размышляла спикер. «Очень важны арт-объекты городского уровня, на пересечении больших магистралей», — заметила спикер. Следующий пример — создание арт-объектов из мусора, в реализации таких проектов, которые имеют еще и экологически важное значение для города, главный архитектор Казани отметила СИБУР. Привела в пример созданные из переработанного пластика скамейки. Недооценивают, по ее мнению, и силу фотографии — фотовыставки также привлекают большое количество гостей.
«Мы сегодня собрались здесь, чтобы обсудить, что нужно сделать, чтобы Казань вышла на мировой уровень», — отметила Ильсияр Тухватуллина. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
— Мы сегодня собрались здесь, пригласили звезд, работающих в этой сфере, чтобы вместе обсудить и наметить пути, что нужно сделать, чтобы Казань вышла на мировой уровень, в том числе в работе с искусством в городской среде. Какие площадки должны появиться, какие фестивали, инициативы надо зафиксировать. Почему в это должны активно включаться и архитекторы, и застройщики. Все эти вопросы мы будем задавать себе в эти дни, — сообщила Ильсияр Тухватуллина.
Застройщиков она призвала учитывать этот опыт и не бояться реализовывать в своих жилых комплексах.
«Вода в Казани — кровеносная система города»
Архитектор и дизайнер, автор жилых домов и интерьеров, шоурумов и офисов, выставочных павильонов и инсталляций Алексей Козырь рассказал о своем первом знакомстве с Казанью: «Нас позвали сюда делать выставку и мозаику. Мы начали искать в городе какие-то места, куда можно интегрировать мозаичное панно, скульптуры, то есть чтобы это тоже стало искусством в городе». Команда изучила Черное озеро на предмет, как его адаптировать под музейное, под выставочное пространство — проект пока в работе. Высоко оценил дизайнер опыт благоустройства набережной Кабана, но больше всего Казань впечатлила его во время прогулки по Волге:
— Мы увидели берег, и для меня город раскрылся полностью. Я понял, что вода в Казани — кровеносная система города, он весь пронизан озерами, каналами, водоемами — ну и конечно Волга, Казанка. Портовая территория — место силы: с одной стороны — город, с другой — река, а это центр. Мы придумали такую историю лучевую, то есть лучами расходимся от порта, и какие-то эпицентры возникают в озерах и каналах. Все это должно быть связано с водой, и город таким образом поворачивается лицом к реке, — презентовал он идею.
«Я понял, что вода в Казани — кровеносная система города», — заметил Алексей Козырь. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Интересной заявленную тему встречи назвал член Союза архитекторов, Союза дизайнеров и Союза графиков России, основатель уникальной школы деревянной архитектуры Тотан Кузембаев. Но призвал не делить искусство и архитектуру: «Я считаю, что архитектура — тоже искусство, ее нельзя отделять. Есть архитектура и искусство, есть скульптуры, а есть графики, живописцы и так далее. Но раньше такого не было. Вообще раньше не было архитектора. Все, что строилось тогда, это строили художники, талантливые люди. Взять ваш Кремль, его тоже строили очень талантливые люди. Они создавали искусство, архитектуру, поэтому мы все едем сюда, любуемся, смотрим». По словам спикера, сейчас много очень похожих друг на друга современных городов:
— Скучно, не хочется ехать в такие города, потому что ты увидишь то, что уже видел. Тем более почему-то наши архитекторы любят повторять западные образцы. Ребята, с Запада никто не приедет смотреть на чужую копию, то есть плохо сделанную копию. Это мы должны помнить, не забывать о корнях и делать настоящее искусство!
Наталья Градобоева, начальник отдела по работе с посетителями Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, презентовала проект «Арсенала» в Нижнем Новгороде. Продюсер культурных проектов рассказала, как после масштабной реконструкции, объект превратился в одну из главных достопримечательностей — только за последние годы здесь прошло более 100 выставок. «После того как в 2000 году мы стали частью большой семьи Пушкинского музея, у нас появилась возможность, помимо работы современных авторов, увидеть искусство классического периода», — отметила гостья.
По словам Тотана Кузембаева, сейчас много очень похожих друг на друга современных городов — «скучно, приезжать не хочется». Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
О работе арт-парка «Никола-Ленивец» — самой большой в России площадке современного искусства под открытым небом — рассказала его управляющий партнер и продюсер фестивалей «Архстояние», «Архстояние Детское» Юлия Бычкова. Проект вырос вокруг небольшой деревни в Калужской области и с тех пор привлекает огромное количество гостей:
— Сейчас это уже территория в 650 гектаров, больше, чем ВДНХ. Здесь более 50 объектов показа от российских, зарубежных художников, музыкантов, архитекторов и просто талантливых людей, которые привлекают 250 тысяч туристов в год. У нас нет государственных субсидий, нет карманного инвестора. Мы существуем на деньги нашей аудитории, которая приезжает, покупает билеты, живет в наших гостиницах, ест в наших ресторанах и так далее. То есть мы существуем за счет партнеров, спонсоров и достаточно большой событийной программы.
