«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия


Обмеление Волги и дизельный кризис ударили по строителям — на десятки процентов дорожает бетон

В Татарстане вдвое увеличились цены на инертные материалы — песок, гравий, ПГС, которые наряду с цементом являются основой бетона. Песчано-гравийные короли кивают на глобальную беду: в Волге резко упал уровень воды, тяжело груженные баржи не могут подойти к целому ряду причалов. Приходится меньше грузить, делать больше рейсов и тратить больше вздорожавшего топлива, стоимость которого сказалась и на сухопутном маршруте. Но в стане бетонщиков убеждены: двукратный рост не может не иметь спекулятивных посылов. В результате на 18–40% дорожает бетон — ежегодно стройки Татарстана потребляют около 5 млн кубов данного материала. Подробности кризиса — в материале «БИЗНЕС Online».

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

Цены инертных материалов — песчано-гравийной смеси, гравия, обогащенного песка — рванули вверх. А это основа бетона, так что бетонщики в Татарстане бьют тревогу Фото: «БИЗНЕС Online»

«Направил письмо в ФАС с просьбой разобраться в происходящем»: в Татарстане вдвое подорожали песок и гравий

Сентябрь внезапно принес новые вызовы строительному рынку. Цены инертных материалов — песчано-гравийной смеси, гравия, обогащенного песка — рванули вверх. А это основа бетона, так что бетонщики в Татарстане бьют тревогу.

К началу речной навигации весной (а река — основное «месторождение» инертных материалов) цена гравия была около 1 тыс. рублей за тонну. Сейчас же стоимость возросла в 2 раза до 2 тыс. за тонну, сообщил «БИЗНЕС Online» директор ООО «Цементоптторг-СтройСервис» Андрей Шишикин. Похожие цифры называют и другие участники рынка. 

Бетонщики ставят под сомнение обоснованность роста стоимости материалов сразу в 2 раза за один навигационный сезон. «Возьмем перерасход топлива, „мотивировочные“ персоналу на предприятиях, разумные аппетиты поставщиков и получим не больше 1,5 тысячи за тонну. Рост на 50 процентов», — на пальцах подсчитывает Шишикин. Но не на 100 же! Остальное можно считать спекулятивной надбавкой, но покупать приходится. «Лучше сидеть с инертными материалами, чем без них», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».

Ассоциация производителей бетона РТ обратилась к депутату Госдумы РФ Илье Вольфсону — следствием становится рост стоимости бетона. «В итоге растет себестоимость стройки, в первую очередь социальных объектов, — приводит депутат обращение ассоциации в своем телеграм-канале. — Поставщики ссылаются на подорожавшее топливо и обмеление рек, мол, увеличиваются транспортные расходы. Но настолько ли? Направил письмо в ФАС с просьбой разобраться в происходящем. В зоне внимания, в частности, деятельность компаний ООО „КНМ“, ООО „Миру Мир“, ООО „Вектор К“, ООО „Юлташ“, ООО „Бункер-Трейд“ и других».

В минстрое и миндортрансе Татарстана, куда «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями, на наш запрос к моменту публикации не отреагировали.

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

Бетонщики ставят под сомнение обоснованность роста материалов сразу в 2 раза за один навигационный сезон Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

«У нас машины не на воздухе ездят»: среди причин называют падение уровня воды, рост в цене дизтоплива, спрос и спекуляцию

В чем генезис «песчано-гравийной атаки» на стройкомплекс? Для добычи и доставки ОПГС, гравия и песка используют и грузовики, и речные суда. Река — главный источник инертных материалов. 

«Инертники» ссылаются на то, что ушла вода и суда не могут подойти к берегам.

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

Илья Вольфсон депутат Госдумы РФ

Напомним, уровень Куйбышевского водохранилища в этом году опустился до крайне низких отметок. Если нормальный уровень — 53 м по Балтийской системе, то к осени он снизился до 50,46 метра. Хуже было только в 2010-м, когда уровень воды зафиксировали на отметке 49,92 метра. Одна из причин — спуск воды в низовья Волги. 

