Жители республики ринулись в автосалоны — эксперты отмечают резкий рост спроса на автомобили отечественного производства и подержанные иномарки. «Вечерняя Казань» выясняла, в чем причины такого ажиотажа, ждет ли нас полная «китаизация» и кто занимает лидирующие позиции в гонке за вниманием и любовью покупателей.
ШЕСТЬ МЕСТ ИЗ ДЕСЯТИ — ЗА «КИТАЙЦАМИ»
По данным аналитического агентства «Автостат», за 9 месяцев этого года в России было продано больше новых легковых автомобилей, чем за весь 2022 год: 717 тысяч против 626 тысяч. С учетом последующих месяцев, каждый из которых добавляет больше 100 тысяч, по прогнозам в этом году в РФ будет реализовано не менее 1 миллиона новых легковых автомобилей.
Свою лепту в эту картину вносит и Татарстан. В январе — сентябре парк автовладельцев нашей республики пополнился 32,6 тысячи новых машин. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост составил 76,9%. Лидерство с большим отрывом удерживает LADA. Машин этой модели было зарегистрировано 13,4 тысячи, что на 122,9% больше, чем за 9 месяцев прошлого года.
В первой десятке остались и два лидера прошлого десятилетия — KIA и Hyundai, но динамика их продаж отрицательная. Так, у Hyundai, расположившегося на четвертой строчке, реализация с 1,9 тысячи сползла до 1,7 тысячи, что по сравнению с январем — сентябрем прошлого года меньше на 11,9%. Продажи еще одного «корейца» — KIA (шестое место) — также показали минус 24,4%. Если за 9 месяцев прошлого года число автомобилей этой марки в республике перевалило отметку в 2 тысячи, то за тот же период этого года их набралось всего 1,5 тысячи.
Еще шесть позиций в топ-10 у китайских брендов, которые демонстрируют потрясающий рост продаж. Второе место в первой десятке сразу после LADA занял Chery. В январе — сентябре этого года число покупок машин этой марки в России выросло на 325%. За январь — сентябрь прошлого года «китаец» реализовал в нашей стране всего 717 машин, а в этом — уже больше 3 тысяч (3,05 тысячи). На третьем месте укрепился соотечественник Chery — Haval. Рост его продаж по сравнению с январем — сентябрем прошлого года превысил 384%: со скромных 614 штук они увеличились до 2,9 тысячи. На пятое место затесался бренд Geely из Поднебесной, у которого дела тоже идут в гору. Продажи по сравнению с прошлыми январем — сентябрем выросли на 255%: 1,5 тысячи против прежних 429.
Стремительно набирает обороты и EXEED, который находится в первой десятке на 7-м месте: плюс 581%. В январе — сентябре 2022 года в Татарстане было куплено 169 таких машин. А за такой же период нынешнего года по нему было заключено 1,2 тысячи договоров купли-продажи. На 8-м месте значится внедорожник OMODA, который появился в России с октября 2022 года. Но в Татарстан он зашел только в этом году: 960 авто. Расположившийся на 9-м месте Changan преуспел больше всего. Он нарастил реализацию на 1550%. За 9 месяцев прошлого года было продано всего 42 авто, а в январе — сентябре нынешнего года — 693. Замыкает десятку «Москвич»: за 9 месяцев татарстанцы покупали его 520 раз.
Что же касается российского топ-10, в нем из не китайских и не российских остаются только KIA и Toyota, поставки которых подпитывались параллельным импортом.
— Рынок перестраивается. Это не может произойти мгновенно. Поэтому пока АВТОВАЗ снимает пенки. Но это временное явление. Его предел — 700 тысяч автомобилей в год, при том, что у нас в стране в лучшие годы продавалось 2 миллиона автомобилей, — говорит бывший владелец автохолдинга «Сапсан» Ильдар Зиннуров.
Он отмечает, что пока этим машинам отдают предпочтение в силу относительной дешевизны. За прошедшие годы сильно подтянулось и качество. Но в итоге, полагает собеседник «Вечерней Казани», за АВТОВАЗом останется треть российского рынка.
Остальную долю ожидаемо займет продукция автопрома из Поднебесной.
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков также считает, что уже в обозримом будущем мы увидим топ-10, в котором на верхней строчке по-прежнему будет LADA, а 9 остальных брендов будут китайскими: «Это произойдет рано или поздно».
