Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов


Сегодня творение Дембича обсудит горсовет. Что ждет автоград к 2043 году?

Генплан Набережных Челнов ждут с 2019-го — именно тогда команда профессора КГАСУ Александра Дембича взялась за разработку этого проекта. В конце 2022 года он дважды прошел публичные слушания. Какими же станут Челны к 2043-му? Тукаевский район отбился от притязаний разработчиков, «гаражников» злить не стали, но город все равно станет зеленее на 7% и прирастет на 4,5 млн кв. м жилья. Расплачиваться за компромиссы придется ростом домов в высоту. В деталях документа в преддверии судьбоносной сессии городских депутатов разбирался «БИЗНЕС Online».

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

В конце прошлого года генеральный план Набережных Челнов с учетом всех замечаний во второй раз был направлен в проверяющий орган ФГИС ТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования) Фото: Регина Шафиева

Генплан-2043 вынесен на суд депутатов автограда

В конце прошлого года генеральный план Набережных Челнов с учетом всех замечаний во второй раз был направлен в проверяющий орган ФГИС ТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования). В конце апреля в рамках совместного заседания постоянных комиссий команда под руководством Александра Дембича представила его депутатам городского совета.

«На постоянных комиссиях особых вопросов не было. Были уточняющие по определенным объектам. Генплан очень подробно раскрыли», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат горсовета Челнов Ася Кислова. Сегодня, 2 мая, его вынесут на голосование.

Генплан предусматривает развитие Набережных Челнов до 2043 года. В 2029 году его намерены актуализировать.

«После публичных слушаний в течение года были поправлены замечания, прошла процедура согласования со всеми федеральными органами исполнительной власти», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома города Фарид Салахов.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

В конце 2022 года было проведено два публичных слушания, на котором жители высказывали свои претензии. На одно из них пришел даже лично Ильшат Фардиев, который на протяжении некоторого времени отстаивал свой «Челны-Бройлер». Разработчики предлагали перенести производственные мощности в другое место, чтобы открыть возможность застроить эту территорию жилыми домами, но идея в итоге не прошла.

Другим проблемным вопросом стали боксовые гаражи, занимающие огромные площади. Но жители города встали на дыбы, так что покуситься на гаражную экономику власти тоже не решились.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

Дембич также предлагал Челнам выйти за пределы города, в Тукаевский район, создать районы-спутники. Но и с этой идеей было покончено.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

В конце 2022 года было проведено два публичных слушания, на котором жители высказывали свои претензии Фото: «БИЗНЕС Online»

В сухом остатке известно, что площадь города, например, за 20 лет уменьшится на 90 га — за счет выводимых из границ населенного пункта участков. Так каким предстанет город к 2043 году?

1. Рост в высоту: основные перспективные жилые зоны — территории ЗЯБ и КЗСК

Команда разработчиков подсчитала: до 2043 года количество жителей Набережных Челнов может возрасти с 529 тыс. до 563 тыс. человек. По новому нормативу на каждого жителя нужно учесть по 33,7 кв. м жилья. Получается, что команде разработчиков нужно было изыскать внутри Челнов площади для строительства от 4,5 до 5 млн кв. метров.

Нашли 4,5 миллиона.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Александр Дембич: «Территория довольно плотно застроена, в городе фактически нет свободных участков» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Территория довольно плотно застроена, в городе фактически нет свободных участков. Потому что их не было и по информации, которую можно брать из генерального плана 1972 года, когда Рубаненко сделал первый генеральный план. У нас не очень-то получалось найти место для такого количества нового жилья», — рассказал Дембич «БИЗНЕС Online».