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

Напомним, уровень Куйбышевского водохранилища в этом году опустился до крайне низких отметок Фото: «БИЗНЕС Online»

Это напрямую влияет на судоходство. Как отмечал в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор «Флота РТ» Роман Лизалин, уровень воды таков, что крупнотоннажные речные теплоходы испытывают проблемы даже при подходе к причалам Казани. Аналогичные проблемы испытывают и груженые баржи с инертными материалами. 

«Не все причалы могут принимать суда. А те, что остались, так скажем, в строю, стали монополистами», — говорит директор компании – производителя бетона «АСК» Алексей Цапелик. По его словам, многие не справляются с нагрузкой. 

По словам владельца ГК «Мир» Тимура Егорова, одна из компаний которого занимается добычей нерудных материалов на месторождении Молочная Воложка (близ Верхнего Услона), работе мешает отсутствие нужного числа единиц флота и невозможность подхода к берегам для выгрузки из-за падения уровня реки.

Низкий уровень воды затрудняет подходы как при погрузке, так и при выгрузке сырья.

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

Тимур Егоров владелец ГК «Мир»

Уровень воды не позволяет нормально работать судам большого водоизмещения. Чтобы сократить осадку, приходится идти с неполной загрузкой, что увеличивает потребное число рейсов и статью расходов на топливо. Кроме того, в некоторых случаях есть необходимость вести сырье посуху — самосвалами. Добавила свое и спекуляция, убеждены бетонщики. 

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

Уровень воды не позволяет нормально работать судам большого водоизмещения. Чтобы сократить осадку, приходится идти с неполной загрузкой, что увеличивает потребное число рейсов и статью расходов на топливо Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом спрос остается очень высоким. В ГК «Мир» констатируют отток сырья на строительство трассы М12. Дорогу от Казани до Москвы планируют запустить уже 20 декабря. Вероятно, на финишную прямую брошены все средства. Егоров напоминает также и о росте зарплат сотрудников, в том числе и на флоте. Это тоже одна из причин подорожания, хотя и не самая основная. Кроме того, произошел бум спроса на бетон из-за того, что в летний период были длительные перебои с цементом. Сейчас этот отложенный спрос влетел в рынок, а ОПГС не хватает, добавил Егоров. 

Еще одна проблема — рост цен на солярку. «Вы слышали о росте цен на топливо? У нас вообще-то машины не на воздухе ездят», — четко ответила на вопрос о резком повышении цен директор ООО «Казанские нерудные материалы» Фания Шингараева. Предприятие считается одним из крупнейших поставщиков, занимается добычей материала на берегу, поэтому уровень воды на нем не отразился, зато солярка, видимо, взяла свое. Если в апреле средняя цена летнего дизтоплива в Татарстане была на уровне 50,3 тыс. рублей за 1 т, то к сентябрю она перевалила за 72 тысячи. 

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

«Строительные программы будущего года верстаются заранее, начальные минимальные цены контрактов не предусматривают подобных скачков» Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

«До следующего сезона материала нам не хватит»: что ожидает строительный рынок 

Если рынок не получится отрегулировать, рост стоимости сырья отразится на себестоимости строительства, считают собеседники нашего издания.

«К чему все это приведет? Если раньше „инертники“ работали на берегах около заводов, в черте города, теперь они переберутся на отдаленные площадки и повезут сырье большегрузами. Это чревато дополнительной нагрузкой на дороги, увеличением стоимости доставки и ростом цены бетона, а как следствие, себестоимостью строительства», — поясняет Вольфсон. Поэтому, очевидно, необходимо срочно принимать меры.

Как боролись с ростом цен на цемент и арматуру

Это уже не первый кризис строительного сезона. Ранее был резкий рост цен на цемент, например в мае он подорожал сразу на 31%. 

