«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12


Поможет госпрограмма развития придорожного сервиса — до 2035 года в России хотят создать 276 оазисов у дорог

«Открытие дороги даст возможность развиваться территориям вокруг», — говорил накануне председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко об эффекте от строительства отрезка трассы М12 «Восток» от Москвы до Казани. Социалистические темпы строительства участка глава госкомпании объяснил капиталистическими обязательствами — надо отдавать долги. А правительство РФ планирует и дальше развивать платные дороги — их длина до 2030 года вырастет в 2,5 раза до 7 тыс. километров. В том числе за счет бесплатных, как это было с трассой М4 «Дон». О том, какие эффекты ждут от трассы М12 регионы, Ozon, минстрой РФ, — в материале «БИЗНЕС Online» с форума «Транспорт России».

«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12

Эффект трассы М12 для экономики страны, регионов и городов обсуждали накануне на форуме «Транспорт России»

Как М12 сблизит города Поволжья и не только

Эффект трассы М12 для экономики страны, регионов и городов обсуждали накануне на форуме «Транспорт России». Напомним, в среду торжественно запустили первый участок трассы М12 в Татарстане и Чувашии. От Москвы до Казани путь намерены открыть к 20 декабря. И это будет только часть транспортного коридора «Россия», который в 2024 году дойдет до Екатеринбурга, затем до Тюмени, а потом до Владивостока. Длина — 12 тыс. километров.

«Чувствовали, насколько был востребован, особенно в Московском регионе, любой участок. Любой кусок дороги нужен!» — говорил председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко и напомнил, что трасса М12 от Москвы до Казани строится с опережением. Изначально объект планировали сдать в июне 2024 года.

Трафик, новые отрезки нужны и для расчета по долгам. Из фонда национального благосостояния госкомпания получила 150 млрд под 3% годовых. Свыше 100 млрд рублей привлекли с рынка, которые тоже надо отдавать. Впрочем, по оценке старшего управляющего директора департамента кредитования ключевых клиентов ПАО «Сбербанк России» Константина Песоцкого, только 12% средств на М12 взяли с рынка, остальное — бюджет.

«Это главный двигатель, деньги должны работать, — озвучил Петушенко главную причину досрочного ввода участков скоростной трассы. — Открытие дороги даст возможность развиваться территориям вокруг».

«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12

По оценке старшего управляющего директора департамента кредитования ключевых клиентов ПАО «Сбербанк России» Константина Песоцкого, только 12% средств на М12 взяли с рынка, остальное — бюджет

Новая дорога от Москвы до Казани позволит сократить время в пути:

  • с 12 до 6,5 часа — Москва – Казань (на 46%);
  • с 16 до 8 часов — Москва – Самара (на 50%);
  • с 10,5 до 5 часов — Нижний Новгород – Самара (на 53%);
  • с 32 до 21 часа — Санкт-Петербург – Сагарчин (на 35%).

Время в пути от Москвы до Владимира уже сократилось до 1,5 часа. «Жить можно во Владимире! — говорил Петушенко. — Эффект гораздо шире и касается не только пяти регионов, по которому проходит дорога». Например, ждут пользу в Ульяновске — оттуда до трассы М12 надо ехать 170 км, но благодаря скоростному движению время до Москвы сократится на 4,5 часа.

Пермь не рядом с дорогой М12, но эффекта ждут и тут — по югу Пермского края проходит 93 км дороги с 30 искусственными сооружениями. «Серьезный объем инвестиций, рабочие места! Ждем роста темпов развития южных территорий, это возможность быстрее добраться до Екатеринбурга, Казани, Москвы», — говорил на форуме губернатор края Дмитрий Махонин.

Экономический эффект 2 трлн за 20 лет, 160 млн «квадратов» жилья, сохраненные часы жизни

Эффект платной автотрассы М12 от Москвы до Казани оценивают в 2 трлн рублей за 20 лет, сообщил гендиректор агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. Ожидается, что на каждый затраченный рубль в экономику вернется 1,3 рубля.

Структура эффектов от 2 трлн рублей выглядит так:

  • строительство дороги — 711 млрд рублей, или 35%;
  • агломерационный эффект: при сокращении времени в пути экономика малых и средних городов начинает работать как один мегаполис. Эффект — 421 млрд рублей, или 20%. Например, после запуска платной дороги до Твери жители Москвы поехали туда лечить зубы и даже стричься;
  • прирост выручки оператора платной дороги — 356 млрд рублей, или 17%;
  • экономия времени пассажиров и грузов — 249 млрд рублей, или 12%;
  • прирост туристических поездок — 44 млрд рублей. «Это примерная оценка. Точно прогнозировать не можем», — оговорился Онищенко.

Градостроительный потенциал вокруг М12 озвучил представитель минстроя России: свыше 160 млн кв. м жилья до 2030 года. С каждым регионом уже заключили градостроительные меморандумы. Например, вдвое до 200 тыс. человек намерено увеличить число жителей Мурома руководство Владимирской области.

