По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), с начала года средняя цена на курицу в России выросла на 25 процентов. В сентябре куры стали стоить примерно 221 рубль за килограмм, тогда как в январе килограмм охлажденной птицы стоил 176 рублей. Это самый быстрый показатель роста среди других видов мяса: за тот же период 2023 года баранина, свинина и говядина в среднем выросли на 10 процентов. И эти данные серьезно разнятся с тем, что видят на прилавках казанцы. Жители города жалуются, что лоток курицы в супермаркетах может стоить больше 400 рублей. В некоторых заведениях общепита блюда с мясом птицы все чаще попадают в стоп-лист. «Вечерняя Казань» поговорила с представителями ресторанного бизнеса Казани, чтобы понять, действительно ли городу грозит продовольственный кризис и стоит ли ждать повышения цен на мясо в ближайшее время?
Колоссальный рост цен на курицу эксперты связывают с несколькими причинами: с ослаблением рубля и, как следствие, ростом цен на импортные корма и логистику. Среди причин повышения цен на мясо называют также нехватку производственных мощностей из-за кадрового голода, а также эпидемию птичьего гриппа.
В пресс-службе компании «Юнирест», которая сегодня управляет брендами Rostic’s и KFC в России, сообщили, что нехватка продукции на рынке мяса птицы все же имеется. В компании этот дефицит связывают с растущим спросом на кур, а саму ситуацию на данном рынке называют непростой: себестоимость продукции растет вместе с логистическими затратами, а кадровый кризис не разрешается.
– В текущих условиях мы со своей стороны делаем максимум, чтобы оперативно обеспечивать рестораны свежим куриным мясом с соблюдением наших высоких стандартов качества, – сообщили в пресс-службе «Юниреста».
И это действительно так: владелец франшизы «ДоДо Пицца» в Казани Вячеслав Миллер в беседе с журналистом «Вечерней Казани» рассказал, что его сеть была вынуждена сменить поставщика кур, поскольку вся продукция «Челны-Бройлер» оказалась законтрактована KFC. При этом ежемесячно всей сети «ДоДо Пицца» в России требуется 300 тысяч тонн курицы – Татарстан такой объем обеспечить не может.
Миллер поделился, что ведет переговоры с «Ак Барс Холдингом» о том, чтобы пестречинская птицефабрика поставляла свою продукцию для сети «ДоДо». Но до тех пор, пока договор не подписан, нехватку птицы в федеральной сети пиццерий восполняют благодаря поставкам из Калининграда и Беларуси. «Челны-Бройлер» тем временем все еще числится в базе возможных поставщиков «ДоДо».
– Хорошо, что удалось найти замену, но она дороже. Сырье в среднем подорожало на 30%, соответственно, дорожает и наш продукт, а нам бы этого очень не хотелось. Рынок курицы сейчас очень перегрет. Ее стоимость, можно сказать, приблизилась к стоимости других видов мяса. Такого не было никогда, – поделился Миллер.
Он также говорит, что по законам рыночной экономики нехватка предложения на рынке курицы будет компенсироваться за счет другого вида мяса, из-за чего цены повысятся и на него.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОСТАВЩИК НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С КУРИЦЕЙ
По мнению Миллера, растущий спрос на курицу региональный производитель не может удовлетворить еще и потому, что владельцы птицефабрик не спешат вкладываться в развитие своего предприятия – уж очень нестабильная политическая обстановка в стране. Большую проблему также представляет и кадровый голод.
– Проблема кадров не решается в нашей стране, и производители просто не могут открывать новые производства, поскольку некому работать, – заявил франчайзер «ДоДо Пиццы».
О том, что татарстанские птицефабрики не развиваются, можно судить по данным системы «Контур.Фокус»: ООО «Челны-Бройлер» за 2022 год показало на 24 миллиона рублей чистой прибыли меньше, чем в 2021 году, – 808,8 миллиона рублей. А вот ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс» на конец 2022 года не смогло выйти и на допандемийный уровень – чистая прибыль комплекса составила 346,8 миллиона рублей. Для сравнения: в 2019 году этот показатель у него равнялся 387 миллионам.
Миллер также считает, что нехватка рабочих рук представляет собой главную проблему для российского предпринимателя. И сейчас она превращается в угрозу экономической безопасности страны.
– Если бы у нас сейчас было достаточно кадров и производства развивались бы конкурентно, то и роста цен не было бы, – подчеркнул Миллер.