Как пояснил «БИЗНЕС Online» Вольфсон, проблема лежала в сфере логистики: производители с ценами не баловались. Не хватало вагонов для поставки цемента, отмечалась спекуляция мелких предпринимателей на местах. Дефицит цемента создал на строительном рынке высокий спрос, чем активно начали пользоваться продажники, толкая цены вверх. «Решение заключалось в ручном управлении, искали и выталкивали вагоны», — рассказывает о результатах работы депутат.

Кроме того, удалось сдержать и растущую в марте цену арматуры. Взлет сразу на 26%. Рост до 50 тыс. рублей за 1 т объясняли увеличением себестоимости производства из-за сезонного роста цены лома черных металлов, повышения тарифов естественных монополий на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Минпромторг предложил металлургам поставлять арматуру для госстроек со скидками, как они, собственно, обещали весной. Будет ли это — вопрос… Тем не менее хотя бы нет резких взлетов.

«Сейчас от строителей не слышу о таких дефицитах и повышениях. Есть небольшие скачки, но они прогнозируемые и не сказываются серьезно на отрасли», — считает Вольфсон. 

В Татарстане, по данным минстроя РТ на 2021 год, ежегодно используется около 5 млн кубометров бетона. Если упростить, то в кубометре одной из ходовых марок бетона (массой примерно 2,4–2,5 т) гравий и обогащенный песок составляют 75% массы, остальное — это цемент (который тоже подорожал) и вода. По расчетам, двукратное подорожание ОПГС — это рост цены кубометра бетона примерно на 1 тыс. рублей.

«Суда не могут подойти к берегам»: стройкомплекс Татарстана накрыл «ценовой шторм» песка и гравия

По словам директора компании «АСК» Цапелика, в начале строительного сезона бетон отгружался по цене 4,5 тыс. рублей за кубометр, в сентябре — 6,5 тыс. рублей. Т. е. рост превышает 40% за сезон. Крупные девелоперы менее зависимы от розницы, но и они фиксируют подорожание на уровне 18% с начала сезона — такую оценку «БИЗНЕС Online» дал замгендиректора девелопера «Унистрой» Искандер Юсупов.

«Сначала все возмущались, но сейчас и покупатели смирились. Единственное, никто теперь не связывается с тендерами, работают только по факту», — говорит Цапелик.

И это тревожный сигнал. Сезонные колебания есть всегда, нерудные материалы каждый сезон дорожают процентов на 50, и рынок к этому привык, но в этот раз речь о двукратном росте. Строительные программы будущего года верстаются заранее, начальные минимальные цены контрактов не предусматривают подобных скачков. На бюджетных стройках цены на материалы проходят экспертизу и закрепляются в сметы еще до начала работ. Неожиданные «прыжки» в стоимости не позволяют ни бизнесу, ни государственным подрядчикам планировать затраты на строительство. 

Вдобавок ожидается дефицит нерудных материалов по окончании навигации. Производители бетона не могут держать большие запасы на складах. В свою очередь, нерудные компании, обычно накапливающие материалы под конец строительного сезона, из-за высокого спроса работают «с колес» и копить запас не успевают. В результате в стане бетонщиков звучат пессимистичные оценки. «До следующего сезона материала нам не хватит. Придется везти по железной дороге, на которой у нас второй год уже дурдом творится», — считает руководитель АСК.

Читайте также: 

  • «Красиво» получается на «трупе» реки»: Куйбышевское водохранилище — в метре от мертвого уровня
  • «Обмеление будет продолжаться»: Росводресурсы слегка сжалились над Волгой и Казанкой
  • Да, если снизить цены на топливо и поднять уровень Волги
  • Нет, здесь вина на спекулянтах, виновата жадность
  • Все дело в слабом рубле, дорогих кредитах и большой инфляции
  • Пусть в этом разбираются антимонопольщики
  • Свой вариант (можно оставить в комментариях)

Ответить
Источник