На Госсовете РФ по жилью Хуснуллин грезил бессрочной льготной ипотекой, а президент РТ нашел деньги на детсады в комиссиях банков
«Я попросил ужесточить лицензионные требования к управляющим компаниям в части материально-технического оснащения, квалифицированного штата работников. «Рога и копыта»! Ну пора же наводить порядок!» — негодовал сегодня президент РТ Рустам Минниханов на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, городская среда». Вместе с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным он предложил сделать льготную ипотеку бессрочной, чтобы избежать ажиотажа. Другие задачи — удержать текущие ставки по ипотеке и увеличить размер займов. О том, как Минниханов предложил вместе с Роспотребнадзором поискать землю под жилье в городах, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в России закладывается успех строительной отрасли до 2030 года, воодушевляюще начал свое выступление вице-премьер РФ Марат Хуснуллин Фото: rais.tatarstan.ru
«Мы смогли поставить на поток ремонт дорог, также должны настроить работу по ЖКХ»
Сегодня в России закладывается успех строительной отрасли до 2030 года, воодушевляюще начал свое выступление вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Далее он кратко остановился на итогах работы стройкомплекса в последние два года и долгосрочных планах по развитию. Вот его главные тезисы:
- Сегодня можно уверенно сказать, что в 2023-м в стране будет сдано более 103 млн кв. м жилья, а это «очередной рекорд». Кроме того, в пересчете на душу населения в стране строится больше жилья, чем в Китае. Стройкомплекс — единственная отрасль в стране, которая, несмотря на пандемию и санкции, растет.
- Люди — главный капитал, а задача правительства — создавать инфраструктуру (жилищную, транспортную, социальную и т. д.) нового качества. «Через развитие инфраструктуры мы будем поднимать ВВП страны, улучшать качество жизни населения. Это выступит таким драйвером развития всей экономики, даст серьезный вклад в ВВП», — указал Хуснуллин.
- Сейчас создана новая комплексная программа обновления населенных пунктов. Для ее реализации к 2030 году необходимо построить 1 млрд кв. м жилья, 350 млн кв. м коммерческой недвижимости и 400 тыс. номеров для туристической отрасли, вовлечь в жилищное строительство 250 тыс. га земельных участков («каждый метр земли в населенном пункте должен работать»),
- По жилищному строительству «мы перевыполняем все планы». «Когда встает вопрос, во что сегодня вкладывать деньги, коллеги, у нас нет другого такого гигантского рынка потребления населением, как жилье <…>, — подчеркнул Хуснуллин. — Это самый большой рынок потребления в стране — строительство жилья! На сегодняшний день население профинансировало более 9 триллионов [рублей]. Самый крупный инвестор в стране — население. Оно поверило нам, приносит деньги застройщикам по закону о защите эскроу-счетов. Наша задача — не мешать этому процессу, а максимально помогать».
- В 2023-м в основном завершится программа переселения из аварийного жилья. Однако за время ее реализации еще 22 млн «квадратов» были признаны аварийными. «Если мы не запустим программу КРТ (комплексное развитие территорий — прим. ред.), механизмы обновления жилого фонда, каждый год у нас количество аварийного жилья будет расти», — отметил вице-премьер.
- В стройке «мы идем успешно», однако старение сетей происходит ежегодно, и на положительный тренд по ЖКХ в стране пока не вышли. Модернизации требует 42% коммунальных сетей, было указано в презентации Хуснуллина. Сам он указал на «непочатый край работы», поэтому в ближайшие годы правительство и минстрой будут отдавать приоритет ЖКХ. При этом в бюджете с 2025-го на поддержку ЖКХ заложено по 150 млрд рублей. «Под эти деньги мы должны сделать проекты, отработать за 2024 год проектно-сметную документацию и рвануть в 2025-м на обновление ЖКХ. Мы смогли с регионами поставить на поток ремонт дорог, у нас все это нормально идет, также должны настроить работу по ЖКХ. Сети можно менять, здесь ничего сложного нет», — отметил Хуснуллин.
- Еще один вызов (особенно в крупных городах) — плотность улично-дорожной сети, которая в России значительно ниже, чем во многих странах мира, а вот автомобилизация выше. Если ничего не делать, то к 2030 году средняя скорость в городах снизится с 27 до 18 км/ч, к 2035-му — до 13 км/ч, а это значит замедление экономики. «При такой тенденции, если мы не будем заниматься общественным транспортом, у нас все города встанут в пробках», — предупредил вице-премьер. По его словам, в стране не могут каждую машину обеспечить парковочным местом, а без регулировки парковочного пространства победить городские заторы невозможно.