ЧИСЛО МАШИН С ПРОБЕГОМ ВЫРОСЛО НА ТРЕТЬ
Однако покупки новых автомашин не идут ни в какое сравнение с подержанными. За 9 месяцев этого года в Татарстане было куплено 120,3 тысячи автомобилей с пробегом. Это почти в 4 раза больше, чем новых. По сравнению с тем же периодом прошлого года их число выросло на треть (32,5%). Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Пальму первенства здесь также держит LADA. Жители нашей республики приобрели больше 30 тысяч (30,9 тысячи) машин этой марки. Одно только число бэушных LADA оказалось почти равно количеству новых приобретенных машин. Впрочем, за 9 месяцев прошлого года они были востребованы немногим меньше — всего на 9,4%, 28,2 тысячи.
На второй и третьей позиции расположились KIA и Hyundai (12,3 и 9,2 тысячи соответственно). Продажи первого бренда показали рост в 56,9%, второго — 46,8%. Некогда, в 2019 году, Татарстан даже входил в топ-10 российских регионов, где были наиболее распространены авто этих считающихся надежными и комфортными корейских брендов. Глава Ассоциации автодилеров Татарстана Руслан Абдулнасыров объяснял СМИ, что их любят за соотношение цены и качества.
Следом за ними, на 4-м месте топ-10, оказался Volkswagen. Если в январе — сентябре 2022 года автопарк республики пополнился 4,2 тысячи авто этой марки, то за 9 месяцев этого года это были уже 6,3 тысячи. Пятую позицию по объему продаж занял Renault. У него рост в 22%: с 4,8 тысячи до 5,9 тысячи.
Toyota (6-е место) подтвердила свою большую популярность. Покупки подержанных машин этой марки выросли едва ли не вдвое, на 49,6%: с 3,6 тысячи до 5,4 тысячи.
Chevrolet в лидеры не выбился, но показал стабильный спрос, что вылилось в 21,3% роста продаж. В январе — сентябре этого года бэушных машин этого бренда в РТ стало больше ровно на 5 тысяч. За тот же период прошлого года это был показатель в 4,1 тысячи.
BMW хотя и занял в топ-10 8-е место, продемонстрировал самый высокий из десятки прирост продаж к прошлому году: 76,6%. Таких автомобилей за 9 месяцев этого года в РТ было зарегистрировано 4,5 тысячи против 2,6 тысячи за тот же период 2022 года. На 9-м месте разместился Ford со средним на общем фоне ростом продаж: 36%. В январе — сентябре прошлого года их покупали 2,8 тысячи раз, а к этому октябрю показатель стал на тысячу больше. Продажи Skoda, замыкающей первую десятку, тем не менее показывают большую народную любовь: плюс 53,7% (3,7 тысячи против 2,4 тысячи 9 месяцами ранее).
Интересно, что в России по числу бэушных автомобилей на первом месте традиционно Япония. Но если раньше на машины из Страны восходящего солнца приходилось 65-66%, то сейчас только 50%. Сокращение стало следствием запрета этой страны на ввоз в РФ автомобилей с объемом двигателя 1,9 литра. По данным «Автостата», только за 8 месяцев этого года россияне потратили на подержанные авто 3,8 триллиона рублей. Итоговая цифра по году прогнозируется на уровне 5 триллионов рублей — рекорд за всю историю.
ТАТАРСТАН — В ТОП-3 РЕГИОНОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫДАННЫХ АВТОКРЕДИТОВ
Статистика по автокредитам подтверждает тенденцию. В январе — сентябре этого года заемщики чаще всего оформляли автокредиты на подержанные автомобили — на них пришлось более 60% сделок. Об этом свидетельствуют данные «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ). В то же время на фоне относительной стабилизации экономики люди стали чаще брать кредиты и на покупку новых автомобилей. Самыми активными месяцами в этом плане стали апрель, июль, август, а самыми провальными — январь, февраль и июнь.
В целом татарстанцы за 9 месяцев этого года взяли 3625 автокредитов почти на 5 миллиардов рублей. Это в 2,3 раза или на 127% больше аналогичных показателей прошлого года по объему (2022 год — 2,2 миллиарда рублей) и в 1,6 раза или 57% больше по количеству сделок (2022 год — 2304 сделки).
По числу выданных кредитов на покупку автомобиля республика стала одним из лидеров в стране, уступив только Москве и Московской области (более 9,7 тысячи кредитов на 23 миллиарда рублей), Санкт-Петербургу и Ленинградской области (более 7 тысяч кредитов на 13 миллиардов рублей).
Руководитель Центра развития автобизнеса в Казани Илья Пахомов отмечает, что «на рост объемов автокредитования повлияли отложенный с 2022 года спрос жителей региона, широкий и разнообразный ассортимент автомобилей из дружественных стран, а также более высокий ценник на авто».