Единственным серьезным ресурсом Дембич назвал территории Завода ячеистых бетонов (ЗЯБ) и Завода силикатного кирпича (КЗСК), которые находятся на территории Междуречья. Они высвобождаются из-за прекращения производства. С большим трудом команде разработчиков удалось разместить там население, говорит Дембич. Строительство жилья на этих территориях может начаться уже в этом году.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Территория Завода ячеистых бетонов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я и на публичных слушаниях, и на всяких совещаниях с администрацией говорил, что потребности горожан все время будут повышаться. Не так давно у нас был предел мечтаний — 18 квадратных метров на человека. Все советские программы на это были рассчитаны. А сегодня у Челнов уже 25. И строить надо будет в любом случае, невзирая на численность населения. Я думаю, что через 15-20 лет даже и 30 „квадратами“ народ не удовлетворится, хочется побольше квартиры иметь. Поэтому я говорю, что лет через 10 понадобится корректировка генплана — это как минимум», — объясняет профессор КГАСУ.

Территории для застройки 4,5 млн кв. м жилья изыскали с трудом, отметил Дембич.

Салахов говорит, что в Челнах продолжится застройка Орловского поля, Замелекесья, береговой зоны 34-го микрорайона, за проспектом Яшьлек.

«Этого достаточно, чтобы построить 4,5 миллиона квадратных метров жилья до 2043 года. Если мы строим в год 300-330 квадратных метров — то как раз к этому сроку мы построим это жилье», — рассказал он.

Еще один любопытный факт — генпланом заложена высотная застройка до 40 этажей. Иными словами: если город не может расползаться в ширину, ему придется расти ввысь.

Покупатели голосуют за это рублем — а девелоперы готовы предоставить варианты. В частности, «Профит» уже строит 30-этажный жилой дом. По нашим данным, другой челнинский застройщик сейчас проектирует дом в 36 этажей — если проект будет реализован, он станет самой высотной жилой башней в Татарстане.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Фарид Салахов: «Вопрос расширения города в сторону Тукаевского района в рамках генплана не рассматривался» Фото: «БИЗНЕС Online»

2. Челны будут развиваться в существующих границах города

Итак, вопрос расширения города в сторону Тукаевского района в рамках генплана не рассматривался, говорит Салахов. Это, по его словам, вопрос уровня республики.

«Сейчас разрабатывается мастер-план Камской агломерации. Институт пространственного планирования РТ рассматривает в совокупности муниципальные образования. В том числе создание спутниковых зон около города Набережные Челны. Сама по себе ситуация, которая сейчас есть, приводит к тому, что поселки типа Шильны, Азьмушкино, Суровки, Ерыклы, Кама — они в любом случае будут всегда в состоянии увеличения. Они уже „спутники“, просто мы разные муниципальные образования на сегодня», — резюмирует руководитель исполкома.

О необходимости объединения Челнов и Тукаевского района говорят уже давно. На итоговой сессии городского совета автограда Рустам Минниханов призывал мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, главу Тукаевского района Фаила Камаева и директора Института пространственного развития РТ Олега Григорьева к совместной работе, это часть одной агломерации. «Никаких решений без утверждения мастер-плана!» — сказал президент РТ.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Команда Дембича долго пыталась использовать территорию «Челны-Бройлера» для будущей застройки, но Ильшат Фардиев был против — для переноса потребовалось бы много денег Фото: «БИЗНЕС Online»

Команда Дембича долго пыталась использовать территорию «Челны-Бройлера» для будущей застройки, но Ильшат Фардиев был против — для переноса потребовалось бы много денег. Фардиев «рьяно протестовал», говорит разработчик генплана. «Хотя мы даже предлагали: давайте напишем, что перенос будет после 2035 года?», — вспоминает Дембич. Но Фардиев твердо стоял на своем — и такую возможность полностью исключили.

«Они говорят, мы вложились, миллиард рублей потратили на строительство. Хотя у них еще довольно много территории в Тукаевском районе», — говорит Дембич.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

По подсчетам разработчиков генплана, под гаражными боксами около 200 га территории Фото: «БИЗНЕС Online»

3. Боксовые гаражи пока остаются

На публичных слушаниях острее всего стоял вопрос о боксовых гаражах вдоль первой автодороги — их там около 50 тысяч. Собственники этих гаражей чуть не подняли общегородской бунт, вспоминает Дембич.

