В Казани 11-летнего мальчика высадили из автобуса 37-го маршрута: кондуктор, у которого сломался валидатор, не смог принять оплату по карте от юного пассажира, а наличных денег у того с собой не было. В результате школьника высадили на ближайшей остановке. Инцидент попал на видео и сильно срезонировал в обществе. Сейчас по данному факту проводится проверка. Корреспондент «Вечерней Казани» поговорил с экспертами о том, как защитить себя от подобных инцидентов. Оказалось, что подростков высаживать из транспорта вообще нельзя, а вот со взрослыми сложнее.
Случаи высадки детей из общественного транспорта в Казани, как и в России в целом, к сожалению, происходят регулярно. В январе 2022 года высадили 16-летнюю девочку, у которой не прошла оплата картой. В ноябре 2021 года из автобуса 60-го маршрута высадили 11-летнего ребенка-инвалида из-за того, что на его транспортной карте было лишь 27 рублей. В 2020 году высадили 10-летнюю девочку, потому что не сработала транспортная карта. Несмотря на то, что подобные случаи всегда приобретают общественный резонанс, они все равно происходят.
Вот и накануне из автобуса на маршруте № 37 в Казани высадили 11-летнего мальчика. Как говорят очевидцы, у кондуктора сломался валидатор, из-за чего он не смог принять оплату картой от подростка, а наличных денег у того с собой не было. Интересно, что возмущение пассажиров не спасло ребенка от высадки на ближайшей остановке. На инцидент отреагировали даже в Госдуме РФ: депутат Татьяна Буцкая написала заявление генпрокурору России Игорю Краснову для проверки случая в казанском транспорте.
«ВИНОЙ ВСЕМУ ПЛАН, КОТОРЫЙ НЕ ВСЕГДА МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ»
С марта 2021 года в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», который устанавливает обязанности перевозчика по перевозке пассажиров, внесли изменения. Теперь высаживать из общественного транспорта детей в возрасте до 16 лет, которые не оплатили проезд, запрещено. После внесенных поправок высадка детей помимо общественного порицания влечет дисциплинарное взыскание в виде 5000 рублей для водителя и около 20 000 рублей для самого перевозчика.
После инцидента экипаж автобуса отстранили от работы и начали служебное расследование. Председатель Ассоциации АТП Татарстана Сергей Темляков утверждал, что водители и кондуктора знают, что детей высаживать нельзя, так как с ними ежегодно работает комиссия. На наш запрос Ассоциация АТП так и не ответила. Перевозчиком на 37-м маршруте является ИП Фарид Гилязов. Он работает с 2017 года на разных маршрутах города. Трубку по указанным в Сети телефонам никто не берет.
— Все автотранспортные предприятия сейчас действуют в первую очередь для извлечения прибыли. Им нужно зарабатывать деньги, чтобы себя обслуживать. И подобные случаи возникают главным образом из-за этого. Всему виной пресловутый план. Ранее транспорт всегда считался дотационным, фактически он и сейчас таким остался, но при этом как бы отпущен в свободное плавание на самообеспечение. А кондуктора не собирают план, потому что много льготников по транспортным картам платят. Плюс частая неграмотность сотрудников автопредприятий. Неизвестно, донесли до них изменения в уставе или нет, — разъясняет юрист Роберт Фазлеев.
В комитете по транспорту Казани нам рассказали, что будущие водители и кондуктора проходят инструктажи по культуре обслуживания пассажиров, по соблюдению графиков и схемы движения маршрута, правил посадки и высадки пассажиров, оказания первой медицинской помощи, их учат строго соблюдать правила дорожного движения и антитеррористические меры.
В случае нарушений сотрудники приглашаются на дисциплинарную комиссию, где им могут вынести предупреждение, замечание, выговор, лишить премии, отстранить от работы или даже уволить.
ЗАКОН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Правила пассажироперевозок городского транспорта регулируются как федеральным, так и региональным законодательством. При этом в части обязанностей перевозчика действует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а в части обязанностей пассажиров — закон «О защите прав потребителей».
— Когда пассажир садится в транспорт, он автоматически соглашается на публичную оферту — договор перевозки на общеизвестных условиях: оплати и доедешь до нужного пункта. Правила перевозок могут несколько отличаться на региональном уровне, но больше это касается, например, размера оплаты, формы оплаты, фундаментальные правила все же устанавливаются на федеральном уровне. В Казани все правила указаны на транспортном сайте города и утверждены решением Казгордумы, — говорит адвокат Николай Иванов.
При этом адвокат обратил внимание, что нововведения в уставе о недопущении высадки пассажиров до 16 лет могут провоцировать в том числе сознательную неоплату проезда подростками. Для профилактики злоупотребления законом можно взять на вооружение практику Санкт-Петербурга. Там, если юный пассажир утверждает, что у него нет денег на проезд, зная, что его не могут за это высадить, его везут до конечной остановки, куда вызывают полицию и родителей.
В случае если оплата не проходит по вине кондуктора или из-за неработающего терминала, то, безусловно, несовершеннолетний пассажир законно едет бесплатно.
— Если происходят такие случаи, нужно как можно лучше зафиксировать это на фото или видео. Хорошо, если подросток попросит телефон кого-нибудь из взрослых, чтобы можно было потом попросить выступить свидетелем. По возможности зафиксировать время, место и номер транспортного средства, а потом на остановке, где высадили, позвонить в полицию или 112. Если есть телесные повреждения — по номеру скорой, — говорит юрист.
