Новый «Метеор-2020» столкнулся с плавучим магазином, пришвартованным у берега реки Полуй. «Инцидент», как случившееся называют местные чиновники, произошел недалеко от города Салехард. Судно проходило испытания, после которых «Метеор» должны были допустить к коммерческим рейсам. Теплоход принадлежит компании «Северречфлот» – мы поговорили с ее руководителем, а также представителями силовых ведомств, которые сейчас разбираются в причинах столкновения судов. Одной из них может быть полный отказ системы управления «Метеора», но его владельцы считают, что испытание перед коммерческими рейсами судно прошло успешно.
Всего от Зеленодольского судостроительного завода «Северречфлот» получил два «Метеора», заказ был выполнен по собственному техническому заданию, как утверждает генеральный директор компании Айрат Чумарин. Еще два судна были заказаны в Нижнем Новгороде.
Татарстанские теплоходы меньше недели назад оказались в Ханты-Мансийском автономном округе, где и начали проходить испытания – по данным транспортной прокуратуры региона, на борту находились представители судостроительного завода. Пострадавших и жертв нет.
Также в ведомстве рассказали, что причиной столкновения «Метеора-2020» с пришвартованным судном «Норд-3» стал полный отказ всех органов управления «Метеора». В «Северречфлоте» о причинах столкновения говорить не стали, решив дождаться полного расследования прокуратуры.
На данный момент «Метеор» находится в Салехарде – «Северречфлот» планирует перегнать его в Сургут для дальнейшего ремонта и обслуживания. Поврежденное судно носит индекс 1 – «Метеор-2020.2» успешно прошел испытания и будет готовиться к коммерческим рейсам, запланированным на следующий год. Повреждения Чумарин находит незначительными, даже «косметическими».
WHO IS MR «МETEOR»
– Компания «Северречфлот» давно заключила договор с Зеленодольским судостроительным заводом на поставку двух «Метеоров». Татарстанские «Метеоры» – это совсем новые машины, аналогов которым, как говорится, нет. Это абсолютно уникальные теплоходы, которые строились прямо под техническое задание, под потребности Западной Сибири, – делится Айрат Чумарин.
Среди новых отличительных черт судна собеседник выделяет другой подход к подводным крыльям машины – осадка по крылу стала меньше на 35 сантиметров, что сильно упрощает эксплуатацию на нестабильных сибирских реках. Чумарин также рассказал, что на свежепостроенных теплоходах стоят более мощные двигатели и почти все компоненты судна являются российскими, а некоторое оборудование изготавливалось индивидуально. Также суда имеют обновленное рулевое управление и высокую степень компьютеризации и автоматизации.
Техническое задание по новым «Метеорам» генеральный директор «Северречфлота» разрабатывал сам – Айрат Чумарин является выпускником Казанского речного техникума.
– Наш «Метеор», который мы начали строить, подходит в том числе и для условий Татарстана. Мы, когда писали техническое задание, знали, что суда, построенные для Западной Сибири, будут работать и на Волге, – подчеркивает собеседник.
«Вечерняя Казань» уже писала о новых «Метеорах-2020», курсирующих в Татарстане. Сибирская версия, по мнению Чумарина, обладает более мощным двигателем и большим комфортом в салоне.
– Наши теплоходы рассчитаны на перевозку пассажиров на дальние расстояния, на 800 километров. Пассажиры в нашем корабле едут примерно 10 часов. В Татарстане теплоходы рассчитаны на перевозку пассажиров на 300-400 километров. Тоже очень комфортные, очень надежные теплоходы, но у нас все-таки Сибирь, температуры, – высказался Чумарин.
ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛО СТОЛКНОВЕНИЕ?
Как говорит Чумарин, повреждения получил «головной» теплоход, имеющий свои технические решения, которые во время испытаний обкатывались заново.
– Там масса всего: построить корабль – это целая история. О конкретных причинах тяжело сказать, правоохранительные органы еще проводят проверку. Новый «Метеор» – это сложное техническое устройство, таких в Российской Федерации нет, понимаете? Подобных теплоходов в мире вообще только четыре, – рассуждает Чумарин.
Но опасность представляют не только технические неисправности – на реках Обь и Иртыш огромную роль играют погодные условия. Поскольку эти реки не имеют шлюзов, уровень воды в них в зависимости от сезона может меняться до восьми метров.
– Есть период навигации, когда она широкая, глубокая – можно работать вольготно, потом в августе месяце она падает на восемь метров, и местами глубина этой реки достигает, грубо говоря, трех метров, – делится Чумарин.
Кроме того, реки Обь и Иртыш имеют скорость течения до пяти километров в час – на Волге такого нет. Также эти реки текут с юга на север, и на Крайнем Севере они протекают по местам, где нет лесов – через тундру. Там очень сильные ветра и часто случаются шторма, также бывают постоянные перепады температур.
– Тундра – это болото, там постоянные туманы осенью-весной, штормовые явления. Это могучие, капризные реки, и человеком еще не покоренные до конца. Волга уже покорена человеком, а здесь нет. Обь и Иртыш быстрые, извилистые реки – иногда нам приходится входить в поворот, что называется, семь загибов на версту. Вот такие у нас реки, – делится Чумарин.
Также собеседник рассказал, что «Метеор» – не единственный татарстанский теплоход, входящий в парк «Северречфлота», компания также использует два А-145 – это теплоходы, похожие на теплоходы «Ак Барс».
– С Зеленодольском, Татарстаном мы работаем давно, конструктивно. Мы не боимся, берем новые машины, обкатываем, испытываем их – мы в данном случае первооткрыватели, первопроходцы, – заключил Чумарин.
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»