«Хотя мы же до того, как это предложить, объездили несколько самых крупных гаражей, посмотрели, что там такое. Они все стали на публичных слушаниях говорить: там у нас мастерские, они работают, обслуживают население, сервис! Ну, там, может, процентов 10 заняты мастерскими — а все остальное это просто склады! Машин там практически нет. Там склад всякой старой домашней утвари, — рассказал он. — Если построить 15 многоярусных парковок, то проблема гаражей как стоянки машин уйдет. Но вопрос уперся — место на парковке, это не гаражное место. Потому что на самом деле машины там и не держат. Они у них стоят во дворах. Но терять свою складскую территорию люди ожидаемо не хотят».

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

Москва решает эту проблему путем строительства многоярусных складов. Дембич приводит опыт Европы — там такой проблемы нет, они тоже используют складские зоны, где стоят многоярусные хранилища вещей. И отдельно есть такие же многоярусные гаражи.

Бог бы с ними, с гаражами — но Челнам остро нужна земля. А по подсчетам разработчиков генплана, под гаражными боксами около 200 га территории. На этом месте, по оценкам экспертов, можно построить до 2 млн кв. м жилья. «Это ресурс, но пока его отказались трогать», — отметил Дембич.

Салахов говорит, что у горожан нет обязанности хранить в гаражах именно автомобили. «У человека есть помещение, гаражом оно называется или нет — это другой вопрос. Если он что-то там хранит свое, он же им пользуется. Здесь у нас планов пока до 2043 года по другому смотреть на этот вопрос пока нет», — добавил руководитель исполкома.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

В проект заложены как реальные, близкие к реализации дороги, так и объекты на перспективу Фото: «БИЗНЕС Online»

4. Как будет развиваться дорожная сеть

В проект заложены как реальные, близкие к реализации дороги, так и объекты на перспективу.

Например, планируется сделать развязки на первой дороге около поворота на Старосармановскую улицу, Орловское кольцо, продление улицы Беляева до КИП «Мастер», продление улицы Дружбы Народов до «Булгарпива», развязка на Пединституте. Но есть и серьезные проекты — например, мост с Элеваторной горы на ГЭС.

«У нас сейчас задача сделать так, чтобы было еще несколько артерий, которые были бы аналогами проспекта Мира — Набережночелнинского проспекта — проспекта Мусы Джалиля. Сейчас мы что делаем? У нас есть, например, улица Полякова — проспект Московский, который сейчас воткнулся в Орловское поле. Стоит задача соединить его с улицей Хади Такташа, проспектом Фоменко. А потом перекинуть через первую дорогу и довести до Сидоровки, до хлебокомбината и там уже сделать развязку Нижнекамск», — объяснил Салахов.

В ближайшей перспективе — строительство второго этапа Московского проспекта. Прорабатывается вариант финансирование по программе «Стимул» в 2025 году — есть уже проект, пройдена экспертиза. На это нужно 3 млрд рублей. Дороговизна обусловлена в том числе переустройством ж/д путей.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

«С большой натяжкой» разработчики генплана насчитали на территории города где-то 17% зелени в городе (2905 га), сетовал Дембич. По федеральным нормативам, говорит он, должно быть не меньше 25 процентов — это минимум. А вообще рекомендовано аж 40-50% Фото: «БИЗНЕС Online»

5. Озеленение: в генплан заложен новый парк на 16 гектар

«С большой натяжкой» разработчики генплана насчитали на территории города где-то 17% зелени в городе (2905 га), сетовал Дембич. По федеральным нормативам, говорит он, должно быть не меньше 25 процентов — это минимум. А вообще рекомендовано аж 40-50%.

К 2043 году эту цифру озеленения планируется увеличить до 24% — до 3988 гектар.

Впрочем, это еще как подсчитать! Например, согласно замерам Набережные Челны озеленены на 36%, уточняет Салахов.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

«Мы считаем все деревья в городе. А они [разработчики генплана] считают по своду градостроительных правил, который в расчет берет озеленение общественных пространств. Если деревья растут в комплексе [внутриквартальное озеленение — ред.] — их не учитывают», — объяснил он.