В первую очередь стоит звонить в правоохранительные органы, после — в комитет по транспорту, Роспотребнадзор и прокуратуру.
ВЗРОСЛЫХ МОГУТ ВЫСАДИТЬ, А МОГУТ И НЕТ
Схожие ситуации со взрослыми пассажирами не так однозначны, как случаи с несовершеннолетними.
— Если с детьми до 16 лет все понятно, то высадят ли взрослого при неработающем валидаторе, зависит от ряда факторов. Первое — превысила выручка у перевозчика за предыдущий год 20 миллионов рублей или нет. И второе — какая карточка использовалась при оплате («Мир» или другая). В законе «О защите прав потребителей», который устанавливает обязанность оплаты, говорится, что если выручка организации за предыдущий год превысила 20 миллионов рублей, то они обязаны обеспечить возможность оплаты с использованием национальных платежных инструментов, а это наличные деньги и карты «Мир». При этом если не работает Интернет, то такая обязанность отпадает и пассажир едет бесплатно. Важно, что все другие банковские карты не могут быть вменены в обязанность, так как они — дополнительная услуга, — разъясняет адвокат Фархад Шемякин.
Если же выручка у перевозчика ниже 20 миллионов, то у него вообще нет обязанности принимать оплату картой. И в этом случае, если терминал не работает, а налички у взрослого пассажира нет, его могут высадить.
— Это обязанность самого пассажира — озаботиться тем, чтобы оплатить проезд. Перевозчик наличную оплату принимает всегда, а вот безналичный способ может быть вменен в обязанность только в части оплаты картой «Мир» и если выручка организации более 20 миллионов. Несовершеннолетних однозначно нельзя высадить, если они без сопровождения взрослого. А вот если с ребенком едет сопровождающий и не может или не хочет оплатить за ребенка, закон позволяет высадить обоих, — продолжает Шемякин.
Немного иная ситуация с транспортной картой — она, по сути, является уже оплаченной поездкой, и кондуктора ведут лишь учет поездок. Правило высадки за неуплату при неработающем валидаторе тут вообще неприменимо, считает адвокат.
На транспортном сайте Казани заместитель председателя комитета по транспорту Марат Хисамутдинов дал пояснения, как действовать в случае, если не срабатывает терминал:
«В праве пассажиров оплатить проезд как за наличный, так и безналичный расчет. Причем безнал включает банковскую карту, транспортную и другие способы оплаты с функцией NFC. В случае, когда какой-то способ оплаты вдруг окажется недоступным, пассажир обязан оплатить проезд другим способом. Оплата проезда банковской картой — это дополнительная услуга, а не обязательная функция».
При этом если пассажир не может оплатить проезд исправной транспортной картой, то причина — в неисправности валидатора. В такой ситуации пассажир едет бесплатно, а автобус должен сойти с линии и устранить неисправность.
Также на бесплатный проезд пассажир имеет право, если терминал не выдает чек по техническим причинам. Если терминал не принимает оплату только банковской картой, а за наличные и по транспортной карте чек выходит, то терминал считается исправным, тогда пассажира могут высадить.
ОПЛАТА ТОЛЬКО БЕЗНАЛИЧНЫМ РАСЧЕТОМ ПРОТИВОРЕЧИТ ЗАКОНУ
Спорным с точки зрения закона является момент неравноценности наличного и безналичного способов оплаты. В части закона «О защите прав потребителей» такого быть не должно.
— Года четыре назад эти нормы оспаривались в Москве. Я очень удивился, когда увидел, что и у нас в республике теперь оплата по безналу меньше, чем за наличный расчет. По закону «О защите прав потребителей» запрещено устанавливать в отношении одного и того же вида товара, работы и услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты, — говорит Шемякин.
Такая же ситуация, когда оплату принимают только безналичным способом. Не исключено, что тут могут устанавливать правила региональные акты, хотя они не должны противоречить федеральному закону.
— Считаю, что практика, когда в транспорте нет кондуктора, а оплата идет только по валидаторам (как в Питере и Москве), имеет место быть. Это ведь не ограничивает оборот наличных денег. Ведь ту же карту можно купить в пунктах продаж, терминалах за наличные деньги, таких пунктов достаточно много. А поездка — это всегда планируемая услуга, — говорит адвокат Дарья Хамматова.
РЕКОМЕНДАЦИИ МИНТРАНСА РОССИИ
В комитете по транспорту Казани сообщили, что для выявления нарушений контрольно-ревизионная служба МУП «Метроэлектротранс» проводит регулярные проверки. При этом из-за недавнего случая в Казани в Сети появились рекомендации Минтранса России для перевозчиков касательно тех случаев, когда несовершеннолетние не могут оплатить проезд.
В ведомстве рекомендуют создать учреждение для проверки оплаты проезда, оборудовать городской наземный транспорт видеонаблюдением и разместить терминалы безналичной оплаты, в том числе с использованием мобильных устройств.
Также министерство транспорта рекомендовало перевозчикам взаимодействовать с правоохранительными органами и нацгвардией с целью воздействия на безбилетников. А перед рейсами рекомендуется инструктировать сотрудников автотранспортных предприятий.
Для школьников порекомендовали выдать карты установления личности — для этого нужно работать в связке с учебными заведениями. Рекомендации уже разосланы в регионы.
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
мэрия Казани / Денис Гордийко / Марат Мугинов