- Что касается дорожного строительства, то здесь задача на ближайшие годы — определить приоритеты для регионов (кому-то нужна дорога внутри населенного пункта, кому-то — подъездная, а кому-то — магистраль, связывающая крупные центры) и продолжить программу ремонта и строительства. В пример он привел трассу М12: с начала ее строительства во Владимире объем возведения жилья на душу населения стал 0,9 м на человека, а национальная цель — 0,8 м на человека по всей стране.
- В следующей программе необходимо связывать дорожное строительство и развитие населенных пунктов. «Когда у тебя хорошие дороги, человек принимает решение — он может жить в городе, а на работу ездить за десятки километров», — пояснил Хуснуллин.
- Чтобы дальше двигаться по всем вопросам, правительству необходимо утвердить базовую стратегию развития инфраструктуры до 2030 года, предусмотрев комплексное обновление населенных пунктов, развитие транспортной инфраструктуры, сокращение инвестиционно-строительного цикла, ресурсное обеспечение отрасли и другие.
- Что касается льготной ипотеки, то Хуснуллин заявил о необходимости принять решение о ее параметрах. «Мы все время ставим ограничительные сроки выдачи ипотеки. Люди, понимая, что она скоро закончится, начинают ее брать. Потом мы ее продлеваем, они опять начинают брать, — сказал вице-премьер. — Если мы с 1 июня дальше не станем продолжать льготную ипотеку, она не будет стимулировать строительство, у нас случится провал. Поэтому нам надо утвердить программу минимум до 2030 года, сказать: основные правила вот такие. Станет экономика лучше, будет не хватать этих правил, добавим. Окажется перегрев — будем что-то регулировать, что-то уменьшать». Позже он добавил, что льготную ипотеку необходимо продлевать.
Как отметил Минниханов, сегодня средняя стоимость двухкомнатной квартиры в Казани составляет 12–13 млн рублей Фото: rais.tatarstan.ru
Минниханов: «Рога и копыта»! Ну пора же наводить порядок!»
Строительная отрасль в стране за последние годы набрала «серьезный темп», и если раньше Татарстан считал «большой победой» 1,8 млн кв. м введенного жилья в год, мечтал о 2 млн, то теперь республика ушла за 3 млн «квадратов». Такого показателя не было бы без льготной ипотеки, отметил Рустам Минниханов. Выступал он, заметим, не только как президент РТ, но и как председатель профильной комиссии Госсовета РФ. За 10 месяцев 2023 года выдача ипотечных кредитов в России выросла на 61%, уточнил глава республики и горячо поддержал идею сделать льготную ипотеку бессрочной. Потому что ограниченные сроки порождают ненужный ажиотаж.
Также, как отметил Минниханов, необходимо сохранить текущие ставки по льготным программам. Они держат рынок первичного жилья. «Ведь один из главных критериев оценки губернаторов — это улучшение жилищных условий. Как мы станем улучшать жилищные условия, если ипотека будет недоступна?» — спросил Минниханов. В октябре спад на рынке на фоне возросшей ключевой ставки уже наблюдался. Так, в Татарстане число ипотек за месяц снизилось на 15,9%: с 9,4 тыс. в сентябре до 7,8 тыс. в октябре.
Еще один тезис — надо увеличивать размер льготного кредита. Как отметил Минниханов, сегодня средняя стоимость двухкомнатной квартиры в Казани составляет 12–13 млн рублей. «Если мы не примем решение об увеличении размера кредита… Как правило, это семья, ребенок. Поэтому это очень важная тема, ее мы тоже должны обозначить», — подчеркнул президент.
Все бы хорошо, вот только Центробанк РФ вряд ли поддержит идеи. Напомним, регулятор активно выступает за постепенное сворачивание льготной ипотеки. Причем совсем недавно Госдума решила заняться вопросом дифференцированных ставок по льготной ипотеке в зависимости от средней зарплаты. Там, где доходы граждан ниже, и ставка должна быть поменьше, а в регионах с высокими доходами ее надо делать выше. Это, в понимании депутатов, должно обеспечить справедливость, одинаковую доступность займов. В нынешнем виде льготная ипотека действует до 1 июля 2024 года. Кстати, минфин РФ предлагает повысить первоначальный взнос по ипотеке с 20 до 30% от цены договора, а для Москвы, Подмосковья и Ленинградской области срезать максимальный размер кредита с 12 млн рублей до 6 млн рублей, как у всех остальных субъектов.