Как подсчитали в «Открытии-авто», по итогам 9 месяцев 2023 года средний чек оформляемого жителями Татарстана автокредита вырос на 44%: до 1,36 миллиона рублей по новым и 1,2 миллиона рублей по подержанным авто. В целом, жители республики чаще всего кредитовались на сумму от 1,5 миллиона до 3 миллионов рублей, сроком от 5 лет и с первоначальным взносом от 20% до 30%.
Интересно, что государственная программа льготного автокредитования, которая действовала в начале года, не оказала существенного влияния на авторынок Татарстана. С ее помощью было приобретено чуть более 8% автомобилей.
По мнению Пахомова, возобновление госпрограммы могло бы снизить выросшую нагрузку на потенциальных покупателей, но при тех темпах роста продаж автомобилей год к году, которые имеют место быть, «целесообразность подстегивать производство и спрос со стороны государства падает».
— Вероятно, этот вопрос станет актуальным при продолжении роста ключевой ставки и падения рынка, произошедшего с августа, — предполагает он, замечая, что после начавшегося в июле цикла повышения ключевой ставки ЦБ РФ авторынок страны упал в августе к июлю на 5,25%, а в сентябре к августу — уже на 8,66%.
В «Открытии авто» «Вечерней Казани» сообщили, что на данный момент в банке действуют совместные программы с автопроизводителями, которые позволяют приобести на более выгодных условиях автомобили таких брендов, как ГАЗ, Baic, Kaiyi, Livan, Voyah, DongFeng, Evolute. В третьем квартале этого года с помощью этих программ было приобретено больше 16% новых автомобилей.
ПО ПАРАЛЛЕЛЬНОМУ ИМПОРТУ «РЕЗАНУЛИ СЕРПОМ»
Теперь, констатируют в «Автостате», объем ввоза в нашу страну автомобилей с пробегом резко снижается. В первую очередь играют роль огромные пошлины утильсбора. Его очень сильно подняли с августа. Из-за этого по новым авто был большой провал. Предвидя это, в июле в страну завезли и купили все, что смогли, включая новые машины и авто с пробегом.
В сентябре авторынок снова вернулся на июльский объем. Эксперты радовались, что машин ввозится все больше, даже несмотря на введенные огромные дополнительные утильсборы. Но с октября льготы по утилизационному сбору отменили.
Во вторую очередь сыграли свою роль ограничения, введенные Японией. Она 9 августа ввела запрет на экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра, гибридных машин и электромобилей.
«Резанули серпом. Тот, кто хотел получить себе праворульный Land Cruiser Prado, да даже RAV4 с двухлитровым двигателем, Honda с двухлитровым двигателем или Nissan, уже не смогут этого сделать», — сожалеет Сергей Целиков из «Автостата».
Все это в совокупности, убеждены эксперты. повлияет как на рынок новых автомобилей, так и машин с пробегом. По данным аналитического агентства, доля альтернативного или параллельного импорта, включая «физиков», в какие-то месяцы доходила до 13-14%. Сейчас на него приходится только 11%.
Доля корейских и японских марок на российском авторынке по итогам 9 месяцев этого года уже сократилась с 5 до 4%, европейских — с 4 до 3%. Прогноз неутешительный: число машин из этих стран продолжит уменьшаться.
Целиков замечает, что это происходит потому, что транзитные пути доставки все больше перекрываются.
— Фактически была закрыта Грузия, потом прикрыли Армению, сильно поддавили Беларусь. Сейчас Киргизия вышла на первое место, но рано или поздно и до нее доберутся. Краник закручивают все туже, — обрисовал ситуацию он.
Зато Китай с каждым месяцем увеличивает продажи в РФ новых автомобилей.
С начала февраля прошлого года доля брендов из Поднебесной занимала на российском авторынке меньше 10%. К сентябрю прошлого года она уже достигла 27%. В нынешнем августе был отмечен пик в 56%, а в сентябре продажи чуть снизились за счет роста у LADA.
«ДОРОГА ТОЛЬКО В ОДНУ СТОРОНУ: НА ВОСТОК»
Экс-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков констатирует, что после того, как западные компании ушли из России, «остался один рынок, с которого можно брать машины».
— Китайские товарищи этим воспользовались и правильно сделали, — заявил он «Вечерней Казани». Моженков прогнозирует, что процент машин из Поднебесной в нашей стране и дальше будет расти.
— Китай в России будет лидером, — дал он свой прогноз нашему изданию. — АВТОВАЗ сейчас тоже развивает свою линейку. Поэтому какая-то конкуренция, на мой взгляд, предполагается. Предпосылки удержать первое место у АВТОВАЗа велики. Пока для кого-то привлекательны его цены. Вместе с тем на некоторые китайские премиальные бренды стоит очередь. Например, модель Tank (внедорожник от китайской Great Wall Motor (GWM). Хорошая машина, достойный премиальный сегмент.