«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12

А таковы оценки эффективности отрезка М12 от Москвы до Казани у «Автодора»:

  • 11,3 млн человек — пассажиропоток к 2030 году;
  • в 3,5 раза — сокращение смертности и травматизма в результате ДТП;
  • до 85 тыс. новых рабочих мест;
  • 18 млн т — годовой грузопоток к 2030 году;
  • 114 млрд рублей — кумулятивный эффект от увеличения турпотока;
  • 1,8 трлн рублей — общий эффект для валового внутреннего продукта;
  • 336,7 млрд рублей — прирост бюджетного дохода.

«Это только начало развития дороги и того, что есть рядом», — подчеркивал Петушенко важность ожидаемого эффекта от дороги.

«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12

Владимир Гончаренко: «Дороги — это та инфраструктура, которую маркетплейсы не строят сами»

Мнение маркетплейса: «Есть большой запрос на динамику снижения стоимости»

Распробовал новую платную трассу М12 от Москвы до Владимира Ozon. По этому участку уже курсирует 10 фур с товарами продавцов электронного рынка.

Открытие всей трассы М12 увеличит скорость доставки, считает заместитель управляющего директора Ozon Владимир Гончаренко. Средний срок доставки по стране у маркетплейса — четыре дня. За доставку товара в пункт выдачи отвечает Ozon, но магистральные перевозки между городами выполняют свыше 500 перевозчиков с 3,5 тыс. фур.

«Конкуренция не только за цену, но и за скорость доставки», — говорил Гончаренко. И дороги — это та инфраструктура, которую маркетплейсы не строят сами. — Магистральное сообщение остается для нас вопросом, которое сильно влияет на качество и экономику услуги. Но экономика пользования дорогой ложится на всех пользователей. Мы поехали до Владимира и понимаем, что это стало дороже, но быстрее. Безусловно, модель работы такая, что эти затраты распределятся между покупателем, предпринимателем, логистической компанией и нами. Да, расходы будут рассеяны, но большой запрос на динамику снижения стоимости».

«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12

Протяженность платных дорог увеличится с 2,8 тыс. до 7 тыс. км до 2030 года, спрогнозировал руководитель департамента строительства аппарата правительства РФ Максим Степанов

Протяженность платных дорог вырастет в 2,5 раза до 2030 года

Курс на строительство платных дорог в России продолжается. Их протяженность увеличится в 2,5 раза с 2,8 тыс. до 7 тыс. км до 2030 года, спрогнозировал руководитель департамента строительства аппарата правительства РФ Максим Степанов.

«Это будет сделать крайне сложно», — оценил перспективы Степанов, назвав госкомпанию «Автодор» главным оператором сети платных дорог.

Реально ли построить свыше 4 тыс. км платных дорог за 6 лет? По словам Степанова, такая цифра собирается в том числе за счет передачи в управление госкомпании бесплатных дорог, а также платных дорог, построенных с участием госбюджета. Например, так уже делали с трассой М4 «Дон».

«Народ не поедет, если…»: «Автодор» не хочет повторить ошибок «Невы» на М12

По словам Петушенко, ближе к Москве и Казани КАМАЗ готов построить два сервисных центра по ремонту машин и продаже запчастей. В планах пока и две гостиницы, одна из которых на 49 мест у Арзамаса

«Народ не поедет, если не сможет заправиться»

Но вернемся к трассе М12, на которой «Автодор» решил не повторять опыт трассы М11 «Нева», где на момент запуска не было вышек сотовой связи, а на 680 км работали только 4 заправки.

«Народ не поедет, если не может заправиться, для многих важно иметь устойчивую связь. Из-за этого мы теряли колоссальный трафик, люди ехали по М10», — говорил Петушенко.

Несмотря на то, что дорога сдается на полгода раньше, уже сегодня на М12 работают 11 заправок. До конца года запустят еще 9. Для многофункциональных зон госкомпания выбрала формат «Отдохни, потом заправься». От Москвы до Казани будет 32 такие зоны, каждая площадью 15 га.

Как быть с обслуживанием большегрузов? По словам Петушенко, ближе к Москве и Казани КАМАЗ готов построить два сервисных центра по ремонту машин и продаже запчастей. В планах пока и 2 гостиницы, одна из которых на 49 мест у Арзамаса. «Город красивый — а жить там негде. Сегодня уже потребовалась гостиница», — отметил предправления «Автодора».

Региональное разнообразие обещают и в торговых рядах функциональных зон. В Татарстане —чак-чак, в Башкортостане — мед, в Пермском крае — пирожки посикунчики. «Это на старых трассах стоят на обочинах, торгуют грибами, картошкой, брусникой. У нас такое невозможно. Места для бизнеса хватит всем», — сказал Петушенко.

Сервис — слабая сторона не только платных, но и бесплатных трасс. Пока 72% автотуристов сталкиваются с проблемами в пути, а менее 1% объектов дорожного сервиса являются комплексными.

«Это текущие реалии», — сказал директор департамента по взаимодействию с органами власти госкорпорации «Туризм.РФ» Михаил Шелдунов.

В планах — принять программу развития многофункциональных зон на федеральных и региональных трассах, а еще до 2035 года ускоренно построить 276 многофункциональных зон на главных туристических направлениях России.

Источник