Продвигающий православное искусство музыкант рассказал, как увлечь современных детей


Наш собеседник, руководитель проекта «Праздничный звонарь» Вадим Мартовой, уверен в том, что колокольный звон — это особое искусство, способное достучаться до каждого сердца. Уже немало лет он реализует проект «Соловьи России — Русские колокола», цель которого — приобщить людей к православному искусству.

Продвигающий православное искусство музыкант рассказал, как увлечь современных детей

Вадим Мартовой: Слушатели самые разные, и репертуар, соответственно, широкий. / Из личного архива Вадима Мартового

Создающие праздник

Вадим Михайлович, как для вас колокольный звон связан с музыкой?

Вадим Мартовой: Началось увлечение музыкой с семьи. Мои родители хорошие певцы. Отец отлично играл на гитаре, мама выступала в Крыму на больших концертных площадках. И, наверное, неудивительно, что и я решил посвятить себя музыке.

Позже, как и отец, я освоил гитару. Но начал творческую деятельность с ударных инструментов. В четвертом классе школы во Дворце пионеров довелось услышать инструментальный ансамбль. Я часто приходил слушать, как играют ребята, стоя в дверях. Возможно, руководителю понравилось мое упорство, и меня посадили за барабаны. А уже через две недели состоялся дебют в настоящем концерте, где мы исполняли какие-то индийские композиции.

Позже пришло увлечение гитарой, я стал сочинять песни, но барабаны не бросал. А в 30-летнем возрасте, будучи послушником православного храма в Подмосковье, предложил батюшке доверить мне колокола, так как в храме не было звонаря. Получив благословение, прошел обучение в московской Школе колокольного звона. После чего это православное искусство стало делом моей жизни.

Насколько я понимаю, вы не совсем обычный звонарь. Для вас колокольный звон имеет особенный смысл?

Вадим Мартовой: По окончании Школы колокольного звона мне довелось познакомиться с музыкантами, которые, как и я, считают, что наше искусство сродни музыке. Мы стали продвигать эту идею. В какой-то момент рядом оказались финансово обеспеченные люди, решившие помочь нашему делу. Они купили колокола для передвижной звонницы, автомобиль, рассчитывая на финансовую выгоду. Но бизнес не задался. В итоге я выкупил колокола, приобрел свой автомобиль и начал ездить с программами колокольного звона по всей России. Если точнее, я занимаюсь праздничным колокольным звоном.

Логика развития идеи привела меня к классическим мелодиям, Вагнеру, Свиридову, Глинке. Есть в репертуаре и произведения других композиторов, современные композиции, казачьи мелодии, популярные эстрадные, русские народные. Мелодия задает музыкальный рисунок, отыграв под исполнение мелодической композиции, я музыку других инструментов убираю, оставляя уже в чистом виде колокола. И получается прекрасно, но, как показала практика, людям нравятся и колокольные аранжировки, исполняемые под музыку, что расширило репертуар.

Чем колокол отличается от другого музыкального инструмента, есть ли для него ноты?

Вадим Мартовой: Принципиально подобрать колокол под ноту возможно, подтачивая его внутреннюю поверхность. И насколько я знаю, в Европе используется такая техника. Изучается возможность нотного подбора и в теории колокольного звона. Но в русской традиции это не принято. У нас считается допустимым небольшой диссонанс. Мысль такова — если колокола звучат мелодически идеально, это увлекает человека, он погружается в чистую музыку, и забывает, что звоном колоколов к нему обращается господь Бог. А небольшой отход от идеальной ноты заставляет вслушиваться в звон, задумываться о главном. Помимо того, надо не забывать, что колокола все-таки ударный инструмент, а не мелодический, поэтому здесь важен ритм, а не точно взятая нота.

Как вы подбираете колокола под свою звонницу?

Вадим Мартовой: Каких-либо канонов по количеству колоколов нет. У звонарей есть три группы колоколов. Самые маленькие, управляемые правой рукой, — Зазвонные колокола, левая рука работает с Подзвонными, а колокола, управляемые ногой, — Благовестники. Количество их может быть разное, а вес — от килограммов до тонн. Мое оптимальное число — это шесть колоколов.

Возраст и национальность не имеют значения

Колокольный звон родился в православной традиции. А кто сегодня ваш слушатель?

Вадим Мартовой: У меня есть несколько программ для детей, и хочу сказать, что такую музыку совершено осознанно слушают малыши уже с полутора лет. Если работаю с детьми, то обычно начинаю с небольшой лекции, далее идет концерт, и в конце обязательно даю ребятишкам возможность позвонить самим. Для взрослых людей все же интереснее само выступление. Слушатели самые разные, и репертуар, соответственно, широкий. Часто выступаю для инвалидов, а с начала СВО я в составе группы артистов очень много времени провожу в зоне боевых действий.

Как вас встречают бойцы, ведь там не только русские воины. Как колокольный звон воспринимают люди других национальностей?

Вадим Мартовой: Сразу хочу сказать, что там, на линии боевого соприкосновения, нет деления на национальности. Что же касается колокольной музыки, то в моем репертуаре много классики, а она наднациональна. Иногда ко мне подходят бойцы и просят исполнить мелодии народа, к которому они принадлежат. Я играл чеченские, казахские мелодии, и у меня есть благословение моего духовника на такое расширение репертуара. Играем не только на фронте, но и в городах присоединенных территорий для гражданских.

И каков прием?

Вадим Мартовой: В основном хороший. Но надо быть готовыми потрудиться для возвращения на эти земли исконно русской культуры. Местное население много лет жило в условиях пропаганды, враждебности ко всему русскому, и часть людей воспринимают не новую для них, но основательно забытую культуру настороженно. Мы сегодня фактически занимаемся заполнением образовавшегося культурного вакуума.

Нельзя забывать и о близости фронта. У меня была ситуация, когда после концерта в нашу точку, где мы выступали, прилетел снаряд — американский «Хаймарс». Особенно не стоит пренебрегать безопасностью на передовой. Но мы продолжаем свою работу и в Запорожье, и на Донбассе. Если говорить о конкретных местах, то играли концерты в Энергодаре, Лисичанске, Рубежном, Северодонецке, Мелитополе, Бердянске, Токмаке, Работино, Сватово. Все места, думаю, перечислять нет смысла.

Вы планируете еще работать на фронте?

Вадим Мартовой: Это моя главная задача. Ребята на линии боевого соприкосновения дают возможность нормальной жизни для всех, сражаются храбро и героически. Мой долг делать то, что в моих силах для приближения победы. Если я могу колокольным звоном поднять их боевой дух, это и будет мой личный вклад в наше общее дело. Поэтому планы на будущее очень простые — находиться там как можно дольше, радовать бойцов музыкой. Самая главная задача — оставаться в строю, каждому на своем месте.

Справка «РГ»

На Руси колокола появились в конце X — начале XI столетия, вскоре после того, как князь Владимир Святославич сделал христианство государственной религией. Русские колокола отличались от европейских конструкцией. Колокола традиционно применялись не только в богослужениях. В Новгороде с давних времен колокольным звоном было принято созывать народ на городское собрание — вече.

Старейший русский колокол, сохранившийся до наших дней, находится сейчас в музее-заповеднике «Коломенское». Изготовили его в 1488 году для Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Эта обитель находится в Калужской области и до сих пор остается действующей. Самый большой колокол России никогда не использовался по прямому назначению. Это знаменитый Царь-колокол в Московском Кремле высотой более шести метров и весом 202 тонны.

Российская газета — Неделя — Волга-Урал: №218(9163)
Источник