Недавно актриса и режиссер Ольга Будина побывала в Казани, где выступила в музыкально-литературной композиции «Ромео и Джульетта» на сцене Татарской филармонии имени Г. Тукая. Корреспондент «РГ» в беседе с артисткой узнала о том, почему ее чуть не выгнали из Щукинского училища, как она помогает участникам СВО и о чем снимает фильм на Белгородчине.
Казанская публика с восторгом приняла музыкальный спектакль «Ромео и Джульетта» с участием Ольги Будиной. / Пресс-служба Татарской филармонии имени Г. Тукая
Ольга Александровна, начнем наш разговор с традиционного для каждого артиста вопроса. С какого момента началась ваша творческая карьера?
Ольга Будина: В моей альма-матер, Щукинском училище, действовал негласный запрет на участие студентов, даже старшекурсников, в любых съемках, вплоть до угрозы отчисления. И когда на четвертом курсе меня утвердили на роль Анастасии Николаевны Романовой, младшей дочери императора Николая II в фильме выдающегося режиссера Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная Семья», то я не знала, чем это может закончиться.
На четвертом курсе происходят очень важные вещи, решающие судьбу будущего актера. Это игра в учебном театре в дипломных спектаклях и показы в театры на предмет трудоустройства. Образно говоря, на четвертом курсе каждый студент готовится к выходу в большую жизнь, к торжественному акту смены декораций и открытию занавеса настоящего театра. У меня было целых три дипломных работы, три спектакля, в каждом из которых я исполняла одну из главных ролей. Поэтому мастер курса Марина Александровна Пантелеева очень болезненно отреагировала на мое признание о съемках в фильме, экстренно собрала курс и объявила, что Ольга Будина от нас уходит играть в большом кино.
Как ваши товарищи восприняли сообщение?
Ольга Будина: Это был гром среди ясного неба. Несколько минут тишины я восприняла, наверное, как час. И вдруг мой однокурсник громко на весь зал сказал: «Это здорово, что кому-то из нас повезло. Думаю, мы должны Олю поздравить!» После чего весь разговор пошел в очень хорошем русле. Фундаментальный запрет был прорван, в качестве дополнительного бонуса мои сокурсницы получили три моих дипломных роли. В общем, все оказались в выигрыше, а я через месяц уехала в Прагу на студию «Баррандофф», съемки должны были идти в Чехии и в Санкт-Петербурге.
Киножизнь вас захватила полностью, без остатка?
Ольга Будина: С того первого приглашения фильмы шли практически один за другим. Потом присоединилось телевидение. В театр я не пошла. Репертуарный театр — это не мое, мне комфортнее играть в понятной компании и понятный репертуар, который я выбираю сама. На самом деле это очень сложный образ жизни, когда у тебя нет никакой почвы под ногами, ты всегда в полете и все делаешь сама и отвечаешь за все сама. Это можно назвать экстремальным образом творческой жизни: нет соцпакета, нет постоянного коллектива рядом, нет постоянного графика, нет завлита, который будет по инстанциям выбивать звания и награды, и т.д. Такова плата за свободу выбора. Однако я уже привыкла именно к такому образу жизни, мне так интереснее! А партнеры и пьесы для антрепризы у меня всегда были прекрасные: это и Чехов, и Аверченко. И, помимо того, я много сотрудничаю с филармониями разных городов, провожу творческие вечера. Вот вы видели наш спектакль-концерт «Ромео и Джульетта», что это за жанр? Это же чудо какое-то, а не жанр. Ему даже названия нет, а все билеты проданы. И так уже более двадцати лет!
Спектакль «Ромео и Джульетта», с которым вы выступили в Казани, не первый в этом жанре?
Ольга Будина: Нет. Были и есть у меня «Снежная королева», «Белоснежка», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка». А «Ромео и Джульетта» даже в двух вариантах. Первый опыт был получен в Нижнем Новгороде. Художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александр Моисеевич Скульский предложил мне сделать этот спектакль с музыкой Сергея Прокофьева. И мы это сделали. Получилось интересно и, как бы сейчас сказала молодежь, эпично.