Собеседник также считает, что для Татарстана этот кризис является большой возможностью, поскольку республика находится на высоких позициях по производству курицы. Необходимо использовать этот шанс и нарастить производство под спрос рынка. Для этого власти должны дать гарантии производителям, чтобы они вкладывались в развитие предприятия.
В пресс-службе регионального Минсельхоза рассказали, что за последние три года в сельскохозяйственных организациях и крестьянско-фермерских хозяйствах реализация скота и птицы на убой в живом весе увеличилась на 4,3%. А по итогам 2022 года Татарстан занимает восьмое место по этому показателю. И количество республиканской продукции составляет 3,3% от всей продукции того же сегмента, производимой в РФ. Повышение цен на курицу в министерстве связывают с инфляцией: курс доллара растет, а за ним растут и издержки.
– Корма в последнее время сильно подорожали, поскольку значительная часть добавок в них импортная, – заявили в пресс-службе Минсельхоза РТ.
А вот дефицит мяса птицы в министерстве опровергли: внутренний рынок, по данным ведомства, полностью обеспечен продукцией.
Информацию о нехватке куриного мяса в республике опроверг и председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров. По его мнению, ключевой фактор удорожания птицы – это слабый рубль и взлетевшее из-за него в цене дизельное топливо.
– На сегодняшний день зерновые корма не в цене, поэтому рост цен связать с ними трудно. Дефицита мяса на сегодняшний день нет – все крупные и мелкие фермерские фабрики работают методом, извлекающим выгоду, – поделился Байтемиров.
Если говорить о не совсем крупных птицефабриках, то, согласно системе «Контур.Фокус», ООО «Пестречинка» на конец 2022 года показала 194,1 миллиона рублей чистого убытка. Годом ранее убыток зеленодольской птицефабрики составлял лишь 24,6 миллиона рублей. Данное предприятие не показывало чистой прибыли как минимум последние четыре года.
Тот факт, что дефицит на рынке мяса птицы в Татарстане мог возникнуть из-за вспышки птичьего гриппа, Байтемиров также опроверг. По его мнению, карантин, введенный раисом республики Татарстан Рустамом Миннихановым в августе этого года, имел незначительные последствия для региональной сферы питания. После обнаружения вируса на Лениногорской птицефабрике было убито более 220 тысяч кур.
КАК ДЕЛА У КАЗАНСКОГО ОБЩЕПИТА?
Генеральный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Галина Шарафутдинова в беседе с журналистом «Вечерней Казани» рассказала, что критичных ситуаций в сфере общественного питания города нет – все поставки в необходимом объеме в заведения приходят.
Однако повышение цен на курицу Шарафутдинова все же отмечает, и она также не исключает, что в будущем может быть создан искусственный дефицит мясной продукции. Когда рестораны, например перед праздниками, решат серьезно закупиться – и это спровоцирует нехватку мяса для остальных игроков рынка.
– Для предприятия это тоже может обернуться не очень хорошо, потому что если производство вернется на круги своя, большое количество денег останется просто замороженным в этой продукции, – поделилась Галина Шарафутдинова.
О возможной смене поставщиков в связи с повышением цен рассказал и соучредитель ресторана «Туган авылым» Радик Абдрахманов. По его словам, сегодня в российском общепите существует дефицит курицы, который связан со вспышками птичьего гриппа. Также Абдрахманов говорит о кратном повышении цен на баранину.
– Я знаю, что существует проблема с мясом, потому что цены выросли в разы. На баранину цены выросли, на курицу цены выросли. Мы даже сейчас рассматриваем вариант поставки баранины из Москвы – это нам будет обходиться дешевле, – говорит Абдрахманов.
Директор по закупкам ресторана «Туган Авылым» Гульназ Мухаметшина рост цен на мясо связывает с возросшим спросом на продукцию и удорожанием себестоимости производства. Она также подчеркнула, что цена на мякоть баранины выросла в два раза.
Зато никаких трудностей с закупкой и поставщиками нет в ресторане «Вартазия» – об этом «Вечерней Казани» рассказала бренд-директор заведения Римма Гарипова. Она также подчеркнула, что ресторан не менял поставщиков.
– Трудностей с закупом мы не испытываем: ни качество не пострадало, ни количество, ни скорость поставки, – поделилась собеседница.
Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»