По информации Моженкова, в Китае ежегодно выпускается более 20 миллионов автомобилей.
— Этот рынок по количеству номер один в мире. На Россию у них возможностей хватит. И чем больше марок будет на российском рынке — российских, китайских, иранских — тем лучше для нас, — заключил он.
Бывший владелец автохолдинга «Сапсан» Ильдар Зиннуров также говорит, что «звезды сошлись. Единственная страна, куда Китай может сейчас войти, это Россия». Он напоминает, что отечественный рынок входит в тройку крупнейших в Европе.
Зиннуров убежден, что другой выход у нашей страны был возможен, но лет 50 назад. Тогда, напоминает он, «Москвич» занимал первые места и признавался лучшим автомобилем года по всем параметрам: и по качеству, и по цене.
С нынешним «Москвичом», по его словам, все чрезвычайно сложно. Пока под этим названием происходит отверточная сборка. Эксперт убежден, что так будет продолжаться до тех пор, пока на месте АЗЛК, который был устаревшим уже 20 лет назад, не появится новый автозавод. Он полагает, что на такие огромные расходы российский бюджет пока не может пойти: «Это посильная задача только для СССР».
«БУДУТ ИГРАТЬ РОЛЬ ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ: КОМУ КАКОЙ ДИЗАЙН БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ»
Одни считают, что китайские бренды выводят очень похожие друг на друга автомобили: «Они все одноформатные, у них схожий ценник: в районе 3 миллионов рублей плюс-минус. И визуально отличаются только, в основном, решеткой радиатора и размером экрана». Но, возражают другие, комплектации отличаются достаточно сильно: «Выбрать есть из чего. Поэтому будут играть роль вкусовые предпочтения: кому какой дизайн больше нравится».
Зиннуров утверждает, что в Китае большее разнообразие марок, чем в Европе. К тому же, по его словам, автозаводы там оснащены гибкими автоматическими линиями, которые позволяют создавать многообразие дизайнов и т. д.
— К примеру, у компании Geely 3-4 бренда. Они визуально отличаются друг от друга, но, по сути, это один и тот же автомобиль, — говорит он.
Эксперт вспоминает, что первые автомобили KIA, представленные на моторшоу около 25 — 30 лет назад в Москве, были убожеством: «Китайцы прошли такой же путь. И сегодня качество их автомобилей не ниже, чем у европейских».
К тому же, собеседник издания отмечает, что ныне ведущие специалисты крупнейших автомобильных компаний Поднебесной — это европейцы, которые раньше работали в Porsche, Volvo и других: «То есть китайские машины, которые к нам сегодня приходят, сделаны европейцами».
Что касается стоимости, по его словам, все зависит от массовости. Если будет выпускаться 1 миллион автомобилей в год, это одна себестоимость. А если производится в 10 раз меньше, другая. Поэтому сегодня китайские компании прорываются на наш рынок и продают там много брендов: «Им надо окупать издержки».
Зиннуров рассказал «Вечерней Казани», что его знакомые, которые могут взять по параллельному импорту те же BMW и Меrcedes, выбирают китайские бренды, потому что они превосходят упомянутые марки по дизайну и набору опций.
КТО-ТО ИЗ ДИЛЕРОВ УЖЕ ПЕРЕШЕЛ НА КИТАЙСКИЕ МАШИНЫ, КТО-ТО НА ПУТИ К ЭТОМУ
Бывший владелец автохолдинга «Сапсан» отмечает, что в Татарстане, как и в целом в России, кто-то из дилеров уже перешел на китайские машины, кто-то находится на пути к этому.
По его оценке, «КАН-авто» сейчас — на две трети фирма, которая продвигает продукцию автопрома Поднебесной, а «ТранТехСервис» — на все 100%.
— Если проехать по автоцентрам «КАН-авто», там, где раньше был Hyundai, теперь значится какой-нибудь Geely, — говорит Зиннуров.
Ему известно, что компания «Диалог-авто» в Татарстане торгует автомобилями китайских брендов «еще с тех времен, когда на них никто не обращал внимания». То есть она в этом плане пионер.
— Диалог-авто» был верен китайцам 20 лет, и пока держится на рынке. Но у него нет такой финансовой мощи, как у «КАН-авто» и ТТС. Поэтому, я думаю, со временем его сомнут, — предрекает он.