Минфин РФ предлагает повысить первоначальный взнос по ипотеке с 20 до 30% от цены договора, а для Москвы, Подмосковья и Ленинградской области срезать максимальный размер кредита с 12 млн рублей до 6 млн рублей, как у всех остальных субъектов Фото: «БИЗНЕС Online»
Как выяснилось, одна из больных тем для всех регионов — строительство социального жилья без права приватизации. Только в Татарстане на такое жилье претендуют 38,6 тыс. семей, а нынешние программы — федеральные и республиканские — рассчитаны на стройку нескольких тысяч квартир в год. Здесь, по мнению президента, нужна доработка мер поддержки, а проще говоря, увеличение финансирования.
Социальная инфраструктура не успевает за стройкой жилья, указал Минниханов на «застарелую» проблему. Что делать? Во-первых, продлить федеральную программу «Стимул» с субсидиями на стройку социальной и коммунальной инфраструктуры в новых жилых районах. Во-вторых, дать регионам право выбирать, какой моделью пользоваться при строительстве жилья: эскроу-счета либо спецсчета под гарантии субъектов. При втором варианте ключевым условием для застройщика вместо выплаты процентов банкам станет участие в строительстве или реконструкции соцобъектов: школ или детсадов.
Минниханов привел статистику расходов девелоперов в рамках проектного финансирования: до 10% стоимости проектов жилья идет на проценты и комиссии банкам. Таким образом, если девелоперы реализуют проекты на 50 млрд рублей, банкам уходит до 5,5 миллиарда. Эти средства можно было бы направить на строительство детских садов, школ. Строительство жилья через эскроу сохранится, но у регионов появится дополнительный источник финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры, пояснил Минниханов. «Я не против того, чтобы банки зарабатывали, они должны зарабатывать, но нормы прибыли должны быть», — подчеркнул он.
Вот какие еще идеи озвучил Минниханов:
- Пересмотреть «избыточные» нормативы для застройщиков, которые повышают стоимость жилья. Например, сейчас компании должны строить ливневую канализацию и сбрасывать воду в водные объекты, а не на рельеф. Нужно разрешить сброс ливневой канализации на рельеф и прописать нормы в СанПиН.
- Провести инвентаризацию санитарно-защитных зон в населенных пунктах и проверить, актуален ли этот статус. «Ведь многие предприятия уже закрыты, либо сфера деятельности каких-то экологических проблем не создает. Это будет очень хороший ресурс для уплотнения застройки в городах», — сказал Минниханов. По его словам, к работе можно было бы подключить Роспотребнадзор.
- Повысить роль государства в управлении многоквартирным фондом и ужесточить лицензирование управляющих компаний. Сейчас соответствующий документ обсуждается в Госдуме. «Не все там (в документах Думы — прим. ред.) предусмотрено, а полумерами мы порядок не наведем. Ко второму чтению я попросил ужесточить лицензионные требования к УК в части наличия материально-технического оснащения, квалифицированного штата работников. „Рога и копыта“! Ну пора же наводить порядок!» — сказал Минниханов. Также должна быть возможность приостанавливать действие лицензий у УК, накопивших долги перед ресурсоснабжающими организациями.
- Повысить госконтроль за средствами граждан на капремонт, скапливающимися не в фондах капремонта, а на спецсчетах. Нужно усилить требования к владельцам таких счетов и перечислять средства за выполненные работы только после согласования Госжилнадзора. «Куда они деньги тратят? Есть некоторые дельцы. Пока дом новый, они деньги тратят, а потом жильцы приходят к нам и требуют», — отметил Минниханов. Он предложил «предусмотреть возможность восстановления средств собственников [жилья], которые были потрачены нецелевым образом». За чей счет нужно восстанавливать, не прозвучало.
- Дать регионам право продлевать срок действия существующих унитарных предприятий и создавать новые компании в сфере городского хозяйства, благоустройства. Напомним, ликвидация МУПов до 1 января 2025 года предусмотрена федеральными требованиями.
- Открыть специализированные ресурсные центры для подготовки специалистов в сфере ЖКХ и повысить размер зарплаты. «Мы же приняли — по школам, садикам, объектам культуры уровень зарплаты сотрудников не должен быть ниже среднего по региону. Мы такое же решение должны принять [по оплате работы сотрудников ЖКХ]», — сказал Минниханов.