По данным ГИБДД по Татарстану, с начала осени в Казани зарегистрировано 177 ДТП, в которых пострадали 219 человек и еще четверо погибли. Нынешняя статистика практически не отличается от данных прошлого года, однако это не отменяет аварийной опасности на дорогах в осенний сезон. Все дело в погоде: днем температура воздуха может достигать 15 градусов, а ночью опускаться до нуля – асфальт в темное время суток быстро остывает, из-за чего сцепление с дорогой ухудшается и увеличивается тормозной путь. Ситуацию может ухудшить дождь, резкие порывы ветра, опавшие листья на дорожном полотне. Впрочем, эксперты отмечают, что главной причиной ДТП по-прежнему остается человеческий фактор, а не погода. О том, как водителю избежать аварий в межсезонье, стоит ли уже менять резину и как вести себя за рулем в экстренной ситуации, «Вечерняя Казань» поговорила с экспертами.
По закону менять резину осенью не обязательно – «переобувка» требуется лишь с началом зимнего сезона. Если водитель не успеет сменить летнюю резину на зимнюю, его транспортное средство приравняют к неисправному, а владельца авто оштрафуют на 500 рублей.
О том, что смена резины в осенний период носит рекомендательный характер, рассказал и начальник технического надзора ГИБДД УМВД по Казани Павел Назаров. Это, по его мнению, делается потому, что в разных регионах России разный ландшафт, зима или лето также наступают в разное время, а значит, принудить кого-то сменить резину в межсезонье может быть чревато аварией.
СТОИТ ЛИ ЖИТЕЛЯМ КАЗАНИ МЕНЯТЬ РЕЗИНУ В ОКТЯБРЕ?
По мнению юриста Федерации автовладельцев России (ФАР) Владлена Копвиллема, на аварийность ситуации резина влияет меньше всего, поскольку тормозной путь зависит от массы автомобиля и его скорости. Чем больше эти параметры, тем тормозной путь будет длиннее. В математических расчетах также учитывается и коэффициент трения, за который отвечает резина и состояние дорожного покрытия, но Копвиллем рекомендует следить за скоростью, поскольку именно она больше всего влияет на тормозной путь.
– И никуда от этого не денешься – чем больше масса машины, тем больше будет тормозной путь. Масса и скорость – вот это основное. Да, сцепление с дорогой, конечно, влияет, но, мне кажется, не так сильно, – рассказал Копвиллем.
Автоюрист обращает внимание, что даже с применением современных технологий в торможении максимальное время остановки сократилось бы максимум на десятую долю секунды. Специалисты рекомендуют менять резину на зимнюю, когда среднесуточная температура в течение пяти дней не поднималась выше пяти градусов тепла. В осенний сезон вечер, ночь и утро становятся наиболее опасными временами суток из-за резкого охлаждения асфальта.
– Обычно я менял покрышки в ноябрьские праздники: где-то четвертого-седьмого ноября, – поделился автоэксперт.
Но в то же время Копвиллем признает, что отдельные дни октября бывают опасны – например, когда в течение лишь одних суток температура воздуха может не превышать пяти градусов. Если водитель больше всего поездок совершает вечером или ночью, то сменить резину на зимнюю все же имеет смысл.
– Не нужно идти на предельных скоростях: разрешено за городом 90 километров в час – иди хотя бы 80, – заключил Копвиллем.
НА БЕЗОПАСНОСТИ НЕ ЭКОНОМЯТ
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал журналисту «Вечерней Казани», что в Татарстане сегодня самое время «переобуваться» на зимнюю резину, поскольку регион находится в средней полосе России, температура в которой уже подразумевает смену резины.
– Современная летняя шина хорошо работает даже при нуле градусов. И даже при легких отрицательных температурах, но при одном условии: если асфальт будет сухим, не обмороженным, но такое бывает крайне редко. Как только появляется вода, мокрые листья, наступает от ветра обморожение асфальта, которое может произойти и при плюсовой температуре воздуха. Все меняется очень сильно, и летние шины уже не держат автомобиль, – пояснил Кадаков.
И менять резину нужно не только из-за погоды, но и из-за износа. Старые летние покрышки со временем теряют свои цепные свойства, поэтому в межсезонье нужно быть особенно внимательным к резине.
– Даже если случится откат температуры на какое-то время к более теплой – может быть, снова будет плюс десять или плюс пятнадцать, – это будет кратковременно. Днем тепло, а утром и вечером холодно, – подчеркнул эксперт.
Особенно такая ситуация опасна на эстакадах и мостах, которые продуваются ветрами. Когда дорога проложена по земле, она ей подогревается. И при температуре в три-четыре градуса тепла ситуация на шоссе и эстакаде может кардинально отличаться.
– Вы можете ехать по шоссе – на дороге будет вода. А подниметесь на эстакаду – там уже лед. Это очень тяжело заметить, особенно в темное время суток. Неопытные водители этого не замечают, визуально состояние дорожного покрытия трудно отличить, – поделился собеседник «Вечерней Казани».
Он также высказался и по поводу выбора зимней резины: китайские производители пока еще не достигли в производстве зимних шин тех высот, которые уже покорили такие бренды, как Nokian, Michelin, Pirelli, Bridgestone.
– По летним шинам, на мой взгляд, такой критической разницы нет, есть вполне достойные китайские шины. Но по зимней резине эта дистанция гораздо больше, поэтому, покупая зимние китайские шины, нужно отдавать себе отчет, что вы покупаете именно китайские шины со всеми вытекающими, – рассказал Кадаков.
О конкретных отличиях эксперт предпочел не говорить, но указал на то, что цепные свойства этой резины – как продольные, так и боковые – сильно отличаются от европейских аналогов. Эксперт уверен: на безопасности экономить нельзя, поскольку вся эта экономия может вылиться в еще большие разборы после первого же за всю зиму критического торможения, когда водителю не хватит десяти или даже двух метров тормозного пути.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА РУЛЕМ В ЭКСТРЕННОЙ СИТУАЦИИ?
По мнению преподавателя автошколы «Драйв» Николая Манжелиевского, самая распространенная причина аварий в осенний период заключается в неумении водителем просчитывать дорожную ситуацию – человеку не хватает времени и пространства, чтобы выполнить какой-то маневр.
– Поможет увеличение дистанции, боковых интервалов, а также более четкий контроль скорости потока – и правильное позиционирование себя в потоке. Нельзя забывать про диагональные правила по отношению к другим автомобилям: не допускать параллельного позиционирования на дороге, чтобы мы могли друг друга видеть и могли друг с другом взаимодействовать, – рассказал эксперт.
Также Манжелиевский говорит о необходимости строгого соблюдения дистанции между автомобилями, измеряться которая должна не метрами, а секундами. Дистанции в три-четыре секунды будет вполне достаточно.
– Если водитель сзади не соблюдает дистанцию, нужно избегать резких маневров, резких торможений. Важно помнить, что даже если мы будем пострадавшей стороной в ДТП, мы все равно испытаем потери. В ДТП не бывает правой стороны: бывает виновник дорожно-транспортного происшествия и бывает пострадавшая сторона, – подчеркнул преподаватель автошколы «Драйв».
Манжелиевский говорит, что многие ошибки на дороге водителю были бы прощены, если бы он видел дорожную ситуацию несколько дальше. Не на три-пять секунд, а хотя бы на 10.
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Алексей Куденко / Владимир Федоренко / Сергей Красноухов / РИА «Новости»