Экс-владелец «Сапсана» замечает, что те из дилеров, кто пока еще не подобрал для себя приемлемые бренды, занимаются параллельным импортом: те же самые BMW и Mercedes успешно закупают через Казахстан и т. д.
— Это тоже весьма доходная сфера деятельности, — рассказывает Ильдар Зиннуров. Когда автомобили поставляет официальный дистрибьютор, он дает дилеру маржу в 5%. При параллельном импорте этого нет. Один «физик» покупает автомобиль у дилера в Казахстане, продает другому «физику». Так как у нас единое таможенное пространство, таможенных пошлин нет. Это позволяет увеличить маржу на одном автомобиле вдвое-втрое, — пояснил он. То есть объем параллельного импорта не столь высок, но снижение количества авто компенсируется торговой наценкой. По информации Зиннурова, параллельным импортом занимаются все. В том числе «КАН-авто» и «ТрансТехСервис».
«АВТОРЫНОК УМЕНЬШИЛСЯ В ОБЪЕМАХ И ПОСКУДНЕЛ»
Директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов заметил «Вечерней Казани», что сейчас авторынки разных российских регионов практически ничем не отличаются.
— Ситуация везде одинаковая, кроме разве что Дальнего Востока. Там еще активнее завозят подержанные автомобили из Японии, чем раньше, — говорит он.
В целом же, по словам Кузнецова, автомобильный рынок «уменьшился в объемах и поскуднел». У автовладельцев стало меньше выбора как в плане новых автомобилей, так и бэушных.
— Одни китайские машины по большому счету и продают, — констатирует эксперт. — Многие из тех, кто ездит на премиальных автомобилях, учитывая, что особого выбора нет, откладывают их продажи. Параллельный импорт — это капля в море. К тому же ввоз из-за границы тоже осложнился. В связи с этим среди бэушных авто также есть проблемы выбора.
Директору компании «Твой эксперт» известно о том, что в связи с этой ситуацией возродились перегоны автомобилей из-за границы, имевшие место в 90-е годы. Он убежден, что в этом случае существует множество подводных камней. То, что человек может заплатить деньги и не получить машину или получить ее с изъянами, случается реже.
— Чаще неправильно оформляют автомобиль. И у автолюбителя в результате возникают дополнительные непредвиденные расходы в виде таможенных и прочих сборов. Это способствует и дальнейшему удорожанию и так недешевых авто, и, соответственно, рождает недоверие к этой системе, — комментирует он.
Итог оказывается тот же: люди начинают отказываться от продажи своих автомобилей.
— «Китайцев» не хотят. А параллельного импорта, что серого, что не серого, боятся. Снова формируется отложенный спрос, — обозначил собеседник «Вечерней Казани» ситуацию.
Что же касается владельцев среднестатистических авто, по словам эксперта, многие из них пересаживаются на «китайцев». Последние, как известно, уже забрали под себя значительную часть рынка.
«ДЕШЕВЕТЬ ДАЖЕ С УЧЕТОМ КОНКУРЕНЦИИ ОСОБО НЕКУДА»
Эксперты напоминают, что в автомобиле огромная валютная составляющая. Включая те из них, что собираются в России. В машинах, что привозятся напрямую, она составляет 90-95%.
— Дешеветь даже с учетом конкуренции особо некуда. Я не вижу потенциала для снижения цен, сколько бы машин в Россию не завозили, — отмечает Сергей Целиков.
К тому же, по данным сайта «Цена Авто», в октябре нынешнего года помимо в очередной раз выросшего утилизационного сбора у 10 брендов, официально представленных на российском рынке, изменились цены на новые автомобили.
В первой половине месяца ценники поменяли 8 марок: BAIC, Forthing, Geely, Haval, JAC, Kaiyi, LADA и Sollers. Но не все так однозначно: в то время как одни компании подняли ценник на все свои модели, другие переписали цены лишь на некоторые или отдельные комплектации. А кто-то даже и снизил цены.
С 16 по 31 октября подорожали кроссоверы Jetour Dashing и X90 Plus — на 50 тысяч рублей. Первый из них стал дороже на 1,6-2%, второй — на 1,3-1,5%. Сильно подросла цена — сразу на 460 тысяч рублей — у кроссовера Dongfeng 580.
По данным президента профильной ассоциации РОАД Алексея Подщеколдина, дилеры прогнозируют снижение продаж в РФ автомобилей всех брендов на 15 — 20%. Причина все та же — поднятие ключевой ставки ЦБ, которая неизбежно приводит к повышению ставок на автокредиты. Сейчас в России приобретается в кредит не менее половины машин.
Фото: Вечерняя Казань / Павел Хацаюк