Так или иначе, но в будущем рядом с Элеваторной горой может появиться новое общественное пространство в 16 га — такая идея есть. До 2043 года это единственный крупный новый парк в Челнах.

6. Электротранспорт в Набережночелнинской агломерации

Команда Дембича разработала перспективную схему развития электротранспорта Камской агломерации, ее согласовали с минтрансом РТ и минтрансом РФ. Хотя этот вопрос касается не генплана Набережных Челнов, а скорее мастер-плана Камской агломерации.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

«Мы хотели предложить организацию движения железнодорожного транспорта — вроде электрички или поверхностного метро, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Дембич. — Маршрут может связать все эти города — Заинск, Менделеевск, Нижнекамск, Елабугу — единой железнодорожной веткой».

Для реализации планируется использовать железную дорогу для отгрузки продукции и подвоза сырья, которой пользуется КАМАЗ.

«Мы планировали протащить ее сюда и на ней сделать несколько остановок, и чтобы она, как мы договаривались, работала ночью с 12 до 6 утра для КАМАЗа. А все остальное время — для пассажирской коммуникации. Мы просчитали, что если по ней будет ходить несколько составов, то самое большое время доставки — 40 минут с любой точки во всей Набережночелнинской агломерации», — добавил профессор КГАСУ.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Протяженность трамвайного сообщения к 2043 году увеличится до со 115,3 до 165,3 километра, или на 43% Фото: «БИЗНЕС Online»

7. Протяженность трамвайных путей вырастет на 43 процента

Протяженность трамвайного сообщения к 2043 году увеличится до со 115,3 до 165,3 километра, или на 43%. В генплане заложили строительство 144 остановочных пунктов. Появится и второй транспортно-пересадочный узел. Один уже есть на существующей автостанции — это Западный транспортно-пересадочный узел. Восточный транспортно-пересадочный узел будет в районе кольца около завода двигателей КАМАЗа. Там же построят новый автовокзал.

«Мы планируем сделать вторую автостанцию, чтобы организовать второй пересадочный узел. Он необходим для того, чтобы весь город уезжал не с одного места через весь город. Делаем там, потому что практически все автобусные маршруты пока идут на кольцо Западного пересадочного узла. Там есть трамвай. То есть человек может на любом транспорте туда добраться и уехать. Но в перспективе этого недостаточно», — говорит Салахов.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

Место для многопрофильного вокзала пока свободно, говорит Дембич. «Мы предполагаем, что администрация будет придерживаться генерального плана», — добавил он.

Еще некоторое время назад у Челнов были планы проложить трамвайную ветку в Замелекесье — маршрут идет от Сармановского тракта по проспекту Фоменко, Казанский проспект до улицы Грина. Первый этап обойдется в 2 млрд рублей, проект уже есть, он прошел экспертизу.

По Новому городу планируется построить три новых маршрута. Первый пройдет по Новому городу — от проспекта Московский через улицу Академика Королева, проспекту Чулман до проспекта Беляева. Второй — от улицы Полякова до поселка Подсолнухи через проспект Залесный. Третий — от проспекта Яшьлек по проспекту Чулман через Хайер до улицы Промышленной.

В Челнах уже устарел подвижной состав, на его закупку нужно 6 млрд рублей, говорит Салахов. Но пока денег нет ни на строительство веток, ни на обновление трамваев.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Территория вдоль Камы вдоль Табеевской набережной уже застроена 3-4 этажными домами Фото: «БИЗНЕС Online»

8. Новый речной порт и застройка берегов Камы

Территория вдоль Камы вдоль Табеевской набережной уже застроена 3-4 этажными домами, это пространство «окучивает» строительная компания «Риони». В 34 микрорайоне работает «Профит». «Чаллы Яр» застраивает «Евростиль». Существующей земли на территории больше нет. На перспективу остается лишь использование насыпных земель.

