Для туриндустрии пробил звездный час: россияне начали много путешествовать по стране. Но готов ли бизнес удовлетворить спрос? Дело не только в нехватке отелей и зачастую невысоком качестве сервиса. Нужны подготовленные кадры. И это не только горничные, администраторы и повара. Не хватает специалистов, способных разрабатывать и претворять новые проекты, которые бы привлекали туристов в регионы.
По словам Рафиса Бурганова (на фото — слева), учатся и мэры, и руководители отелей. Все они уезжают с готовыми проектами. / Пресс-служба ПГУ физкультуры, спорта и туризма
В немалой степени решить проблему поможет новый национальный проект «Кадры», который предложил запустить Владимир Путин. При этом уже сегодня в регионах пытаются переломить ситуацию с дефицитом профессионалов. Так в открывшемся в Казани Центре развития кадрового потенциала туристской отрасли на базе Поволжского государственного университета физкультуры, спорта и туризма начали готовить топ-менеджеров для туриндустрии. В этом году пройти профессиональную переподготовку только по одной из программ смогут команды из 21 региона России.
Чему и как учат в центре, рассказал ректор Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма доктор экономических наук Рафис Бурганов.
Рафис Тимерханович, центр открылся в феврале, но уже есть регионы, которые попали в лист ожидания. Чем вызван такой спрос? Специалистов-то в сфере туризма сейчас готовят по всей стране.
Рафис Бурганов: Дефицит кадров в туротрасли не один десяток тысяч человек. При этом наш центр был создан для подготовки именно региональных команд. В каждую из них входят и представители органов власти, и руководители туроператоров, и отелей, и предприниматели, готовые выступить в роли инвесторов. Такой подход позволяет сформировать группу профессионалов, способных разрабатывать и реализовывать проекты развития туристских территорий в регионах.
В последнее время в России туристический сегмент получил серьезную господдержку. По всей стране появляются новые, очень крупные инфраструктурные проекты — Новая Анапа, например. Но даже если мы развиваем какой-то небольшой туристический проект, подход должен быть комплексным. Каким бы замечательным ни был новый объект, но если к нему нет дороги, а вокруг разруха, то приток туристов будет разве что только вначале и, как только где-то появится что-то лучше, наступит отток. В туризме нет мелочей. Мы это прекрасно поняли на примере Казани, когда готовили город к тысячелетию, а затем к Универсиаде.
Общение с региональными командами показывает, что у бизнеса большое желание удовлетворить спрос на внутренние туристические продукты, но знаний, системного подхода пока не хватает.
Команды каких регионов первыми отучились в центре?
Рафис Бурганов: Три команды из Самарской области, Татарстана и Башкортостана. Эти соседние регионы исторически все время соревнуются друг с другом, и мы, откровенно говоря, переживали, как выстроятся отношения между командами. А в итоге получилось как в культовом советском фильме — «кто нам мешает, тот нам и поможет». В конце программы команды не только защитили свои проекты, но и пришли к выводу, что надо разработать общий туристический продукт.
Дефицит кадров в туротрасли не один десяток тысяч человек
В этом году обучение пройдут команды из 21 региона страны, из них 12 уже приступили к занятиям. В их числе группы из Дагестана, Удмуртии, Свердловской, Тульской, и других областей.
Кто и чему их учит?
Рафис Бурганов: Обучение проводится по специально разработанной программе. Она включает и экономические дисциплины, в том числе маркетинг, и цифровизацию. Мы стремимся, чтобы каждая команда уехала с готовым к реализации туристическим проектом. Преподаватели входят в ТОП-20 специалистов. Причем они адаптируют свои выступления к особенностям регионов. Ведь то, что, к примеру, хорошо для Волгограда, не подходит Курску или Республике Коми.
Для меня хороший результат работы — успешно реализованные туристические проекты, а главное — увеличение доходов туротрасли. По объему средств, привлекаемых из других сфер, а это и транспорт, и общепит, и здравоохранение, туризм может поспорить даже со строительной отраслью, которая считается локомотивом экономики. Важно правильно направить эти потоки. Если инвестор просто вложит средства, а при этом ни бизнес-проекта, ни плана развития территории у него нет, регион не помогает — эффекта не будет. Вот, к примеру, Казанский Кремль. Помните, что вокруг него было — ветхие дома, дорога вдоль стены. Если бы не воля первого лица республики, не слаженные действия власти, ни о какой туристической привлекательности не могло быть и речи.
Когда в Татарстане только начинали развивать туризм, Казань посещали 400 тысяч туристов в год, сегодня — четыре миллиона. И потенциал гораздо выше. Португальский город Фатима с населением 50 тысяч человек, где хранится один из списков Казанской иконы Божией Матери, ежегодно посещает до семи миллионов туристов-паломников. Мы на своем примере хотим показать региональным командам, каких результатов можно добиться.
Российская газета — Столичный выпуск: №49(9291)