О работе арт-парка «Никола-Ленивец» — самой большой в России площадке современного искусства под открытым небом — рассказала его управляющий партнер Юлия Бычкова. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Миссия команды — через паблик-арт создавать безопасную городскую и природную среду с помощью искусства, изменять среду и создавать уникальные тренды, оказывать поддержку регионам и участвовать в формировании инициативы на местах. «В нашей стране много территорий, она у нас очень большая. Культуры крайне мало и крайне мало инициатив. Поэтому, друзья, в большом аквариуме должны плавать большие черепахи. Давайте создавать правильно большое монументальное искусство, которое будет эффективно развивать нашу территорию», — заключила спикер.
Метшин: «Застройщики выходили из моего кабинета — ну что он до нас докопался»
Приветствовав гостей, мэр Казани признался, что испытывает двоякие чувства: «Наш архитектор хвалила город, а я думаю, чем же все это время занимался и какие шедевры в других городах есть». Но никогда, наверное, не поздно новый путь начинать, заметил Ильсур Метшин и вспомнил шутку, которую рассказывал Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев: «Когда его спросили, почему ваш Кремль не красный, а белый? Ответил: «А нам не за что краснеть». В отличие от первого президента мне есть за что краснеть, потому что у нас нет паблик-арта».
— Я, как и Тотан, вырос в небольшом городе, Нижнекамске. У нас одинаковые гостиницы, пятиэтажки, девятиэтажки, школы, то есть не было насмотренности. Помню мой первый приезд в Женеву, когда я увидел этот знаменитый стул без одной ножки (монументальная скульптура). Думаю, ну что это? Вкусный шоколад, прекрасные гостиницы, фонтан красивый. Ну как можно было это построить в центре города? — рассказал градоначальник, признавшись, как не сразу постиг идеи современного искусства.
Приветствовав гостей, мэр Казани признался, что испытывает двоякие чувства: «Наш архитектор хвалила город, а я думаю, чем же все это время занимался и какие шедевры в других городах есть». Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Затем рассказал, как казанских застройщиков начали убеждать обустраивать дворы новых жилых комплексов различными активностями. «Они выходили из моего кабинета, как потом мне рассказывали, со словами: «Ну что он до нас докопался». Но как только первый объект реализовали, как пирожки горячие разлетелся весь комплекс. И сейчас в Казани уже не продают квадратные метры, продают образ жизни. Застройщики между собой спорят за то, что нового жителям Казани дать, кроме комфортабельного, безопасного, красивого жилья». Спикеров дискуссии градоначальник призвал поработать над тем, как улучшить облик Казани, развивая искусство в городе. Столице республики нужны лучшие архитекторы, дизайнеры и художники страны:
— Мы вот с руководителем нашего Фешинского худучилища как раз об этом сейчас разговаривали. Преподаватели нам нужны, мы готовы и гранты выделять, и жилье. Одним словом, должны быть таким магнитом, который все лучшее притянет. Хватит уже в Москве творить, хватит! Давайте, приезжайте к нам — мы создадим условия.
После 1000-летия Казань была больше занята наведением порядка в жилищно-коммунальной сфере: «Каждая пятая крыша в городе текла, не до паблик-арта было». Но сейчас татарстанская столица готова двигаться в новом направлении, подчеркнул мэр. Узнав, что среди архитекторов есть зарубежный гость, который специализируется на небоскребах, пошутил: «От слов «высотные здания» нашему главному архитектору сразу стало плохо сразу. Но если уместно, да. Поэтому мы говорим вам «Добро пожаловать, Welcome to Kazan». Надеемся, что в коллаборации с тем, что вы услышите, мы сотворим очередной шедевр!»
Гость из Португалии напомнил ему о знакомстве с директором «Цирка дю Солей», которого он принял несколько лет назад по просьбе Шаймиева. «Захожу в зал совещания — сидит империалист. Есть же свободные люди, у которых нога на ногу, и эта нога чуть выше моего стола. Думаю, только директора цирка не хватало. Он удивляется, что я ему не счастлив, начинает представляться. Ну и откуда мне, нижнекамскому парню, знать, что такое «Цирк дю Солей»? В конце концов казанскому градоначальнику все же удалось найти общий язык с гостем, поговорив о детях: «сразу хочу сказать, сейчас мы с ним замечательные друзья». Во время поездки в Лиссабон Метшин впервые посетил знаменитое цирковое шоу:
— В большом возрасте со мной мало что случалось, что меня, как ребенка, заставило радоваться. Трехчасовое шоу, еще два часа ходили по городку, где 30 процентов артистов — наши выходцы из СССР, три артиста из Татарстана были. Говорю: хочу шоу в Казань привезти. Поехал на совет директоров, а они в миллионном городе старты не делают. Я им пообещал, что соберу кассу и обеспечу коммерческий успех. Говорят — положи на банковский счет определенную сумму, и мы это сделали. Продали билеты, тогда Казань у них вошла как город открытия. Поэтому в городском искусстве мы хотим вырасти до уровня «Цирка дю Солей». Для этого мы все здесь собираемся.
Поддержать начинания готовы и в руководстве республики, заверил мэр. По его словам, все обязательства будут выполнены — важно лишь создать в Казани атмосферу и среду, где профессионалы будут творить вместе с местной молодежью.
Василя Ширшова