Но самое интересное — в Челнах в районе нижнего бьефа запланирован речной порт площадью 2 га, который откроет туристические возможности для города. Порт заложен в проекте землепользования и застройки (ПЗЗ) — вторичном документе после генплана. ПЗЗ в рамках госзадания разрабатывает Институт пространственного планирования РТ. В генплане речпорт отмечен только зоной строительства транспортных предприятий.

В скором времени, по нашим данным, начнется проектирование речпорта. Проект ожидают в конце 2024 года от Татинвестгражданпроекта.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

9. Общественные центры и выходы к Каме и Мелекеске

В каждом микрорайоне разработчики генплана попытались сформировать общественные центры.

«Это правильно, я думаю. Они хотят таким образом сформировать город, чтобы у каждой части города был свой общественный центр — на ЗЯБи, на ГЭСе, в Замелекесье», — объясняет Салахов.

И это понятно — полицентрический подход правит бал в градостроительстве. Та же концепция 15-минутного города, которой придерживаются урбанисты, предусматривает, что у человека в радиусе 15 минут должно быть все необходимое, от работы до досуга.

Реализуют и проект развития центра города в 19 комплексе. По прежнему генплану там планировалась эстакада — но территорию в будущем отдали под жилую застройку. По новому проекту там будет променад.

Дембич уверен, что город нужно связывать больше с рекой Камой. Поэтому его команда заложила несколько выходов к воде — к берегам рек Камы и Мелекески.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

10. Большой концертный зал, крематорий и техногород «Дельта»

К 2043 году в Челнах согласно нормативным расчетам в Челнах появится 41 дошкольное образовательное учреждение, 24 общеобразовательные организации, 46 учреждений дополнительного образования.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

Согласно сложившимся тенденциям их будет немного меньше — 36, 20 и 36 соответственно.

В генплан заложено и строительство в области здравоохранения — 6 стационарных учреждений (965 койко-мест), 32 амбулаторно-поликлинических учреждений (18 кабинетов ВОП и 14 поликлиник) и 1 станция скорой медпомощи (10 машин).

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

Челны разбогатеют на 19 культурно-досуговых учреждений, 5 культурно-просветительских центров, появятся 4 зрелищных объекта и 6 библиотек. Кроме того, городу нужен большой концертный зал. Заложено также строительство 10 бассейнов, 17 физкультурно-оздоровительных комплексов, 4 стадионов и плоскостных спортивных сооружений на 938,8 кв. метров. Ну и наконец, крематорий — на территории существующего кладбища «Молодежное».

Дембич поднимает и вопрос развития высшего образования в городе, в том числе строительство Политехнического университета на 10 тыс. студентов. Отдельно огорожена территория для проекта КАМАЗа — техногорода «Дельта». «БИЗНЕС Online» недавно раскрывал подробности — в ближайшие 10-15 лет автогигант намерен сделать эту территорию новой точкой притяжения горожан и релокантов, тем самым решив вопрос с кадровым голодом.

Парк в 16 гектаров, 40-этажные башни и неприкосновенная «птичка» Фардиева: 10 главных фактов о генплане Челнов

Чтобы увеличить, нажмите

Часть средств на реализацию важнейших проектов город намерен «подтянуть» в рамках празднования 400-летия со дня основания. Город официально был основан в 1930 году (Челны выросли из поселения под названием Чалнинский починок), но корни его ведут в 1626 год. На это указывают архивные документы, которые подтверждают, что автограду в 2026 году исполнится 400 лет — а это уже повод для празднования, хотя эксперты ломают копья до сих пор. Вдобавок в 2026-м также будет юбилей со дня выпуска первого КамАЗа. Так или иначе, но в программу празднования власти города намерены включить строительство упомянутых в генплане-2043 объектов на 50 млрд рублей.

  • Самые радужные – производство на подъеме, деньги текут рекой!
  • Средне, если не вкладываться в городскую среду, молодежь сбежит
  • Думаю, ничего хорошего автоград не ждет – будет как в Детройте
  • Свой вариант (можно оставить в комментариях)

Ответить
Источник