А в Казань мы привезли постановку Ксении Суетиной, родоначальницы проекта «Сказки с оркестром». На сцене уже не большой симфонический оркестр, а ансамбль старинной музыки «Мадригал» Московской филармонии с его художественным руководителем Александром Суетиным. И музыка не Прокофьева, а произведения стредневековых композиторов и… Нино Роты. Да, это потрясающее соединение. Очень удачное и красивое, зрители это оценивают каждый раз. Казань стала первым гастрольным городом, затем мы показали спектакль в Екатеринбурге. Думаю, надо продолжать такого рода работу, спектакль «Ромео и Джульетта» достоин долгой творческой жизни.
Патриотизм — не имя существительное, а глагол. Это действие, направленное на преображение твоей страны
Вы много говорите о культурном суверенитете, пропагандируете высокую культуру. А с какого возраста человек может быть восприимчив к высокому искусству?
Ольга Будина: Я считаю, что с момента зачатия, и это не шутка. Сейчас мы не будем погружаться в эту тему, есть достаточное количество информации об этом у ученых, занимающихся данным вопросом. А если говорить про родительское воспитание, то даже Шекспира можно читать деткам с детсадовского возраста. Только не сами пьесы, разумеется, а адаптированные «Сказки из Шекспира», есть такая прекрасная книга. Ну а потом, наш проект «Сказки с оркестром» был изначально задуман Ксенией Суетиной для раннего вовлечения детей в мир классической музыки, в мир прекрасной культуры, опираясь на которую, наша жизнь становится намного ярче и интересней. И, конечно же, мне бы хотелось, чтобы у нас как можно скорее возникла так называемая мода быть культурным. Сегодня подростки зачастую по верхам что-то хватают и не погружаются никуда. Это печально. Хотелось бы «смены тренда» в этом смысле. И наша задача сегодня — дать молодежи возможность открыть для себя высокую культуру. А культура — это всегда отражение идеологии. Особенно важно понимать это сейчас, когда мир меняется необратимо.
Что вы имеете в виду?
Ольга Будина: Мы живем в очень интересное и ответственное время, когда каждый человек должен определиться с идеологическим стержнем, системой личных ценностей. К сожалению, в сознании части наших людей, и молодежи, в том числе, работает установка, что за деньги можно все. Эта ущербная философия должна быть побеждена. Новая идеология рождается внутри каждого человека, и не только у наших героев, сражающихся сегодня на Белгородчине или в Донбассе, к примеру. Воспитание правильных жизненных ценностей, умение думать не только о себе, мыслить государственно — это то, что сегодня надо прививать нашим детям.
Как вы понимаете патриотизм?
Ольга Будина: Патриотизм — не имя существительное, а глагол. Это действие, направленное на преображение твоей страны. Каждый человек должен каждый день отвечать для себя самого на вопрос, что он сделал сегодня для своей страны, города, села. И что должен сделать завтра.
Наше поле сражения сегодня — это нравственность, честь и достоинство. За них сегодня идет борьба, если разобраться. Кто-то отстаивает эти императивы на поле боя на передовой, кто-то в тылу, кто-то за школьной партой, а кто-то на своем производстве. Так проявляется любовь к Родине.
Расскажите о том, что делаете вы.
Ольга Будина: Почти три года назад я начала вести свой телеграм-канал, на площадке которого поднимаются многие злободневные темы. А также периодически делаю передачи с привлечением ученых, военных и политических деятелей. Сегодня линия боевого соприкосновения проходит через Белгородчину, где у меня появилось много друзей. Вот уже полтора года мы ведем «Белгородские хроники».
Прошлым летом я начала снимать фильм о наших героях, потом о героях тыла, находящихся на Белгородчине. Премьера планируется уже скоро, в конце весны этого года. Это будет многосерийный документальный фильм, и я надеюсь, из него вы узнаете много того, что было скрыто от глаз в силу разных обстоятельств. Нам нужно уметь противостоять диверсиям и держать удары в информационной войне. Фильм выполняет одну из таких задач.
Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №104(9346)